Имя: Дарика.
Историчность: Возможно, исторический персонаж.
Даты жизни: Вероятно, не ранее IV-V вв. н. э. (предположительное время возникновения тантрического буддизма).
Деятельность: Йогин.
Почитание: Лев Будды.
Некогда в Салипутре правил царь Индрапала. Однажды вечером, возвращаясь с охоты через рыночную площадь, он увидел толпу людей, оказывавших знаки почитания йогину Луйипе. Царь посмотрел, что там происходит, и сказал:
— Йогин, ты из хорошей семьи и выглядишь пристойно. Тебе не пристало нарочно есть зловонные рыбьи отбросы, тем более на людях. Я пришлю тебе любой еды, и вообще всё, что ты хочешь. Если ты захочешь царство, я отдам.
— Если бы у тебя был метод преодоления старости и смерти — мне как раз нужен такой! — ответил Луйипа. — Без него всё остальное ни к чему. От царства же одни хлопоты. Нет, я ничего не возьму.
Индрапала к тому времени устал от управления страной. Он сказал своему министру-брахману:
— Я уже много лет ношу корону, и что из этого? Пойдём, послушаем Дхарму. Моя жена одета и накормлена, а сын, кажется, хочет царствовать.
Министр ответил, что, если постараться, всё возможно, и они передали царство наследнику. Царь и министр вместе пошли на кладбище к Луйипе и постучались в дверь.
— Кто там? — спросил мастер.
Услышав ответ, он сказал:
— Хорошо, хорошо. Входите.
Он дал им посвящение в мандалу Чакрасамвары, и оба предложили в виде платы служить учителю. Втроём они отправились просить подаяние в Ориссу. Потом они оказались в Бхирапуре, в городе Джинтапура. Там они пошли в дом, который держала одна женщина и где было триста танцующих девушек, обслуживавших местный храм. Луйипа всё спрашивал, не хочет ли почтенная матрона купить слугу, или двух.
— Может быть, — ответила содержательница дома и вышла рассмотреть их получше.
Увидев красивого мужчину, она захотела оставить его себе, и спросила, сколько они просят.
— Пятьсот, — ответил мастер.
Получая деньги за бывшего царя, Луйипа сказал:
— Только не позволяй никому спать с ним и не заковывай его в цепи. Вообще, он стоит большего.
Потом он ушёл вместе с брахманом. Принц двенадцать лет проработал в публичном доме, там он мыл женщин и делал им массаж. Прочие слуги очень ценили его, так как он брался за любую работу. Однажды царь Джанапа, также называемый Кунджи, пришёл к девушкам с пятью сотнями золотом, которые он хотел потратить на удовольствия этого мира. Принцу он дал семь золотых на чай. Кунджи прекрасно провёл день и вечер, но поскольку он всё время что-то жевал, у него в конце концов испортился желудок. Ночью он был вынужден бегать взад-вперёд. Получив уже заполночь некоторое облегчение, он вдруг почувствовал аромат благовоний и заметил свет в глубине сада. Решив посмотреть, что это, он пробрался сквозь кустарник и увидел слугу, сидящего на троне в окружении пятидесяти девушек. Кунджи совершенно не ожидал этого. Вернувшись в дом, он позвал хозяйку посмотреть, что происходит у неё в саду. Они застали ту же картину и распростёрлись перед мастером, говоря:
— Мы простые люди, и ничего не знали. Это большой грех — держать вас в слугах. Умоляем вас быть к нам благосклонным. Мы двенадцать лет будем поклоняться вам.
Мастер милостиво отнёсся к ним, и хозяйка публичного дома и царь Кунджи попросились к нему в ученики. Он же поднялся в воздух и, не торопясь, полетел над городом, говоря:
— У любого царя есть зонтик, и кто-то сидит на троне льва. Моё же царство — иное, и положение выше. Я держу зонтик освобождения и управляю Великой Колесницей. Я, Дарика, радуюсь всем сердцем, властвуя в трёх мирах.
Он прислуживал проституткам, и поэтому стал известен как Дарика. Позже с семью сотнями последователей он «ушёл в ясный свет».