Имя: Дионис, Либер, Вакх (Бахус), Загрей и множество других эпитетов.
Историчность: Мифологический персонаж (или несколько персонажей).
Даты жизни: Почитание, по-видимому, возникло при Микенской культуре, не ранее III тыс. до н. э. Как бог вина, должен относиться к VII (первое рисовое вино) или V (первое виноградное) тыс. до н. э. Как природное божество, может насчитывать и несколько миллиардов лет (возраст жизни на Земле).
Деятельность: Бог виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза.
Почитание: Особо почитаемый Святой Ecclesia Gnostica Catholica, Святой Ecclesia Gnostica Universalis, член «учредительной ассамблеи» Ordo Templi Orientis. Обозначен в работах Кроули как Посвящённый и Мастер Храма.
Узнав, что Семела, Кадма и Гармонии, ждёт ребёнка от Зевса, Гера решила погубить её и внушила ей мысль увидеть Зевса во всём великолепии. Когда Зевс снова появился у Семелы, та спросила, готов ли он выполнить любое её желание. Зевс поклялся водами Стикса, что готов, Семела же попросила его обнять её в том виде, в котором он обнимает Геру. Зевс был вынужден исполнить просьбу, явившись в пламени молний, и Семела была мгновенно объята огнём. Зевс успел вырвать у неё из чрева недоношенный шестимесячный плод, зашил у себя в бедре, успешно выносил и родил. Чтобы обезопасить сына от гнева Геры, Зевс отдал его на воспитание сестре Семелы Ино и её супругу Афаманту, царю Орхомена, где юного бога стали воспитывать как девочку, чтобы Гера не нашла его. Но Гера наслала на Афаманта безумие, в припадке которого тот убил своего сына и пытался убить Диониса. Затем Зевс превратил Диониса в козлёнка, а Гермес отнёс к нимфам в Нису. В Нисейской долине Силен открыл Дионису тайны природы и научил изготовлению вина.
Покинув своих воспитателей, Дионис отправился путешествовать по Египту, Индии, Малой Азии, Фракии, а оттуда добрался до родных Фив. Куда бы он ни приходил, он всюду учил людей выращивать виноград, но ему сопутствовали безумие и насилие. Согласно одним мифам, Диониса свела с ума ненавидящая его Гера, по другим же версиям, он сам сводил с ума тех, кто отвергал его. Дионис отправился в поход против Индии и вернулся через три года, поэтому вакхические празднества совершаются раз в 3 года. Когда Тесей вероломно бросил Ариадну, та была готова покончить с собой, но её спас Дионис и взял себе в жёны.
С Дионисом традиционно связывают виноград и вино, деревья, хлеб. Главным же символом Диониса как бога производящей силы был бык. Диониса часто изображали как быка или человека с рогами («старший» Дионис, Загрей). Согласно мифу, Диониса убили титаны, когда тот принял образ быка, поэтому критяне, разыгрывая страсти и смерть Диониса, зубами разрывали на части живого быка. Принимал Дионис и облик козла, на связь с козлом указывают и спутники Диониса — сатиры. Помимо быка, в мифах в связи с ним фигурируют крупные кошачьи, медведи и змеи.
Видимо, через свою связь с производящей силой, Дионис был отождествлён с растениями, особенно с виноградом как сырьём для вина и с деревьями. Интересно, что, как и другие боги растений иных культур, Дионис являлся умирающим и воскресающим богом, что даже наталкивало некоторых исследователей на мысль, будто Дионис — замаскированный Осирис, культ которого заимствован в Египте. Более того, как и Осирис, Вакх имел отношение к смерти и царству мёртвых. Его божественной матерью была Персефона, правительница Аида; он бог, которого растерзали титаны, но который возродился; он играл определённую роль в элевсинских мистериях; наконец, он, согласно мифу, спускался в Аид, откуда вывел свою смертную мать, Семелу, и правителю которого подарил мирт, что указывает на символическую связь Гадеса и Диониса. Дионисийский культ, укрощённый рациональным, упорядочивающим аполлоническим началом, вылился в конечном итоге в т.н. орфический культ или орфизм, названный так в честь легендарного пророка Диониса — Орфея.