Харрис, Фрида

Имя: Маргарита Фрида Харрис (в девичестве Фрида Блоксам), Джизус Чатни, TZBA.

Историчность: Исторический персонаж.

Даты жизни: 1877 — 11 мая 1962.

Деятельность: Художник, оккультист, создательница изображений к Таро Тота.

Почитание: Святая Ecclesia Gnostica Universalis. Включена Братом Сабазием в список почитаемых женщин Телемы.

Леди Фрида Харрис родилась в 1877 году в Лондоне и была женой баронета Перси Харриса, главного организатора либеральной партии в британском парламенте. Фрида состояла в обществе со-масонов — тайной организации, по структуре и деятельности подобной масонским братствам, но, в отличие от последних, допускающей женщин в свои ряды. Для этой организации она как художница создала так называемые чертёжные доски — символические рисунки, использовавшиеся в ритуалах.

С Кроули Фрида Харрис познакомилась в июне 1937 года благодаря известному писателю и журналисту Клиффорду Баксу. Идея создания принципиально новой колоды исходила, как ни удивительно, не от Кроули, а от Фриды Харрис. Именно она побудила Кроули переработать традиционные образы Таро и написать о них книгу, которую пообещала снабдить соответствующими иллюстрациями. Сперва Кроули отказывался: изначально в его планы входило лишь выбрать «лучшую из уже имеющихся колод» и перерисовать её, внеся кое-какие отдельные поправки в изобразительную символику. Однако Харрис продолжала настаивать на своём, требуя радикально переработать старую систему, и в конце концов сделала Кроули предложение, от которого тот не смог отказаться, поскольку в то время был крайне стеснён в средствах: она будет выплачивать ему еженедельное жалование в два фунта стерлингов, а он за это будет обучать её магии. В результате леди Харрис стала официальной ученицей Кроули. 11 мая 1938 года она прошла посвящение в O.T.O. и приняла магическое имя Сестра TZBA (что значило «воинства, сонмы», «деятельный», а также «ревностный, усердный»). Колода Тота создавалась на протяжении пяти лет, с 1938 по 1943-й. Приступая к ней, Фрида одновременно постигала азы магического искусства и самой системы Таро: в этой области она была новичком, несмотря на значительную осведомлённость в эзотерической философии и ритуальной практике.

О личных отношениях между создателями колоды Тота известно не так уж много. В период работы над колодой им обоим было уже за шестьдесят; у Кроули к тому времени серьёзно пошатнулось здоровье, а леди Харрис вела чрезвычайно активную общественную жизнь, в которой едва ли нашлось бы место для бурных романтических отношений. Однако Фриду Харрис и Алистера Кроули связывала искренняя и прочная дружба, выдержавшая испытание временем, хотя и омрачавшаяся периодическими размолвками. Однако все размолвки разрешались миром, а из сохранившихся писем явствует, что Харрис питала к Кроули неизменную приязнь и сочувствие. В декабре 1947 года Фрида Харрис посетила Кроули на смертном одре. Она была в числе исполнителей его завещания; она была одной из немногих, кто пришёл на его похороны; она устроила по нему пышные поминки, а спустя одиннадцать лет, в одном из писем 1958 года, всё ещё вспоминала о нём с нежностью и теплом.

Кроули, со своей стороны, высоко ценил её творчество и отзывался о нём с восхищением, редким для человека, вообще-то крайне скупого на похвалы: «Она вложила свой гений в эту Работу. Она невероятно быстро вошла в ритм и с неистощимым терпением принимала все указания своего фанатичного надсмотрщика, нередко переделывая одну и ту же карту вплоть до восьми раз, пока та не приходила в точное соответствие с его ванадиевым эталоном! Пусть же страстная “любовь по желанию”, которую она вложила в эту сокровищницу Истины и Красоты, изливается из Великолепия и Силы её труда, озаряя мир; пусть это Таро послужит отважным мореплавателям Нового Эона картой, что проведёт их через Великое Море Понимания к Городу Пирамид!»