Дешин Шекпа

Имя: Дешин Шекпа, Чёпел Зангпо.

Историчность: Исторический персонаж.

Даты жизни: 1384-1415.

Деятельность: Глава школы Кагью.

Почитание: Кармапа V.

 

Дешин Шекпа родился на рассвете восемнадцатого дня шестого месяца года деревянной крысы в области Ньянгдам, на юге Тибета. Как утверждает легенда, ещё перед рождением можно было слышать, как он произносит в чреве матери мантру «мани» и алфавит. Совсем незадолго до рождения его матери и многим другим людям снился приход Кармапы, разноцветные радужные дороги, дожди из цветов и благовоний. Ламы из Цурпху узнали о рождении Дешина Шекпа. Его отвезли в монастырь, и он был немедленно узнан Шамаром Кхачё Уангпо, учеником Кармапы IV. Он получил от Кхенпо Ньяпху Сёнама Зангпо начальное рукоположение и имя Чёпел Зангпо и начал изучение Винайи, Пратимокши и Карики. Интенсивно учился несколько лет. Во время визита в провинцию Кангпо он положил конец войнам, развернувшимся там, затем отправился в Карма Гён и Ривоче, где распространял Дхарму.

В возрасте двадцати лет в монастыре Намдрук Риво в Конгпо он получил, наряду с восьмьюдесятью другими монахами, последнее рукоположение от Сёнама Зангпо и Йён Лавы. Под руководством лучших знатоков он изучил Праджнапарамиту и другие родственные предметы, и великий Пандита Кажипа Ринчен Пал поведал ему суть буддийской философии. Он продолжил распространение учения, и многие важные персоны из всех частей Тибета приходили принять прибежище у него. В 1405 году, в возрасте двадцати двух лет, Кармапа был приглашён в Китай. Кармапа принял приглашение и, сопровождаемый Ситу Чёкьи Гьелценом и многими монахами и ламами, отправился в путешествие. Его встретили в Нанкине с большими почестями, и Кармапа был посажен на слона. В воротах города сам император принял Кармапу, который преподнёс ему «Колесо Дхармы» в золоте и в ответ получил подношение белой раковины как знак доброго предзнаменования. Тысячи монахов собрались свидетельствовать своё почтение, и все получали его благословение. Кармапа совершал по чуду в день в течение ста последующих дней, и на императора это произвело такое впечатление, что он относился к Кармапе, как к Будде. Он подарил Кармапе семьсот мер серебряных предметов и пожаловал ему титул «Драгоценный Религиозный Царь, Великий Сочувственный с Запада, Могущественный Будда Мира». Он сказал Кармапе, что в буддизме существует слишком большое число школ, и что он готов объединить их все силой в одну: школу Карма Кагьюпа. Кармапа объяснил ему, что люди не имели бы от этого никакой пользы; что человечеству нужны методы различных поучений, и что в действительности все школы — это не что иное, как одна большая семья в буддизме. Несмотря на давление министров, император Мин Чен внял совету Кармапы и отозвал свои армии с тибетских границ. Кармапа дал поучения и посвящения императору, который сам впоследствии стал великим бодхисаттвой. Однажды во время церемонии император увидел ваджрную шапку, сделанную из волос ста тысяч дакинь, вибрирующую над головой учителя. Понимая, что только большой духовный прогресс позволил ему это увидеть, он решил изготовить шапку, видимую для всех. Когда работа была окончена, он поднёс её Кармапе, и начиная с того времени последовательные воплощения Кармапы носят эту самую шапку.

Кармапа много путешествовал по Китаю, Монголии, Юннани и Минье, уча, давая посвящения и обращая в буддизм тысячи людей. После нескольких лет пребывания в Китае он прибыл в монастырь Карма Гён в 1409 году, продолжая учить и благословлять существ на протяжении всего обратного пути. Вернувшись в Цурпху, Кармапа реконструировал там многие храмы и ступы и полностью обновил все места проживания. По приглашению Лиу-Па, правителя центрального Тибета, Кармапа снова посетил Лхасу в 1412 году и остался на несколько лет в Потале. Он проповедовал и давал многочисленные посвящения, руководил рукоположением Чёпела Дордже, воплощения Тулку Шамара, и дал ему также посвящения.

Кармапу поразила внезапная болезнь, и похоже было, что он готов покинуть этот мир. Ученики совершили церемонию для продления его жизни, но Кармапа сказал: «В соответствии с одним предзнаменованием я спроецировал себя на окрестности Карма Гёна. Обращайте ваши молитвы в этом направлении, и я буду защищать вас». Он сказал своему главному управляющему: «Не раздавайте книги и изображения, ибо владелец их скоро объявится». Затем он расстался со своими ритуальными предметами, драгоценными реликвиями и книгами, предсказал, что переродится в Шекьонге, и уверил своих учеников, что они встретят его в своих воплощениях в будущем. В первый день восьмого месяца года деревянного барана (1415) он умер во дворце Потала в возрасте тридцати двух лет. Во время кремации наблюдались радуги, свечение и дожди цветов. В его пепле, как гласит предание, были найдены фигурки Авалокитешвары, Чакрасамвары и Хеваджры.