Розенкрейцеры, мартинисты и «внутренние христиане» в России конца XVIII — первой половины XIX вв. Лекции И.Г.Шварца

сновные сведения о философско-религиозных
взглядах И.Г.Шварца можно получить из его лекций, прочитанных в период
профессорства в Московском университете (1779-1784 гг.). Ближайший сподвижник
Шварца Н.И.Новиков придавал этим лекциям исключительное значение. На следствии
он показывал: «В сие же время, помнится мне, начались вышеупомянутые лекции, из
которых, помнится, в 1782 году составилось дружеское учёное общество, имевшее
предметом своим единственно распространение литературы»[1].
Масоны XIX века очень высоко ценили лекции Шварца. Из переписки
В.В.Артемьева и П.А.Болотова видно, что «драгоценные лекции покойного Шварца»
служили критерием оценки масонских познаний[2].

В своей записке
А.П.Шувалову Шварц сообщал, что главными задачами своей деятельности в
Московском университете он считал: 1) по возможности распространить в публике
правила воспитания; 2) поддержать типографское предприятие Новикова переводом и
изданием полезных книг; 3) стараться привлечь в Россию иностранцев, которые бы
способствовали воспитанию, или, ещё лучше, воспитать на свой счёт учителей в
России[3].
Последнюю из этих задач Шварц начал выполнять немедленно после переезда в
Москву. 21 августа 1779 года Шварц был назначен экстраординарным профессором
университета по кафедре немецкого языка, а уже 13 ноября им была открыта
Педагогическая семинария, инспектором которой он и был назначен[4].
Первоначально планировалось обучить на учителей шесть студентов университета.
Для успеха этого начинания были использованы проценты с капитала, пожертвованного
Демидовым, а также 5000 рублей, принадлежавших лично Шварцу. Пожертвования на
тот же предмет были сделаны Херасковым, Новиковым, Трубецким, Черкасским[5].
По мнению М.Н.Лонгинова, учреждением Педагогической семинарии было положено
начало будущего «Дружеского учёного общества», ставшего центром предприятий
Шварца и Новикова[6].

Много внимания
Шварц уделял своим прямым обязанностям по кафедре немецкого языка. При
вступлении в должность им была произнесена речь «О способах изучения языков».
Вскоре Шварц подготовил и издал учебное пособие «Начертание первых оснований
немецкого слога при Императорском московском университете». В своих лекциях по
языку он использовал метод Плюша, а также труды Готтеда, Гейнца, Рамлера[7].
В университете Шварц повторял со студентами грамматику, сопровождая лекции
рассказом о «книгах, полезных для образовательного вкуса»[8].
В начале 1781 года Шварц начал издавать «Московскую Немецкую газету», кроме
того, пытался распространять немецкие и французские ведомости.

В дальнейшем Шварц
читал ещё несколько курсов, напрямую не связанных с преподаванием языков, но пропагандировавших
философско-религиозные взгляды масонов. М.Н.Лонгинов указывал, что кроме лекций
по филологии в университете Шварц читал с августа 1782 для студентов и
семинаристов курс эстетической критики. В нём рассматривались сочинения
Аристотеля, Цицерона, Квинтилиана, Горация, Бате, Рамлера, Гома, Буало,
Баумгартена, Гейнца и т.д. Шварц занимался разбором не только немецкой, но и
вообще новейшей литературы. С 17 августа 1782 года по 5 августа 1783 года Шварц
читал у себя дома курс философии истории, а по воскресеньям с 3 сентября по 31
декабря 1782 года — лекции «О трёх познаниях»[9].
В действительности сложно определить, с какого времени Шварц начал читать свои
философско-религиозные курсы, так как первоначально он мог читать их для своих
друзей, например, на собраниях ложи «Гармония». Новиков на следствии сообщал,
что Шварц сам предложил своим собратьям прослушать курс его лекций, которые и
стали проходить в доме Новикова, куда разрешено было приводить и посторонних
людей. Новиков затруднялся сказать, когда проходили эти лекции — до 1782 года
или позже[10].
Очень высоко оценивал лекции Шварца первый историк масонства, розенкрейцер
Д.И.Попов. В своей неизданной книге «Материалы для жизнеописания пяти
благочестивых мужей в России, из разных достоверных источников вобранные» Попов
писал: «Шварц принял на себя труд развеять распространение мрака неверия и
открыл лекции для всех желающих. Он разбирал Гельвеция, Руссо, Спинозу, Ля
Метра и прочих, сличая их противоречившими им философами и показывая разность
между ними… простые слова его исторгали из рук многих соблазнительные книги и
помещали на их место Св. Библию, которую до того никто и не читывал»[11].
Г.В.Вернадский указывал, что лекции Шварца пользовались такой популярностью,
что служили введением ко многим речам масонов (розенкрейцеров)[12].
А.В.Семека называл лекции Шварца «приведённым в систему учением розенкрейцеров»[13].
Иначе говоря, исследователи отмечали серьёзное влияние философско-религиозных
взглядов Шварца на московское масонство.

