Популярный эзотерический словарь: Гадание

Фрагменты[1]

 

 

В самом общем смысле, гадание — манипуляции с предметами (оракулами) или наблюдение за ними с целью получения информации о ком-либо или о чём-либо, когда получение такой информации иным путём представляется невозможным[2]. В этом смысле гадание противопоставляется ясновидению, яснослышанию, телепатии и другим парапсихологическим феноменам, не требующим посредничества оракулов.

Говоря о гадательных практиках, необходимо различать собственно гадания (по поводу бытовых, межличностных, психологических и пр. вопросов) и «дивинацию» (своего рода указатели на пути индивидуации, личностного развития человека как мага, его Великого Делания), причём методы того и другого могут быть идентичными. С практической точки зрения следует различать также развитые мантические системы, предполагающие определённый набор символов, с которым работает оператор (Таро, игральные карты, различные рунические наборы, И Цзин, Мо и пр.), и гадания на объектах, не предназначенных для гаданий специально (полёт птиц, цитаты из книг, кофейная гуща, автомобильные и телефонные номера, внутренности животных и пр.; большинство народных гаданий относится именно ко второй категории), при этом не всегда можно провести чёткую границу между этими двумя группами. Так, рунические символы изначально были созданы для письма, астрология как система наблюдения за небесными телами, по сути, не отличается от наблюдения авгуров за птицами, но выработала собственную развитую систему символов, И Цзин сформировался из примитивных гаданий на панцире черепахи (бу) и стеблях тысячелистника (ши)[3], а цифры, которым в нумерологии присвоены символические значения, до сих пор используются прежде всего по своему первоначальному, далёкому от гаданий назначению. Существует огромное множество разновидностей гаданий второго типа:

  • аксиномантия — гадание по топору;
  • алевромантия — гадание по запечённым в тесте бумажкам;
  • алектриомантия — гадание по курице или петуху;
  • апантомантия — гадание по встретившимся на пути существам;
  • арифмомантия — гадание по числам (из этого же направления выделилась нумерология как развитая мантическая система);
  • астрагаломантия — гадание по игральным костям (ограниченное количество возможных вариантов результата сближает этот способ с развитыми мантическими системами);
  • астрагиромантия — гадание по волчку;
  • ауспиции — гадание по полёту и крику вещих птиц;
  • аэромантия — гадание по небесным явлениям;
  • беломантия — гадание с помощью стрелы;
  • белономантия — гадание с помощью иглы;
  • библиомантия — гадание по книгам (гадания по некоторым книгам, наиболее значимым для той или иной традиции, могут приближаться к первой категории);
  • галомантия — гадание по соли;
  • гелоскопия — гадание по чьему-либо смеху;
  • геомантия — гадание по фигурам и точкам на земле или бумаге (арабская геомантия и И Цзин сформировались в целостные мантические системы);
  • гидромантия — гадание по воде;
  • гиромантия — гадание по нарисованным на земле буквам (граничит с алфавитными гаданиями, относящимися к первой категории);
  • дактиломантия — гадание по кольцу;
  • демономантия — гадание с помощью демонов (отдельные оккультные трактаты, такие как «Гоэтия»[4], «Книга священной магии мага Абрамелина»[5], входящая в состав Некрономикона «Книга Знаков»[6] и пр., систематизирующие тем или иным способом пандемониумы приближаются к развитым мантическим системам; наиболее целостная система демономантии основана на «Opus Hargolia» современного автора Магнуса фон Моргенштерна[7]);
  • иеромантия — гадание по внутренностям животных;
  • кавсимомантия — гадание по помещаемым в огонь предметам;
  • капномантия — гадание по дыму;
  • катоптромантия — гадание при помощи зеркал;
  • кероскопия — гадание на воске;
  • клейдомантия — гадание по подвешенному на нитке ключу;
  • клеромантия — гадание по жребию;
  • коскиномантия — гадание на решете;
  • кристалломантия — гадание с помощью блестящих предметов;
  • ксиломантия — гадание по кусочкам дерева;
  • кьямеомантия — гадание на бобах;
  • леканомантия — гадание по воде, налитой в блюдо;
  • литомантия — гадание на драгоценных камнях (учитывая хорошо проработанные символические значения драгоценных и полудрагоценных камней, приближается к развитой мантической системе);
  • маргаритомантия — гадание на жемчуге;
  • моливдомантия — гадание по расплавленному свинцу;
  • некромантия — вызывание мёртвых (вопреки расхожему значению этого слова — с гадательной, а не какой-то иной целью);
  • ойномантия — гадание по вину;
  • окуломантия — гадание по глазам (является частью физиогномики);
  • онихомантия — гадание по ногтям (является частью физиогномики);
  • ономантия — гадание по именам людей и предметов (использует этимологические, нумерологические и некоторые другие методы);
  • оомантия — гадание по куриному яйцу;
  • пегомантия — гадание по струям воды;
  • пиромантия — гадание по пламени;
  • рапсодомантия — гадание по стихам;
  • рафли — гадание на песке;
  • равдомантия — гадание с помощью жезла;
  • сидеромантия — гадание по сжигаемой соломе;
  • сикомантия — гадание по листьям деревьев;
  • сподомантия — гадание по золе или пеплу;
  • столизомантия — гадание по одежде;
  • тассеология — гадание на кофейной (и иной) гуще;
  • хартомантия — гадание на игральных картах;
  • и множество других[8].

