Имя: Джампел Гьяцо (Гьямцо).
Историчность: Исторический персонаж.
Даты жизни: 1758-1804.
Деятельность: Религиозный и политический деятель.
Почитание: Далай-лама VIII.
Джампел Гьяцо был рождён в тринадцатом рабжунге земли-тигра, в 1758 г. н. э., в Топгьель Лхариган Цан. Отцом его был Сёнам Даргье, а матерью Пунцог Ванмо. С ним, как утверждают легенды, связаны бесчисленные чудесные явления: во время пребывания в утробе радуга коснулась его матери и их жилища, он был постоянно охраняем двумя воронами, кружащимися над их домом и т.д.
На пятом году жизни в год воды-лошади, в 1762 г. н. э., он был возведён на золотой трон Поталы. Замещающий Далай-ламу правитель Тибета Дэмо Нгаванг Джампель Гелек Гьяцо правил двадцать один год до года огня-птицы (1777 г. н. э.) и в этом году покинул тело в Тенгьелин. В течение нескольких месяцев все государственные дела велись ламами, в том же году огня-птицы отставной держатель трона Гандэна Цэмён Линпа Нагван Цюльтрим приступил к правлению страной.
В год дерева-дракона, в 1784 г н. э., Его Святейшество также взял на себя обязанности правления в обеих сферах, и так он и правил страной совместно в течение трёх лет, вплоть до года огня-коня 1786 г. н. э. За это время во всём совершенстве они восстановили снизу доверху весь храм Трюльнан вместе с принадлежащим ему двором. В год огня-овцы, в 1787 г. н. э., сильным землетрясением был до основания разрушен храм Цанпа Луннён в Пубо Дунчу, являющийся одним из четырёх храмов Рунён. Не мешкая, в соответствии с волей специального поручения, данного сверху и снизу, великий человек Гампопа Оргьен Дродюль Линпа, указанный предыдущим и последующими предсказаниями, прибыв в Пабо, восстановил заново обитель и обитателей храма Дунчу, и в связи с этим в благоприятное время совершил обширные церемонии. В то время великого держателя трона Гандэна Цэмён Линпу продолжали приглашать в Китай, чтоб он стал ламой Императора вместо скончавшегося Чанкья, в связи с чем возникла необходимость его поездки в Пекин.
После того сам Далай-лама вёл государственные дела в течение пяти лет. В то же время в течение двух лет (земли-птицы и железа-собаки) Тацак Джедрун Биликту, пребывая в Такго Кхансар, помогал по работе калёнам, а затем отправился в Пекин. В год железа-свиньи, в начале 1791 г. н. э. великий держатель трона Цэмён Линпа прибыл из Китая на помощь в управлении государством, однако по прошествии трёх месяцев он покинул тело во Дворце на Вершине. Сразу же после этого находившийся на пути в Китай Тацак Тэнпе Гёнпо вернулся обратно и с тех пор оказывал помощь в деяниях Его Святейшества.
В этом же году армия гуркхов, вторгшись в Тибет, захватила районы Ньянан, Кьирон и др.; тибетцами был потерян даже монастырь Ташилхюнпо. В год воды-крысы, в 1792 г. н. э., тибетская армия дала ответное сражение, и в году воды-быка, 1793 г. н. э., эта армия гуркхов была бесследно изгнана из Тибета. В год огня-дракона, в 1796 г. н. э., между Тибетом и страной гуркхов был заключён договор. В том договоре заключались положения об оказании военной помощи Тибету в случае возникновения неприятностей со стороны и т.д.
В год дерева-крысы, в 1804 г. н. э., на сорок седьмом году жизни Его Святейшество «растворил проявление тела формы в сфере реальности». Тацак Джедрун продолжал оказывать содействие в управлении страной, и в год дерева-быка, 1805 г. н. э., был назначен правителем, замещающим Далай-ламу, правящим тибетской страной в соответствии с Дхармой.