Лекции Шварца были
опубликованы лишь в 2008 году. До этого самая большая публикация была
предпринята воспитанником «Дружеского учёного общества» М.И.Невзоровым. В 1813
году в журнале «Друг юношества» он поместил отрывки из лекций Шварца «О трёх
познаниях: любопытном, приятном и полезном». Невзоров подошёл к публикации
очень осторожно и выбрал из лекций только то, что относится к рассмотрению
внутреннего мира человека. Это были последние лекции курса, базировавшиеся на
произведении Л.К.Сен-Мартена (популярного и в XIX
веке). Всё, что было связано с Богом, тайнами мироздания и т.д., редактор
журнала благоразумно оставил без внимания. Во введении указывалось, что эти
лекции были произнесены в 1783 году. Публикация занимала менее двадцати страниц
(с. 85-101). Давались отрывки из лекций: № 11 «О свойствах и способностях
человека» (с. 85); № 12 «Тройственное состояние человека» (с. 88); № 14 (с.
94); № 16 «О воображении и чувствах человека» (с. 99). Современные редакторы
труда Г.В.Вернадского ошибочно отнесли материалы Шварца, размещённые в «Друге
юношества», к «Курсу философской истории»[14].

Материалы
лекционных курсов Шварца сохранились в рукописях в хранилищах С.-Петербурга и
Москвы. В фонде Отдела рукописей РНБ (ОФРК. Д. O
III 175) хранится рукописная книга, содержащая два
раздела. В первом помещены переводы Фенелона (составитель сборника указывал
переводчиком себя). Во втором разделе содержатся «Речи, говоренные покойным
Шварцем», у заглавия карандашом приписано «Беседы покойного И.Е.Ш.» (Ивана
Егоровича Шварца — один из вариантов имени и отчества Шварца, использовавшихся
в России). Общий объём конспекта лекций составляет 41 страницу. Лекции
начинались с 53-й страницы книги, но в них была собственная нумерация. Материал
не был обозначен годом, давались лишь даты лекций: 3 и 24 июля, 7, 17, 24 и 31
августа. Текст лекций не совпадал по содержанию с курсом «О трёх познаниях».
Вероятнее всего, это был курс философии истории, о котором писал М.Н.Лонгинов,
исследователь датировал его с 17 августа 1782 года по 5 августа 1783 года.
Читался этот курс в доме И.Г.Шварца для студентов Педагогической и
Филологической семинарий. В своей публикации 2008 года А.Д.Тюриков назвал этот
цикл «Публичные лекции», но начинались они с 17 августа 1782 года. До 21
декабря было прочитано 17 лекций и ещё 10 с января до 5 апреля 1783 года.
Тюриковым был опубликован краткий конспект этих лекций (некоторые из лекций
передавались всего десятком предложений)[15].

Первые лекции курса
были посвящены внутреннему миру и способностям человека. Шварц учил, что
человек бывает троякого рода, в зависимости от того, что в нём господствует —
голова, сердце, чрево. С этой зависимостью связны чувства, которым бывает
подвержен человек. Люди, руководствующиеся только рассудком, бывают горды. Те,
что подчиняются велению сердца, — человеколюбивы. Слушающиеся голоса чрева — подвержены
всем страстям[16].
Подобный сюжет был в третьей лекции курса «О трёх познаниях».

В следующей лекции
Шварц переходил уже к материалу курса истории философии. Он говорил о
способностях человека, связанных с научным познанием. По его мнению, живое
познание находилось в сердце, а историческое — в воображении человека. Кроме
того, у людей существовало два вида разума — духовный и физический. Человек сотворён
ограниченным и подверженным заблуждениям, но ему дарован естественный закон.
Здесь Шварц делал нехарактерное для него алхимическое отступление, сообщая
слушателям, что «из химии известно, что в человеке находится соль света»[17].

Непосредственно
история философии начиналась с третьей лекции. В материалах конспекта сохранились
лишь лекции, посвящённые стоикам, эпикурейцам и пифагорейцам. Однако
первоначально лектор только упоминал названия философских школ и вновь
переходил к общим вопросам. Очень характерным для Шварца было заявление о том,
что главная пружина развития человечества есть стремление к совершенству и
блаженству. Затем следовала критика материалистического учения Вольтера. В
противовес Вольтеру Шварц заявлял, что Бог для человеческого разума непостижим,
но представление о нём человек может составить на основании Священного Писания[18].

