Имя: Елена Тирская, Елена Гностическая.
Историчность: Вероятно, исторический персонаж.
Даты жизни: I в. н. э.
Деятельность: Проститутка, гностик, воплощение Софии — Премудрости Божьей.
Почитание: Святая Ecclesia Gnostica Universalis.
В преданиях гностических сект симониан, или еленгиан, Елена — спутница знаменитого гностика и ересиарха Симона Волхва, Святого EGC и EGU, члена «учредительной ассамблеи» O.T.O. По сообщениям ортодоксальных христианских полемистов-ересеологов и сочинения, известного под названием Псевдо-Климентин, Елена была блудницей в финикийском городе Тир (что связывает ее образ с образом Астарты, в честь которой в этом городе практиковалась ритуальная проституция и которая сама, по некоторым версиям, предлагала себя мужчинам в городском храме); затем она появилась в окружении некоего Досифея, самаритянского претендента на сан мессии, выступившего вскоре после Иисуса и широко применявшего лунарную символику (тридцать избранных учеников представляли дни лунного месяца, а Елена, по созвучию своего имени с именем Селены — Луну). Эта особенность сохранилась в представлении о плероме у валентиниан, где София и ее супруг — последние два из тридцати Эонов. Основой для переноса лунарной темы в символизм спасения являются убывание и прибывание луны, которые в древней мифологии иногда представлялись как похищение и возвращение. Ее истинное имя — Эпинойя, Эннойя, София и Святой Дух. Ее изображение в виде блудницы предназначено показать ту глубину падения, на которую погрузилось вовлеченное в творение божественное начало.
Сведения о жизни и учении Симона имеют исторический характер. Первое свидетельство о нем находится в Деяниях Апостолов (8:9-24), где рассказывается, что архидиакон Филипп, успешно проповедуя евангелие в Самарии, крестил там одного волхва, Симона, считавшего себя «чем-то великим», творившего чудеса и имевшего большое число последователей, которые видели в нем явление «великой силы Божией». Когда из Иерусалима прибыли апостолы Петр и Иоанн, чтобы низвести дары Святого Духа на крещёных, Симон якобы предложил им денег за сообщение ему их «секрета» и был строго обличен и отвергнут апостолами.
Симон прибыл из Самарии в Тир, где отнял у Досифея сан и на деньги, отвергнутые апостолами, выкупил из блудилища пребывавшую там десять лет Елену. Симон утверждал, что сам он — предвечный верховный бог, а Елена — его первая творческая мысль, его премудрость, т.е. София, космическая праматерь, породившая ангелов, архангелов и власти. Однако эти недобрые духи-мироправители из зависти пленили свою надмирную родительницу и обрекли ее на заточение в теле, на бесчестие и унижение «дольнего мира». Согласно изложению Иринея Лионского, Симон учил, что «пророки произносят свои предсказания, вдохновленные ангелами, сотворившими мир; те же, кто верит в него и его Елену, больше не нуждаются в их руководстве и могут свободно делать, что им нравится».
По верованиям гностиков, Елена явилась как гомеровская Елена виновницей Троянской войны, причем Парис похитил лишь ее призрак (эта версия отражена у Стесихора и Еврипида); затем Елена прошла через ряд перевоплощений, пока для нее не наступил час искупительной встречи со своим божественным отцом в лице Симона-волхва; предполагалось, что через ее освобождение освобождается страждущее духовное начало во всем мире. Этот миф о Елене представляет собой вариант гностического мифа о падшей Софии, временами оживавшего в романтической и неоромантической философии и поэзии, в том числе и во времена «русского серебряного века» и периода расцвета русских символистов.