Имя: Даосинь (Досин).
Историчность: Исторический персонаж.
Даты жизни: 580-651.
Деятельность: Учитель буддизма, философ.
Почитание: Патриарх дзен.
Когда Даосинь повстречал своего учителя, ему было всего четырнадцать лет. Он обратился к Сэнцаню со словами:
— Учитель, прояви ко мне сострадание и наставь меня на путь, ведущий к освобождению.
— Кто же неволит тебя? — спросил учитель.
— Никто не неволит.
— А если тебя никто не неволит, то зачем тебе искать освобождения?
Даосинь тотчас достиг пробуждения. Он продолжал изучать дзен под руководством Сэнцаня ещё девять лет, а затем унаследовал от него монашескую рясу как Четвёртый патриарх. Позже он перебрался в монастырь Дуншань в округе Хуанмэй, что в провинции Хубэй. Со времён Бодхидхармы главным писанием для наставников служила Ланкаватара-сутра. Но, перебравшись из Шаолиньского в Дуншаньский монастырь, главным писанием Даосинь избрал Алмазную сутру, ибо она была наиболее популярной в округе Хуанмэй.
Учение дзен обращено непосредственно к уму, сознанию. Вместо того чтобы рассуждать об освобождении, Сэнцань поинтересовался у Даосиня, что его неволит, и сказал, что если Даосиня ничто не неволит, то ему незачем искать освобождения. От него требуется лишь осознать всё это. С точки зрения дзен, мы все наделены природой Будды, или божественной искрой. И нам не следует искать буддовость вне нас, поскольку мы все изначально являемся буддами. На языке христианства это означает, что не нужно искать Царства Божия вне нас, ибо Царство Божие внутри нас. Равным образом в исламе основой человеческой жизни считается рух, являющийся духом Божиим; а в индуизме атман внутри человека служит выражением Брахмана, Всеобщего Духа. В дзен-буддизме, когда человек постигает эту космическую истину, когда он осознаёт, что космическая реальность, неотъемлемой частью которой он сам является, неразличима, он пробуждается.
Даосинь достиг пробуждения в молодом возрасте, но его преемник оказался ещё моложе. Даосинь сказал своему ученику Цзайсуну, который был уже в преклонном возрасте:
— Мне хотелось бы передать тебе учение дзен, но ты слишком стар для этого. Если бы ты смог ещё раз вернуться в утробу, я подождал бы тебя в мире.
Цзайсун распрощался с Четвёртым патриархом и ушёл. На берегу реки ему повстречалась девушка, полоскавшая пряжу. Он обратился к ней с просьбой:
— Девушка, нельзя ли пожить у тебя некоторое время?
— У меня есть отец и братья, сама я не могу решить, иди, спроси у них.
— Нет, ты сначала согласись, а потом уж я пойду спрашивать.
Девушка взглянула на него — убогого старика, который просил у неё убежища, и кивнула в знак согласия. И что удивительно, вернувшись домой, эта незамужняя девица понесла. Когда ребёнку шёл восьмой год, в эти места прибыл с проповедями патриарх Даосинь. Бесфамильный, увидев его, крепко схватился за его рясу и не выпускал. Он требовал, чтобы Даосинь постриг его в монахи. Даосинь взглянул на этого малолетку и, погладив его по головке, сказал:
— Ты ещё мал, рано тебе становиться монахом.
Но ребёнок горестно, как взрослый, произнёс:
— Наставник! Раньше вам не нравилось, что я слишком стар, а сейчас не нравится, что я слишком молод. Так когда же, наконец, я смогу принять постриг?
Поговорив с мальчиком, Даосинь догадался, что тот является реинкарнацией Цзайсуна. Он забрал его с собой в Дуншаньский монастырь и назвал его Хунженем. Позже Хунжень унаследовал от Даосиня монашескую рясу как Пятый патриарх.