Лишь в
предпоследней лекции конспекта Шварц начинал объяснять разницу между
эпикурейцами и стоиками. Для оценки религиозно-философских взглядов Шварца
особую ценность представляет его рассказ о классификации духов по учению
эпикурейцев. Они выделяли три вида духов — боги, добрые духи, свободные духи
(могут избрать как добро, так и зло). Кроме того, выделялось ещё пять классов:
1) Бог, 2) духи от Бога, 3) духи, стремящиеся к добру, 4) свободные духи (к ним
относились и души людей), 5) духи, управляющие материей. Шварц отмечал, что
человек может переходить в верхние классы духовной иерархии[19].
Думается, что классификация духов была взята Шварцем вовсе не от эпикурейцев.
Это был один из ярких примеров привнесённой в лекции масонской пропаганды, в
чём и обвиняли Шварца его противники. В варианте, приводившемся А.Д.Тюриковым,
в лекции 24 августа 1782 года Шварц открыто писал о влиянии розенкрейцеров на
императора Священной римской империи Максимилиана (1459-1519). Розенкрейцеры
предлагали Максимилиану свой рецепт исправления нравов[20].
Возможно, это было единственное публичное упоминание Ордена злато-розового
креста, раздавшееся из уст российского розенкрейцера. В лекциях, относящихся к
началу 1783 года, Шварц уже открыто ссылался на труды алхимиков, некоторые из
которых принадлежали к Ордену розенкрейцеров — Парацельса, Авиценну,
Г.Веллинга, Я.Б.Гельмонта, Р.Фаладда, Г.Кунрата[21].
В целом составить общее представление о «Публичных лекциях» Шварца сложно, так
как они дошли до нас в сильно сокращённом виде. Очевидно, что под видом анализа
философских систем Шварц внедрял в умы слушателей основы розенкрейцерского
учения. Более развёрнуто те же идеи предлагались в курсе «О трёх познаниях».

Лекции И.Г.Шварца «О
трёх познаниях: любопытном, приятном и полезном» были хорошо известны ещё дореволюционным
исследователям. Их цитировали и пытались выявить источники взглядов Шварца.
Курс лекций «О трёх познаниях» хранится в Отделе рукописей РНБ, Основной фонд
рукописной книги (Д. QIII 40). Он состоит из 16-ти лекций (86 страниц). В
публикации А.Д.Тюрикова (источник НИОР РГБ Ф. 147, Д. 141) курс состоял из
17-ти лекций. Последняя лекция носила название «Изъяснение некоторых слов,
употребляемых учёными, а именно: “априори” (a
priori) и “апостериори” (a
posteriori), аналитически и синтетически». У Тюрикова
до 12-й лекции указывались даты их произнесения, кроме того, 7 и 17 лекции
имели заглавия.

Уже в первой лекции
курса «О трёх познаниях» Шварц заявлял, что разум человеческий не в силах
понять источник происхождения всего сущего[22].
Информация об этом исходит от самого Бога. Во второй лекции Шварц сообщал
слушателям о том, что для того, чтобы понять суть человека, необходимо
обратиться к книге, написанной 3000 лет назад, — Библии. Она написана по
вдохновению Духа Божьего мудрейшим из людей Моисеем. Шварц уверял, что в Библии
можно найти ответ на любой вопрос[23].
Более того, в конце курса лекций Шварц открывал уже подготовленной аудитории,
что Бог в Библии показал человеку весь план его будущей жизни[24].
Иначе говоря, Библия была неиссякаемым источником знаний о Боге, о мире и месте
человека в нём. Но, как выяснялось, понять Библию и верно истолковать её
предсказания было сложно.

Шварц заявлял о
том, что для понимания Библии требуется обучение. Он говорил о том, что в
древние времена некоторые христиане совсем отвергли науки и пытались спастись с
помощью внешних действий — обрядов, поклонов, постов, плёток. «Вера скрылась,
ложь воцарилась, и люди, следуя одной только наружности, не ощущали в сердце своём
ни малейшего влечения и любви к Богу и в результате этого подпадали под власть
дьявола», — проповедовал лектор[25].
Это был единственный в лекциях демарш против официальной церкви. Шварцу было
необходимо объяснить слушателям, почему их не должны удовлетворять традиционные
трактовки библейских текстов.

Отличие своих
разъяснений от церковной концепции Шварц объяснял тем, что славянская Библия
неточно переведена. Другой причиной он указывал то, что Моисей писал для
неграмотных пастухов и вынужден был пользоваться доступным им языком[26].
В других лекциях Шварц указывал, что нынешние богословы понимают Св.Писание в
буквальном смысле, отсюда происходят ошибки[27].

Одним из первых
источников, предлагаемых Шварцем для разъяснения Библии, была Каббала. Ссылаясь
на евреев, он сообщал, что тайна Библии раскрывается в Каббале, она переходит в
роду людей от Адама и скрыта от непосвящённых[28].
В другом месте Шварц рассказывал, что евреи утверждают, что истинное знание
сохранилось лишь в секте Э… (ессеев) и что это единственная секта, которую не
критиковал Христос (идея, заимствованная Шварцем из учения
Циннендорфа-Рейхеля). Он обещал в дальнейшем раскрыть слушателям понятия
каббалистов (в лекциях это сделано не было)[29].
При этом Шварц, как и Мартинес Паскуалис, критиковал евреев и их веру. Шварц
заявлял, что Талмуд содержит сказки о том, что Бог плакал, молился. «Так как
евреи не признают восчеловечивание Бога, то их религия ложна», — делал вывод
Шварц[30].

