Приап

Имя:   Приап. Также Мутун Хитин.

Историчность: Мифологический персонаж.

Даты жизни: Божество олимпийского периода. Как бог полей и садов — не позднее X тыс. до н. э., как бог плодородия — не позднее 3,8 млрд. лет назад. Возможны датировки и по другим функциям. Культ возник не позднее IV в. до н. э.

Деятельность: Бог плодородия, полей и садов.

Почитание: Святой Ecclesia Gnostica Catholica. Греческий и римский бог малоазийского происхождения. Как фаллическое божество, входит в число важнейших божеств Телемы.

 

Приап — в античной мифологии итифаллическое божество производительных сил природы (изначально собственно фаллос). Место происхождения культа Приапа неизвестно, локализация его в Лампсаке (Троада) вторична. Жители Лампсаки считали Приапа основателем их города, но в соперничающих городах и на островах утверждали, что Приап был изгнан из города за небывалый по размерам фаллос.

На ранней стадии (до конца IV в. до н.э.) Приап почитался в виде древесного сучка и осла, о чём свидетельствуют мифы о Приапе и осле у Овидия, Гигина и других авторов. После походов Александра Македонского культ Приапа широко распространяется по всему Восточному Средиземноморью и включается в мифологию Диониса. Возникает миф о происхождении Приапа от Диониса и Адониса (по другим вариантам — от Зевса или Гермеса). Матерью Приапа была либо одна из нимф, либо Афродита. По одной версии, Афродита, беременная Приапом от Диониса, сошлась с Адонисом; ворожба ревнивой Геры сделала ребёнка уродцем (уродство состояло в наличии у Приапа двух фаллосов, что объясняется двойным отцовством — Диониса и Адониса). По другой версии, Приап — сын Афродиты и Зевса, из-за насланного Герой уродства он был оставлен в горах и подобран пастухами или нимфами, силеном и сатиром.

В римскую эпоху культ Приапа достигает наивысшего расцвета. Приап был включён в круг римских божеств плодородия. Добрый сельский божок, страж садов, следящий за чистотой родников и правильным межеванием земли, покровитель рыбаков и матросов, проституток, развратников и евнухов, сводник, кутила и педераст, он — «учитель Вакха», помощник Геракла, олицетворение «порождающего логоса» стоиков, создатель моря и суши, тождественный Эроту, Пану и Доброму демону, и Всебог. Приап «священен», он «отец», «царь», «благодетель и защитник», удостоившийся неумирающего жанра как настенной, так и книжной (Катулл, Гораций, Вергилий, Марциал) поэзии — так называемых приапей.

Изображения Приапа (в основном относящиеся к эпохе империи) находились в лесах, садах, виноградниках, на дорогах, пасеках, пристанях и в публичных домах по всей Греции, Италии, Германии, Галлии, в Далмации, Фракии, Африке и Испании. Атрибуты Приапа: рог изобилия, тирс, факел, маска, кошель, садовый инвентарь и музыкальные инструменты (главным образом двойная флейта). Кроме цветочных венков и гирлянд, овощей, фруктов, мёда, бобов и вина, Приапа приносили в жертву кровь бычков, козлов, ягнят, поросят, голубей и рыб, окропляя ею изображения Приапа (пурпурный или густо-шафранный хитон подарила младенцу Приапа мать, чтобы сгладить его уродство). Каждая кухня считалась святилищем Приапа. Праздники в честь Приапа в марте и июне сопровождались сексуальным неистовством и весельем; как простонародный культовый персонаж Приап участвовал в праздниках Деметры, Диониса и Доброй богини.

Наиболее распространённый иконографический тип Приапа — старичок с фаллообразной головой (один из эпитетов Приапа — Трифаллус, третий фаллос — голова Приапа), одной рукой поддерживающий полу или корзину с овощами, фруктами и зеленью, а другой — фаллос (бесчисленные терракотовые статуэтки, мраморные рельефы, геммы, фрески; также амулеты). Кроме изображений Приапа на могильных камнях, большой интерес представляют распространённые от Галлии до Фригии фаллические амулеты и статуэтки, на которых умершие предстают в облике Приапа. В Риме Приапа отождествлялся с божеством Мутуном Хитином.