Имя: Давид Динанский.
Историчность: Исторический персонаж.
Даты жизни: Ок. 1160-1217.
Деятельность: Философ, теолог.
Почитание: Святой Ecclesia Gnostica.
Давид Динанский — пантеистический философ XII-XIII в. Возможно, он был членом пантеистической секты амальрикан или находился под её влиянием. Поскольку произведения Давида были запрещены, почти все сведения о нём известны нам от его современников и оппонентов, главным образом, Альберта Великого и Фомы Аквинского. О деталях его биографии практически ничего неизвестно. Неясно даже, родился он в бельгийском или бретонском Динане. Считается, что некоторое время он проработал при Святом Престоле Папы Иннокентия III . Он был магистром и преподавал, скорее всего, в Парижском университете, где изучал классические произведения Аристотеля, вновь ввезённые в Европу после крестовых походов. По всей видимости, более всего на его взгляды повлияла физика и метафизика Аристотеля. В 1210 году Давид был осуждён провинциальным советом Римско-католической церкви за написанное им в Париже произведение «Quaternuli» («Записная книжка») и объявлен еретиком. Совет возглавил епископ Сенс, который приказал выкопать и сжечь тело Амальрика Шартрского. По его же распоряжению были изъяты и сожжены экземпляры «Quaternuli», а чтение труды Аристотеля по естественной философии запрещено. Всякий, в чьём распоряжении оставались произведения Давида Динанского, также объявлялся еретиком. Это осуждение трудов Давида и Аристотеля было повторено в 1215 году в письме кардинала Роберта Куркона, папского легата. Когда, где и как он умер, неизвестно, ясно только, что умер он после 1215 года. Как утверждает Альберт Великий в своей работе «Compilatio de Novo Spiritu», после осуждения Давид покинул Францию и так избежал наказания. Кроме «Quaternuli», упоминается другая работа Давида, «De Tomis, seu Divisionibus», однако не исключено, что это всего лишь другое название для «Quaternuli».
Хотя все работы Давида Динанского были уничтожены, из свидетельств его современников мы узнаём, что он был пантеистом. Он определял Бога как материальную основу всех вещей, Materia Prima. Согласно философии Давида Динанского, всё сущее разделено на тело, ум и вечную субстанцию. Неделимый субстрат или основа тела есть материя; ума, или души — интеллект; а вечной субстанции — Бог. Эти три части — материя, интеллект и Бог — на самом деле одно и то же. Следовательно, всё материальное, интеллектуальное и духовное имеет одну природу — природу Бога. Исходя из фраз, которые, судя по всему, принадлежали самому Давиду, а также из приведённого выше заголовка, «De Tomis», можно предположить влияние Иоанна Скота Эриугены, ирландского философа, богослова, поэта и переводчика IX века. Работы Эриугены, по всей видимости, были широко известны в первые десятилетия XIII века, как это видно из многих неоспоримых фактов. Оказали ли на Давида влияние мысли Амальрика Шартрского, является предметом дискуссий. Альберт Великий, будучи современником Давида, утверждает, что Давид всего лишь обновил ересь некоего Александра, «который учил, что Бог, разум и материя едины». Невозможно определить, кого Альберт называет Александром, «учеником Ксенофана», скорее всего, речь идёт о каких-то арабских работах, подписанных именем греческого философа. В начале XIII века существовало несколько работ подобного рода. Некоторые критики, однако, выдвинули предположение, что непосредственными источниками философии Давида были «Fons Vitae» Шломо ибн Гебироля «De Unitate» архидиакона Сеговии Доминго Гундисальви, хорошо разбиравшегося в арабской философии.
Историки полагают, что причиной, по которой Святой Альберт и Фома Аквинский написали ответ на труды Давида, была не боязнь его пантеистических воззрений, а скорее желание защитить Аристотеля. Давид крепко опирался на мысли Аристотеля о Materia Prima, а Альберт и Фома, оба уважавшие Аристотеля, хотели показать, что писания Аристотеля не означают пантеизма. Для этого им пришлось спорить с Давидом, чтобы запрет на сочинения Аристотеля не распространился дальше Парижа.