Важнейшим
источником знания о потустороннем мире, по Шварцу, были откровения, дарованные
Богом людям. Согласно традиционной масонской концепции Шварц заявлял, что
первым божественные откровения получил Адам. Он сообщал, что падение человека
произошло не сразу, а из рода в род, чтобы остановить этот процесс Бог сначала
посылал пророков, а затем дал Моисею закон. Шварц оговаривался о том, что «некоторые
утверждают, что Божье откровение от Адама дошло до сего дня через «друзей
Божьих»[31].
Тут же Шварц объяснял, кого имел в виду. «Некоторые избранные с самого рождения
отличаются от всех людей особой склонностью к Богу. Имеют силу говорить о таких
вещах, о которых даже учёные понятия не имеют. Такие люди посланы на землю для
просвещения и исправления человеческого рода», — рассказывал Шварц. Как примеры
«избранных» он указывал Я.Бёме и И.Лафатера, «проповедовавшего так
проникновенно, что всякий должен был с ним согласиться»[32].
«Дух Святой действует внутри сердца избранных, управляет ими…, самый порочный
человек по истинному раскаянию откровение получить может», — проповедовал Шварц[33].

Лектор раскрывал
слушателям и некоторые особенности получения божественных откровений. Шварц
объяснял, что человек получает божественные откровения тремя путями: через
чувства, через рассудок, через сердце. По его словам, откровения также можно
было получать через церковную историю и Библию (заметим, не через Церковь).
Другой «род откровений» получался через молитву, ощущение и любовь. Существовали
и особые знаки божественного откровения, которыми отмечался человек. Лицо
избранного должно было быть «одухотворённо», его проповедь должна была
удовлетворять разум и поражать сердце, кроме того, избранный мог творить чудеса
и произносить пророчества[34].

В лекциях Шварца
можно выделить отдельные темы — «О человеке и его предназначении», «О свойствах
человека», «О сотворении мира (комментарии к Книге Бытия)».

Уже во второй
лекции Шварц начинал излагать свои взгляды на устройство мироздания. К этой
проблематике он возвращается в третьей, четвёртой и пятой лекциях, каждый раз
связывая глобальные проблемы мироздания с человеческой природой (чему и посвящена
большая часть каждой лекции). Наконец, в шестой лекции Шварц давал описание
шести дней творения, комментируя Книгу Бытия.

С самого начала
своих комментариев Шварц сверял текст славянского перевода Книги Бытия с
неизвестным «подлинником». Словам «Вначале Бог сотворил Небо и Землю» Шварц
противопоставлял «истинный» перевод — «Произвёл Бог верхнее и нижнее, или
действующее и страждущее — сушь и влагу». Отталкиваясь от такого нового смысла,
Шварц развивал теорию сотворения мира. Даже Бог в этой интерпретации носил имя
Элогим (Шварц разъяснял, что в Библии приводится 72 имени Божьих, важнейшие из
которых — Элогим, Зебаод, Иегова, Адонай).

В дальнейшем ещё в
одном месте Шварц обращал внимание на особенности языка Библии. Он заявлял, что
три дня Бог творил, а на четвёртый, при сотворении света, Бог «рёк» — то есть
извлёк лучшее из всего творения и создал добро — свет и противостоящую ему тьму
— зло (или мир духовный)[35].
Это несколько не вписывается в общую картину мироздания, рисуемую в лекциях.

В конце пятой лекции,
предваряющей описание «Шести дней творения», Шварц давал краткую аннотацию. За
шесть дней Творения Бог сотворил вещественный мир. Сначала он создал «Небо» или
ангельский мир, затем — «Землю» или хаос, потом — «Воды» или тончайшее из хаоса
и грубейшее из ангельского мира. «Воды» Шварц называл «маткой всех вещей».
Шварц пояснял, что эти три неизменных составляющих вещественного мира некоторые
философы называют «соль, сера и меркурий»[36].
В другой лекции Шварц сообщал, что всё в мире было сотворено из соли, огня и
воды[37].

Шварц не давал
определения Бога. Но из общего контекста можно понять, что это духовная
сущность, содержащая в себе весь мир. Бог творит из себя, придавая духовным
вещам материальную суть. Ссылаясь на Апостолов, Шварц пояснял свои слова: «Из
невидимого учинилось видимое, что в невидимом существовало»[38].
По утверждению Шварца, из первых сотворённых вещей последовательно извлекались
следующие творимые.

В первый день было
создано «Небо» — это ангельский мир, выделенный из «Мрака». В этот день произошло
отделение света от тьмы (хаоса). Под понятиями «Сушь» и «Влага», «Свет» и «Тьма»,
«Добро и Зло» Шварц понимал одно и то же — две причины бытия, составляющие ангельский
мир и хаос, — видимая и невидимая причины[39].

Шварц ничего не
писал о создании духов — ангелов (возможно, подразумевалось, что они созданы
вместе с ангельским миром). При этом, отвечая на вопрос «Откуда взялось зло?»,
Шварц рассказывал, что «Свет» и «Марк», изначально созданные, имели своих
правителей. Правитель «Мрака» Люцифер, пытаясь вобрать в себя весь свет своего
круга, породил огонь, который выжег его мир. В результате появился Хаос. Бог по
своей милости из этого мрачного круга сотворил наш мир[40].
Это была уже расшифровка событий первого дня творения.

