Имя: Ева, Хава.
Историчность: Мифологический персонаж.
Даты жизни: Дата рождения зависит от датировок библейского «сотворения мира»: 5509-5508 (древнерусская и византийская хронология), 5504 (болгарская), 5493 (александрийская), 4004 (по Ашшеру), 3761 (иудейская) гг. до н. э. Прожила несколько сотен лет. «Митохондриальная Ева» (женщина, которая предположительно была ближайшим предком всех людей вида Homo sapiens sapiens) могла жить между 140 и 280 тыс. лет назад.
Деятельность: Праматерь человечества.
Почитание: Святая Ecclesia Gnostica Universalis.
Ева — жена Адама (согласно преданиям — вторая после Лилит). Согласно Книге Бытия (1:26-29), прародители человечества созданы в конце шестого дня творения, и им дано господствовать над всей землёй и живыми существами. В других стихах (2:7-25; 3:1-24) говорится, что Бог создал человека (адам) из «праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою», и поместил его в Сад Эдемский. Позже Бог усыпил Адама, взял одно из его рёбер (по некоторым версиям, здесь имеет место ошибка переписчиков, а в оригинале Ева была создана из глины) и сотворил из него Еву, которая стала женою для первого человека. «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились».
Когда Змей хитростью убеждал Еву попробовать плод запретного Древа познания добра и зла, женщина сперва отказалась, говоря, что Бог запретил им есть с этого дерева, так как съевший плод умрёт. Змей же отвечает ей, что она не умрёт: «Вы будете как боги, знающие добро и зло». Женщина поддалась уговорам Змея сама и дала попробовать плод Адаму, после чего Адам и Ева осознали свою наготу и спрятались от Бога. За грехопадение женщине было определено «в болезни рождать детей» и находиться в подчинении у мужа. Люди перестали быть бессмертными и после смерти должны были вернуться в землю в виде праха, из которого был создан Адам. После этого Бог сделал людям одежду и выслал их из Эдема. Чтобы люди не смогли вкусить плодов Древа жизни, у входа был поставлен херувим и «пламенный меч обращающийся».
После изгнания Адам познал Еву, та зачала и родила Каина, затем Авеля, а в 130 лет — Сифа (Шету), который, будучи предком Ноя, стал, тем самым, одним из родоначальников всего человечества. Татарский писатель и учёный Фарит Яхин в книге «История пророков» рассказывает о том, как первые люди задумывались, как они согрешили, куда были изгнаны (Адам — в Индию, Ева — на Аравийский полуостров), как снова встретились, обустроились, родили детей и как умерли. Из хадисов также можно узнать историю сотворения Хавы, количество рождённых ею детей (Хава рожала детей 20 раз, при этом 19 раз на свет появлялись близнецы, а в последний раз — один ребёнок, сын). За всю свою жизнь Хава родила 39 детей. Промежуток между родами составлял два года. Фигура Хавы в Коране дала почву для дальнейшего толкования статуса женщины в мире. В одном из хадисов говорится: «Обращайтесь с женщинами хорошо, поскольку женщина создана из ребра, а самая изогнутая часть ребра — верхняя, поэтому, если вы попытаетесь выпрямить его, оно сломается; но если вы оставите его таким, как есть, оно так и будет изогнутым».
В терминологии антропогенеза митохондриальная Ева — это гипотетический женский индивид, митохондриальная ДНК которой имеется у всех женщин вида (это не значит, что она была единственной «праматерью» человечества: одновременно с ней жили и вносили вклад в генофонд человечества и другие женщины, — или что тогда выделился наш вид). Митохондриальная Ева всех современных людей жила примерно 140-280 тысяч лет назад. Схожее понятие археогенетики, Y-хромосомный Адам, означает наиболее близкого общего предка всех ныне живущих людей по мужской линии. Поскольку человеческие Y-хромосомы происходят от одного мужчины, жившего примерно 90-60 тыс. лет назад, митохондриальная Ева и Y-хромосомный Адам не были современниками.
Ева и Лилит, архидемоница и первая жена Адама, часто изображаются на карте Таро «Влюблённые», или «Выбор», как два противоположных женских образа. Любопытно, что Лилит отнесена Братом Сабазием к числу «почитаемых женщин Телемы», тогда как сам Адам, насколько нам известно, не удостоился подобной чести ни в одной из ветвей Телемы.