Имя: Дора Энджела Дункан, Айседора Дункан.
Историчность: Исторический персонаж.
Даты жизни: 27 мая 1877 — 14 сентября 1927.
Деятельность: Танцовщица, основоположница «свободного танца».
Почитание: Святая Ecclesia Gnostica Universalis.
В 5 лет Айседору, скрыв её возраст, отдали в школу, которую она бросила в 13, сочтя совершенно бесполезной, и серьёзно занялась музыкой и танцами, продолжив самообразование. В 18 лет юная Дункан приехала покорять Чикаго. Выступления танцовщицы начались со светских вечеринок, где её преподносили как пикантное дополнение, экзотическую диковинку: Айседора танцевала босиком, что было в новинку и изрядно шокировало публику. Гастроли заметно поправили материальное положение Дункан, и в 1903 г. она вместе с семьёй совершила паломничество в Грецию. Путешественники не ограничились простым изучением культуры любимой страны, они решили сделать свой вклад, построив храм на холме Копанос с великолепным видом на Саронический залив. Сегодня этот храм стал хореографическим училищем, носящим имя Айседоры.
Личная жизнь Айседоры не складывалась. Она неоднократно меняла поклонников, от одного из них, Гордона Крэга, она родила дочь Дидру, от другого, Париса Зингера — сына Патрика. В январе 1913 г. Дункан выехала на гастроли в Россию. Именно в это время у неё начались видения. Она немного успокоилась, лишь когда встретилась с детьми и увезла их в Париж. Вскоре детей вместе с гувернанткой отправили в Версаль. По дороге мотор заглох, и шофёр вышел проверить его, мотор внезапно заработал, и автомобиль скатился в Сену. Детей спасти не удалось. Дункан тяжело заболела. Однажды, гуляя по берегу, она увидела своих детей: они, взявшись за руки, медленно зашли в воду и исчезли. Айседора бросилась на землю и зарыдала. Над ней склонился молодой человек. «Спасите меня… Спасите мой рассудок. Подарите мне ребёнка», — прошептала Дункан. Молодой итальянец был помолвлен, и их связь была коротка. Ребёнок, родившийся после этой связи, прожил лишь несколько дней.
В 1921 г. Луначарский официально предложил танцовщице открыть школу в Москве. В это время у неё появился ещё один повод, чтобы остаться в России, — Сергей Есенин. Через несколько дней после знакомства он перевёз вещи и переехал к ней сам. В 1922 году вышла замуж за Есенина и приняла российское гражданство. В 1924 году она вернулась в США. За границей Есенин не мог смириться с тем, что его воспринимают как молодого мужа великой Айседоры, это стало причиной разрыва.
В сентябре 1927 года, в Ницце, повязав свой красный шарф, Айседора направилась на автомобильную прогулку; отказавшись от предложенного пальто, она сказала, что шарф достаточно тёплый. Автомобиль тронулся, потом внезапно остановился — шарф попал в ось колеса и, затянувшись, сломал ей шею. Её последние слова: «Прощайте, друзья! Я иду к славе». Похоронена Айседора на кладбище Пер-Лашез.
Дункан не была просто артисткой и танцовщицей. Её стремления шли намного дальше простого совершенствования исполнительского мастерства. Она мечтала о создании нового человека, для которого танец будет более чем естественным делом. Особое влияние на Дункан оказал Ницше. В ответ на его философию Дункан написала книгу «Танец будущего». Как Заратустра у Ницше, люди, описанные в книге, видели себя пророками будущего; это будущее они воображали в радужных тонах.
Дункан писала, что новая женщина будет иметь больший интеллектуально-физический уровень. Она танцевала так, как сама же придумала — босиком, без лифа и трико. Её повседневная одежда также была весьма свободной для своего времени — этим она значительно повлияла на моду своего периода. Дункан писала: «Если моё искусство символично, то символ этот — только один: свобода женщины и эмансипация её от закосневших условностей, которые лежат в основе пуританства». Своим танцем она восстанавливала гармонию души и тела.