Во второй день
Творения была создана «Твердь», разделяющая «воды верхние» от «вод нижних».
Шварц разъяснял, что некоторые понимают это как создание воды и воздуха. Он же
считал, что это две стихии, между которыми (в тверди) сражаются мрак и свет,
Бог и дьявол. Всё это ещё были явления духовного, а не материального мира.
Материальный мир начал твориться на третий день.

В третий день
произошло сотворение «Земли» — суши, отделённой от воды, собранной в твёрдые шары.
Воздух (верхние воды) дал жизнь растениям. В четвёртый день были сотворены «Солнце
и светила». Бог собрал рассеянный свет в одно место, это было Солнце,
освещающее Луну и звёзды. На пятый день Бог извлёк из вод семена и из них
сотворил птиц и рыб, а затем оживил их светом и теплом. На шестой день Бог создал
зверей и человека[41].
Из всего сотворённого на земле Шварц отдельно упоминал лишь животных. По его
мнению, они не имели внутренних чувств, после удовлетворения своих физических
потребностей не испытывали беспокойства и не знали никакого зла, кроме
физического[42].
По поводу сотворения человека Шварц указывал, что человеческий разум не в
состоянии постичь этого таинства[43].

В другом месте,
рассказывая об устройстве мира, Шварц обращался уже к современным ему научным
знаниям: «От Солнца свет передаётся тёмным планетам — Меркурию, Венере, Земле,
Луне, Марсу, Юпитеру, Сатурну. Само Солнце вращается вокруг Сириуса (находится
на расстоянии 4 биллионов километров), этот Сириус может, в свою очередь,
вращаться вокруг других Сириусов. Более того, Шварц делал вывод о том, что то,
что для людей кажется небом, в действительности таковым не является, и то, что
не видимо для людей, для других существ может быть видимо»[44].
Подобный подход был удивителен для мистика, но вполне нормален для профессора
Московского университета.

Можно сделать
заключение: части лекций Шварца, посвящённые сотворению и устройству
мироздания, не были цельны и последовательны. Чувствовалось, что у автора нет
собственных твёрдых взглядов на этот счёт и что он заимствует построения из
различных учений, в зависимости от контекста лекций. Иначе говоря, рассказ
Шварца о мироздании носил подчинённый характер. В первую очередь его
интересовал человек и его место в мире.

Именно с человека
Шварц и начинал своё изложение в первой лекции. Для начала он пытался
перекинуть смысловую связь между новым материалом и тем, с чем слушатели уже
познакомились в его университетских лекциях по истории языка. Чтобы понять
сущность человеческой природы, Шварц предлагал обратиться к свойству
человеческих языков, «в которых сокрыты великие познания, пропускаемые нами без
замечания». По его словам, внутри человека скрывается «я», которое хозяин и
которому тело служит. Иначе говоря, внутри человека находились два существа — «действенное
и страдательное». «Действующее или внутреннее» — называлось душа. Своё заключение
Шварц подтверждал на примере, взятом из речи. «Я люблю, — так говорят о душе»,
— заявлял Шварц. «У меня болит», — так, по его мнению, говорили о телесной сути
человека[45].

Дальше Шварц
приводил взгляды различных философов на природу человека (человек — вершина
развития природы, или он создан Богом, но получил свободу воли и теперь высшими
силами не контролируется). Затем он раскрывал собственные воззрения на этот
предмет. По мнению Шварца, человек вобрал в себя всё лучшее из духовного и земного
миров. Сотворение человека Шварц не описывал, зато много места в лекциях уделял
его духовной сути. По словам Шварца, в мироздании человеку отводилась очень
важная роль, он являлся звеном, соединяющим духовное с материальным. Человек
был первым из материальных существ и последним из духов. В материальном мире за
ним шли звери, растения, металлы и камни, а затем огонь и вода. В духовном мире
выше человека стояли ангелы и Бог. К их духовной высоте человек должен
стремиться. При этом он имел возможность по своей воле подняться до существ
духовных или погрузиться в материальное[46].

Кроме своей
духовной и материальной сути, по мысли Шварца, человек имел и ещё одну
двойственность. Он оказался между двух начал — светом и хаосом. Человек имел в
себе магическую силу, которая может привлекать к себе оба начала. Шварц
сравнивал человеческую сущность с двумя треугольниками, соединёнными вершинами,
место соединения треугольников находится внутри круга. Верхний треугольник
является царством света, нижний — царством тьмы, то, что обведено кругом, является
сущностью человека. Он содержал в себе начала света и начала тьмы. Шварц
утверждал, что в силах человека увеличить то или другое[47].
Ту же самую идею лектор развивал и в другом месте, но уже со ссылкой на
Св.Писание[48].