В Древнем Китае гадатели были государственными чиновниками. В России популярные народные гадания проводились в определённые периоды, главным образом на Святки (время от Рождества до Крещения, т.е. с 24 декабря по 6 января старого стиля[9]). В Рождественскую ночь девушки Прованса топили воск, бросали свои рубашки за дверь, накрывали на стол, приглашали к трапезе суженого и т. д. В этот же вечер юноша брал пепел и просеивал его сквозь сито. В это время появлялся образ его будущей невесты, который якобы должен дать ему три щелчка в нос и моментально исчезнуть[10]. В ночь под Новый год снова проделывались те же церемонии, что и в ночь под Рождество[11]; разница заключалась лишь в песнях, распеваемых в том и другом случае. В 12 часов ночи девушка уходила к себе в комнату и, раздевшись догола, становилась перед зеркалом. По обе стороны зеркала ставились зажжённые свечи. Она смотрела внимательно и упорно думала о своём суженом[12]. Подобные гадания совершались не только в дни праздников, но и в другие благоприятные для этого дни. Гадали обычно либо «о суженом», либо для розыска вора или пропажи. В деревнях для гаданий использовали воду, воск, чёрную курицу; в городах предпочитали карты, зеркала, кофейную гущу[13].

Интересен вопрос о механизме действия гадания. В традиционных обществах носителями и передатчиками «тайных знаний», недоступных обычным органам чувств, но раскрывающихся и в результатах гадания, и в парапсихологических феноменах, считаются боги, демоны, духи и прочие сверхъестественные существа. При этом зачастую считают, что «духовные» дары (пророчества, ясновидение и пр.) приходят от благих сущностей (как правило, Бога монотеистических религий), тогда как гадания находятся в ведении демонов (отсюда чёткое противопоставление пророчеств и гаданий, например, в христианской традиции[14]).

Распространённым в современном мире научным (или, по крайней мере, наукоподобным) объяснением действенности гаданий и ясновидения является т. н. «тахионная гипотеза». Известно, что при скорости частицы, равной скорости света, её масса равнялась бы бесконечности, из чего, однако, не означает, что она не может двигаться со скоростью, большей, чем скорость света. Частицы, движущиеся со скоростью, большей скорости света в вакууме, называются тахионами (тахис — быстрый), а их совокупность — тахионным миром. Досветовые частицы, т. е. частицы нашего мира, называются брадионами (брадис — медленный). Наиболее необычным свойством тахионов является их способность перемещаться назад во времени: из настоящего в прошлое, из будущего в настоящее. На основании этого делается вывод, что тахионы (если они способны взаимодействовать с брадионами) могут нести информацию о грядущих событиях[15].

Согласно другой гипотезе, основанной уже не на предположениях теоретической физики, а на эмпирическом опыте аналитической психологии, гадания открывают «путь» в сознание информации, усвоенной человеком на подсознательном уровне. Особенно эта версия касается развитых направлений мантики, например, Таро и других карточных систем, каждый элемент которой подробно прорабатывается с символической точки зрения[16]. К парадигме аналитической психологии относится и восприятие гаданий с точки зрения синхронистичности[17]. Наконец, некоторые гадания могут быть объяснены как результаты эмпирических наблюдений (не всегда в полной мере понятых) за событиями, обладающими действительной причинно-следственной взаимосвязью (например, аэромантия могла лечь в основу метеорологии как науки предсказывать погоду).

 

 

 

[1] Продолжение. Начало в № 59.

[2] Астрологический словарь — словарь астрологических терминов

(http://www.astrolo.ru/index.php/term/1,242.xhtml).

[3] Там же.

[4] http://smallbay.ru/private/goetia1.html

[5] http://juragrek.narod.ru/nl1743.htm

[6] http://apokrif93.a-z-o-t.com/apokrif.php?c=r_aj04u49_22

[7] http://apokrif93.a-z-o-t.com/apokrif.php?c=r_aj04v07_20

[8] Астрологический словарь — словарь астрологических терминов.

[9] См. также Благоприятное время.

[10] Ганс Фреймарк. Оккультизм и сексуальность. Сексуально-оккультные народные обычаи

(http://apokrif93.a-z-o-t.com/apokrif.php?c=r_bi10r23_58).

[11] Aigremont. Volkserotik und Pflanzenwelt.

[12] Ганс Фреймарк. Оккультизм и сексуальность. Сексуально-оккультные народные обычаи.

[13] Сахаров И.П. Русское народное чернокнижие. — М.: СП Эврика, 1991.

[14] См., напр.: Андрей Десницкий. Что такое пророчество. Ослицы и царский престол

(http://www.raskol.net/content/chto-takoe-prorochestvo-andrei-desnitskii).

[15] Предсказания и тахионы (http://chudesa.mobi/bible/read/1107/3/).

[16] Напр., Элиас Отис. Анализ 1-го Аркана Карт Ловца Левиафанов как пример работы с карточными мантическими системами (http://apokrif93.a-z-o-t.com/apokrif.php?c=r_bh05n36_55), и особенно — Телемский Олег. Прыжок в бездну вершин. Азбука символа. Современный взгляд на Таро Алистера Кроули. — Издательство «Весь», 2008 г. — 272 с.

[17] К. Г. Юнг. Астрологический эксперимент (глава из книги «Синхронистичность»)

(http://lib.druzya.org/Astrology/.view-yong-astro.txt.full.html).