Имя: Горакша.
Историчность: Возможно, исторический персонаж.
Даты жизни: Вероятно, не ранее IV-V вв. н. э. (предположительное время возникновения тантрического буддизма).
Деятельность: Йогин.
Почитание: Лев Будды.
В восточной Индии правил некогда царь Девапала. У него был единственный сын. Принцу исполнилось двенадцать лет, когда его мать тяжело заболела. Перед смертью она сказала: «И счастье, и беды живых существ происходят из благих и дурных поступков. Даже если тебе покажется, что ты теряешь жизнь, не делай ничего вредного или бесплодного».
Когда она умерла, подданные советовали царю жениться вторично, и вскоре он посватался к царице соседнего государства. Они поженились. Новая жена отца увидела молодого принца, сильно заинтересовалась им и некоторое время спустя сама написала ему любовное письмо. Но принц ответил отказом. «Он смеётся надо мной», — подумала царица. В ярости она приказала своим приближённым убить принца, но они не решились этого сделать. Тогда она расцарапала себе тело до крови и дождалась в постели прихода царя Девапалы. «Что с тобой случилось?» — спросил он. «Твой благородный сын надругался надо мной и бросил меня здесь». «Если это правда, он будет казнён! — воскликнул царь в гневе и приказал палачам оттащить сына в лес и отрубить ему руки и ноги».
Палачи задумались: «Юноша скорее всего невиновен, к тому же он — царской крови. Мы можем спасти его, убив взамен одного из наших детей». Но принц отказался, говоря: «Это неправильно. Убивайте меня. Мать сказала мне перед смертью: “Не делай ничего дурного, даже чтобы спасти себя”. Так что исполните приказ отца». Тогда палачи пpислонили его к стволу дерева, отрезали ему руки, ноги и ушли.
В царстве Девапалы жил в это время великий йогин Ачинта. Он дал принцу посвящение и поучения. Затем он пришёл к пастухам, жившим примерно в километре от места казни, и сказал: «Недалеко от вас мучается человек. У него отрезаны руки и ноги и вокруг него собираются хищники. Кто-нибудь из вас хочет пойти к нему?» Маленький мальчик, сын продавца благовоний, сказал: «Я пойду, но ты постереги стадо». И он пошёл в лес, ориентируясь по стервятникам, которые собирались над деревьями.
Вернувшись, он подтвердил то, что говорил йогин. «У тебя есть что-нибудь съестное?» — спросил Ачинта. «Да, — ответил мальчик, — я живу у начальника пастухов, он кормит меня. Я могу половину отдавать тому человеку». «Хорошо, — сказал йогин, — ухаживай за ним. Его зовут Чауранги».
Мальчик построил шалаш вокруг дерева, кормил принца и руками убирал его нечистоты. Так он помогал калеке двенадцать лет. Однажды он застал принца на ногах. Удивлённый, он бросился его расспрашивать, и принц сказал: «Великий гуру своими мощными методами привёл меня к пониманию пустоты. Как прекрасно осознать истину всего сущего и оказаться вне удовольствия и страдания! Всё теперь приходит в согласие с истинной реальностью, и даже когда-то потерянное возвращается». Потом он поднялся в воздух и предложил пастуху учиться у него. Но тот сказал: «Я сейчас не хочу наставлений. У меня есть учитель, который велел мне заботиться о тебе, и я только следовал его словам». И юноша-пастух отправился к своему стаду.
Когда йогин Ачинта вернулся и узнал о случившемся, он очень обрадовался. В тот же день он дал юноше посвящение и инструкции и отправился дальше. Пастух медитировал и обрёл сиддхи Махамудры. Когда это произошло, гуру вернулся и сказал: «Не уходи из мира, пока не пробудишь к просветлению десять тысяч живых существ». С тех пор юноша давал посвящение каждому приходящему к нему. Однажды Махадева выругал его, говоря: «Не давай посвящения любому. Не пристало учить лентяев и циников. Бери только тех, кто ведёт себя как следует». Пастух подумал и согласился с Махадевой. Не прекращая пасти скот, он стал учителем, известным под именем Горакша. Даже сейчас, — утверждает традиция, — если у вас хорошая карма, вы можете получить у него посвящение, — и тогда в определённые дни вам будут слышны звуки его молитвенного барабана, которые не слышны другим.
Возможно, в образ Горакши влились и представления о Горакшанатхе, — реформаторе традиции Натхов. В Индии эта традиция натхов окончательно сформировалась с VII по XII вв. н. э. Горакшанатха в Индии считают Шивой, покровительствующим всем йогинам, он же основал орден канпхатов или даршани. Сами натхи считают, что Горакшанатха являлся во все мировые эпохи — четыре юги. Согласно преданиям, Горакшанатх достиг физического бессмертия, он также считается основателем нового направления в тантре, в котором используются шабар-мантры. Также Горакшанатх известен как великий алхимик, и считается, что именно от него развилась хатха-йога, элементы которой практиковали во многих религиозных традициях, таких как шиваизм, суфизм, буддизм и др. Горакшанатху приписывается авторство порядка 50 трудов, среди которых Свара-тантра, Сиддха-сиддханта-паддхати, Горакша-вачана-санграха, Аманаска-йога, Горакша-сиддханта-паддхати, Вивека-мартанда, Горакша-упанишада, Йога-сиддханта-паддхати, Йога-биджа и др.