Очень мало внимания
Шварц уделял грехопадению человека. По его словам, при сотворении человек имел
в себе мужское и женское начало — действующую и страждущую причины. Первое
падение человека произошло по причине отлучения мужской силы от женской[49].
Касался Шварц и второго грехопадения (хотя так его не называл). По его словам,
первый человек по совету дьявола предался воображению и вкусил запретных
плодов. Дальше это направление Шварц не развивал, ограничиваясь сообщением о
том, что Адам от света обратился к мраку и приумножил в себе мрачное начало.

Взгляды Шварца на
то, как человек может достичь Спасения души, были неоднородны. Первый вариант
имел каббалистическую основу, речь шла о том, что человек должен привлечь к
себе божественный свет, этим исправив грех Адама. Шварц описывал, «каким
образом находящеюся в нас магнетической силою привлекать в себя свет и тем
самым истреблять мрачность и возвращаться к первоначальному состоянию»[50].
Причём в этом деле человек должен был руководствоваться Христовым учением.
Совершенно неожиданно каббалистическая идея о привлечении света связывалась
Шварцем с институтом монашества: «Предки, зная о том, какое значение для
человека имеет привлечение света, учредили монашеские общества, где люди
занимаются очищением и привлечением света»[51].
Гораздо позже, в восьмой лекции, Шварц развивал перед слушателями и более
привычное для православных учение о том, что Слово Божье передаётся через
человека, от Святого Духа, и человеческий разум без Бога не способен ни на что[52].
Иначе говоря, обрести Спасение человек может только с Божьей помощью.

О предназначении
человека в мире Шварц говорил: «Пребывание наше на земле можно считать школой,
в которой человек должен постичь цель своего сотворения, отказаться от зла и
проникнуться добром»[53].
Другой задачей человека, по словам Шварца, являлась идея «облагородить земной
шар». Причём, начать было необходимо со своего тела. Его надо было облагородить
и сделать менее телесным. В результате смерть должна казаться приятным сном в
ожидании воскрешения[54].
Отдельно человеческую смерть Шварц затрагивал в седьмой лекции. Он сообщал, что
смерть — это изменение организации или переход от одной жизни к другой. Человек
в утробе матери получает магическую силу, которой привлекает к себе всё внешнее
для составления тела. Выходя из утробы, человек попадает в ядовитый воздух и
начинает умирать, переходя из одной организации в другую. По мнению Шварца,
после смерти человека кости продолжали хранить в себе материю, из которой
должна была выйти новая организация для нетленного бытия человека (после
Второго Пришествия)[55].
В этой сложной доктрине нашлось место и учению о «мытарствах или чистилище»,
которое, по утверждению Шварца, человек должен был проходить по мере своих
грехов. Там же было единственное упоминание об аде, куда попадали люди, умершие
«до обращения», — их душа соединялась с дьяволом. Под «обращением» Шварц
понимал возвращение человека к Богу. Исходя из этого, он выделял три состояния
человека: «В первом человек ушёл от света к марку, во втором оплакал свои
прегрешения, в третьем пошёл к вечной жизни»[56].

Самая существенная
часть лекций была посвящена внутреннему миру человека. По примеру
Л.К.Сен-Мартена Шварц пытался вывести человека к Богу через его внутренний мир.
Другим основанием анализа человеческой природы для Шварца было утверждение о
том, что всё, что человек понимает и чувствует внутренними и внешними органами
чувств, это он может найти внутри себя «и не имеет нужды искать вне нас». Иначе
говоря, внутри человека находятся все компоненты внешнего мира[57].
Подобный путь предлагала и Каббала, описывая, как «душа постепенно восходит по
духовным ступеням, называемым мирами, достигает самого Творца… по мере
сближения с Творцом, душа получает уготовленное ей наслаждение»[58].

Уже в третьей
лекции Шварц раскрывал слушателям сущность человека. По его мнению, сущность
составляли три различные существа: 1) совесть в сердце; 2) вкус или воля
(имеется в виду вкус к жизни) в утробе или печени; 3) ум в мозгу. Это была
своеобразная Троица внутри человека. Утроба и вкус к жизни были подобны Богу
Отцу, сердце и совесть подобны Богу Сыну, ум — Святому Духу. Взаимоотношения «Внутренней
Троицы» были таковы: если утроба не слушала гласа совести и подчиняла себе ум,
то в человека входил дьявол, то же происходило, если разум надеялся на
собственную силу. Когда человек внимает голосу совести (идущему из сердца) и
подчиняет сердцу утробу, то разум очищается от дьявола, его вытесняет Святой
Дух[59].

Целые разделы
лекций были посвящены не только духовному, но и физиологическому устройству
человека. Шварц объяснял, что человек имеет чувства видимые и невидимые
(внешние и внутренние). Внешние чувства полезны для тела, внутренние — для
души. К внутренним чувствам относятся совесть, воля, разум, воображение, — всё
это отличает человека от животного. Внешние чувства человека те же, что и у
животных, — слух, осязание, зрение. Кроме внутренних чувств, человек наделён голосом
совести. Он всегда одолеваем внутренним беспокойством, которое успокоить не
может. Это доказывает, что он сотворён не для этого мира и стремится к духовному,
в этой жизни не достижимому[60].

Неоднократно Шварц
упоминал о тройственности внутри человека. Например, деяния, способности и
навык. По мнению Шварца, навык отнимал внутренние способности и угрожал
внешнему человеку. Воля человека должна была возобладать над воображением и не
дать человеку пасть перед страстями[61].
Воображение, по мнению Шварца, очень опасно для человека и порождает пороки.
Чтобы очистить свои мысли, человек должен обратиться к искусствам и природе. От
исследования одного объекта можно получить представление обо всех процессах,
происходящих в мире, т.к. коренные законы в природе одинаковы (например, по
листу получить представление о дереве)[62].

Очень любопытным
был взгляд Шварца на путь соединения человека с Богом. Тайной пружиной развития
человека он считал стремление к расширению собственных совершенств. Шварц
утверждал, что, следуя этой дорогой, человек может соединиться с Богом[63].
Позднее Шварц снова возвращался к этой теме, объясняя, что причина зла в мире
есть невнимание человека к расширению своих совершенств[64].

 

Лекции Шварца были
необычайно грамотно скомпонованы и методически выверены. Идеи, которые лектор
хотел донести до слушателей, неоднократно повторялись в разных местах лекций. О
педагогическом таланте Шварца, ярко проявившем себя в курсе «О трёх познаниях»,
говорил Новиков на следствии: «Я его весьма полюбил за… отменное его
дарование изъясняться о самых учёнейших материях просто, ясно и вразумительно»[65].
Шварц начинал повествование с уже знакомых слушателям вещей, затем через учение
о человеке переходил к секретам мироздания и заканчивал вновь загадками
человеческой сущности. Материал, собранный в лекциях, был рассчитан как на
неподготовленную аудиторию, так и на людей, уже приобщившихся к тайным знаниям.
Естественно, никаких масонских секретов Шварц публично не раскрывал, но очень
близко подводил к ним слушателей. Посвящённый мог оценить глубину эзотерических
познаний Шварца. Неудивительно, что этот курс лекций производил ошеломляющее
впечатление на слушателей.

Шварц сообщал слушателям,
что владеет целым рядом тайн, доступных только избранным. Это было учение
каббалистов, сочинения Я.Бёме, И.Лафатера и древних философов, секреты
интерпретации Библии. Главной же приманкой для Н.И.Новикова и масонов
рейхелевой системы должна была стать магия с христианским оттенком. Это было
то, к чему стремились рейхелевы масоны, но не могли получить у своего учителя,
так как он (по словам Новикова) отвечал, что не имеет в своём распоряжении
высоких градусов (где изучают магию). Шварц указывал путь получения тайных
знаний. «Дух Святой действует внутри сердца избранных», — говорил он. Значит,
следовало найти этих избранных и получить у них секреты обретения Св.Духа. Тем
более что тут же Шварц оговаривался о том, что получить «откровение» может
любой человек «по истинному раскаянию». Именно магия, находившаяся внутри человека,
должна была помочь ему привлечь «свет» и обрести Спасение. Предстояло лишь
найти того, кто мог преподать эту магию. Таким образом московские масоны были
вовлечены в орден розенкрейцеров и вынуждены были смириться с его системой
строго послушания.

Рассматривая
источники лекций Шварца, В.Н.Тукалевский указывал, что их основные идеи
заимствованы у Я.Бёме и Л.К.Сен-Мартена. «Шварц, зная Бёме по немецкой
литературе и приняв теорию розенкрейцерства, популяризировал в своих лекциях
идеи немецкого мистика XVI века. Путь к
распространению идей Бёме уже был положен Сен-Мартеном, последователем Бёме.
Правда, Сен-Мартен исказил стройное учение Бёме, а потому в трактовке Шварца
эти идеи, как более ясные и увлекательные, находили себе сторонников в среде
русских масонов. Анализируя систему Сен-Мартена и останавливаясь на загадках,
которые он ставил читателю, Шварц выяснял все эти «тёмные» места при помощи Бёме»,
— писал исследователь. Тукалевский считал, что лекции текстологически совпадают
с книгой Я.Бёме «Изъяснения на первую книгу Моисееву»[66].
При этом учёный не подтверждал свои выводы примерами. При проверке гипотеза
Тукалевского не подтверждается. Сводить источники лекций Шварца только к
произведениям Бёме и Сен-Мартена является ошибкой и очень сильным упрощением
проблемы.

Не даёт определённого
результата и сравнение идей Шварца со взглядами основателя направления «мартинизма»
Мартинеса Паскуалиса. Определение Бога у Шварца и Паскуалиса совпадают (хотя ни
тот, ни другой этого определения чётко не формулируют). У обоих упоминаются
лица Св.Троицы, хотя о тройственной сущности Бога речь не идёт. И Шварц, и
Паскуалис называют бога Элогим, в то время как у розенкрейцеров принято имя
Иегова. Такие традиционные для христиан символы как Крест или Дева Мария в
обоих учениях опущены. В основе построений Паскуалиса и Шварца лежит Каббала,
отсюда полностью сходны выкладки об исхождении Божественного света и обретения
его человеком. Ключевая идея о потере человеком совершенства и основной задаче
обрести его вновь, так же как и Божественные тайны, открывающиеся человеку на
пути совершенствования (начиная от Адама), — вообще традиционная тема для
масонов всех систем. Очень важно совпадение в построениях Паскуалиса и Шварца
учения об избранных, которых посылает Бог, так как человек не в состоянии
спастись собственными силами. Само понятие реинтеграции, вынесенное Паскуалисом
в заголовок трактата, полностью соответствует тезису Шварца об основной задаче
человека — обретении совершенства. Паскуалис и Шварц одинаково скептически
относятся к тексту Библии, считая необходимым его духовную трактовку. Оба пишут
об ошибках переводчиков. Неизвестно, был ли знаком Шварц непосредственно с
философией Паскуалиса или изучал ли её интерпретацию в трудах Л.К.Сен-Мартена.
Так или иначе, только мартинизмом лекции Шварца далеко не ограничивались.



 

 


[1]Показания
Новикова// Лонгинов М.Н. Новиков и московские мартинисты. СПб., 2000. С. 489.

[2]Письма
В.В.Артемьева к П.А.Болотову// РНБ. Отдел рукописей. Ф. 89. Д. 130. Л. 86; Д. 131. Л. 2.

[3]Записка
И.Г.Шварца об отношении к нему И.И.Мелиссино// Летопись русской литературы и
древности. 1863. Т. 5. С. 103-104.

[4]Там же. С.
98.

[5]Лонгинов
М.Н. Новиков и московские мартинисты. СПб., 2000. С. 147.

[6]Там же. С.
148.

[7]Биографический
словарь императорского московского университета. М., 1855. С. 576.

[8]Лонгинов
М.Н. Указ. соч. С. 150.

[9]Там же. С.
208-209.

[10] Показания
Новикова// Лонгинов М.Н. Указ. соч. С. 485.

[11] Материалы для
жизнеописания пяти благочестивых мужей в России, из разных достоверных
источников вобранные в Москве. 1840// НИОР. РГБ. Ф. 237. Д. 38. Л. 10.

[12] Вернадский
Г.В. Русское масонство в царствование Екатерины II.
СПб., 1999. С. 181.

[13] Семека
А.В. Русские розенкрейцеры и сочинения Екатерины II
против масонов// Журнал министерства народного просвещения. 1902. № 1. С. 358.

[14] Вернадский
Г.В. Указ. соч. С. 491.

[15] Шварц И.Г.
Лекции / [Сост.
А.Д.Тюриков].
Донецк, 2008. С. 55-96.

[16] Речи,
говоренные покойным Шварцем// РНБ. Отдел рукописей. Основной фонд рукописной
книги. Д. OIII 175. С. 1.

[17] Там же. С.
3.

[18] Там же. С.
22.

[19] Там же. С.
28-29.

[20] Шварц И.Г.
Лекции / [Сост.
А.Д.Тюриков].
Донецк, 2008. С. 59.

[21] Там же. С.
88-90.

[22] Шварц И.Г.
О трёх познаниях любопытном, приятном и полезном// РНБ. Отдел рукописей,
Основной фонд рукописной книги. Д. Q
III 40. С. 7.

[23] Там же. С
8-9.

[24] Там же. С. 72.

[25] Там же. С. 54.

[26] Там же. С
8-9.

[27] Там же. С. 58.

[28] Там же. С.
45.

[29] Там же. С. 58.

[30] Там же. С. 47.

[31] Там же. С. 61.

[32] Там же.
С.65.

[33] Там же. С. 67.

[34] Там же. С. 62.

[35] Там же. С.
12.

[36] Там же. С.
40.

[37] Там же. С.
17.

[38] Там же. С.
13.

[39] Там же. С.
11.

[40] Там же. С.
30-31.

[41] Там же. С.
41-42.

[42] Там же. С.
17.

[43] Там же. С.
45.

[44] Там же. С. 27.

[45] Там же. С.
4.

[46] Там же. С. 5-7.

[47] Там же. С. 24.

[48] Там же. С. 87.

[49] Там же. С.
49.

[50] Там же. С. 24-25.

[51] Там же.
С.26.

[52] Там же. С. 51.

[53] Там же. С.53.

[54] Там же. С.
31-32.

[55] Там же. С. 43-44.

[56] Там же. С. 74.

[57] Там же. С. 23.

[58] Лайтман М.
Каббала. Тайное еврейское учение. Новосибирск, 1993. Ч. 3. С. 7.

[59] Шварц И.Г. Указ.
соч. С. 21-22.

[60] Там же. С.
19.

[61] Там же.
С.69.

[62] Там же. С. 82.

[63] Там же. С.
79.

[64] Там же. С. 84.

[65] Лонгинов
М.Н. Указ. соч. С. 484.

[66]Тукалевский В.Н.
Н.И.Новиков и И.Г.Шварц// Масонство в его прошлом и настоящем. М. 1991. С.
205-207.