Сегодня становится очевидным, что древнеегипетский миф и представление о мире лежит в основе всей европейской культуры, включая Ветхий и Новый заветы. Влияние Египта на ветхозаветную традицию, конечно же, не в описании «мрака египетского». Согласно эзотерическим воззрениям, «Свет Египта» — это, прежде всего, те знания, которые принёс иудейскому народу Моисей, посвящённый в тайну сокровенных египетских мистерий. Не меньше влияние страны Кемет и на христианство, которое глубоко вобрало египетскую доктрину о сохранении тела после смерти, переделав её в идею телесного воскрешения. Мощное влияние Египта и его мистико-религиозных и философских максим герметизма проходит сквозь призму эзотерических и экзотерических парадигм [1].
Оккультные знания принято делить на основные две ветви: восточную, связанную с индоарийской духовной традицией, на которую непосредственно опирались позже теософские доктрины, и западную, которая берёт своё начало от Халдеи, Ассирии, Вавилона, Египта. Эта западная эзотерическая основа, являющаяся базисом для оккультизма, и является герметизмом [2]. Сама же герметичная философия может быть разделена на раннюю, духовную науку Египта, связанную непосредственно с Тотом-Гермесом (Гермесом Трисмегистом), и позднюю науку, ставшую базисом для многих средневековых орденов и тайных братств [3]. По мнению современного исследователя эзотерических проблем Е. Варшавского, поздний герметизм представляет собой некоторую компиляцию нескольких направлений — «египетского политеизма, иудейского и христианского монотеизма, а также греческого идеализма». Основатель учения герметизма носит имя Тот (егип. Тау, Тотх) Египетский; позже, в эпоху правления основанной Александром Македонским династии Птолемеев, во взаимодействии с греческой культурой он получил имя Гермес [5].
Тот-Гермес являлся легендарной личностью, а также многоплановым божеством. Оккультный философ Шюре, который посвятил герметичным мистериям главу в своей работе «Большие Адепты», утверждает, что Гермес представляет собой «родовое имя», играющее для Египта ту же роль, что и Ману для Индии, т.е. он «представляет собой и мудреца, и касту, и божество». Как божество, Тот, согласно древнеегипетским верованиям, связанный с планетой Меркурий, считался у египтян посредником богов со светлой стороны луны, которая содержит эликсир жизни, а также сопоставлялся с культом ибиса и змеи. Главным творением Тота-Гермеса считается Изумрудная Скрижаль. В ней выносятся общие правила особой духовной науки — Великого алхимического делания (под которым подразумевается алхимия как эволюция человеческого сознания и накопления знаний), выполнение которого, согласно писанию, ведёт к озарению [3]. Принципы, изложенные в Изумрудной Скрижали, стали основой герметической философии, распространённой в первую очередь среди алхимиков, тамплиеров, а далее — среди многочисленных тайных орденов и братств средневековья, эпохи Возрождения, Реформации. Дмитрий Странден, почётный член Совета Российского Теософского общества, в своих статьях из сборника «Вестник Теософии» говорит о герметизме как об эзотерическом, гностическом христианстве. Мистический смысл поисков «философского камня» алхимиков-герметистов Странден видит в пробуждении внутри человека божественного Христа. В Священном Писании Христос называется «камнем», который отвергли строители, но который должен быть «поставлен во главе угла» герметичной духовной алхимии (эволюции, развития ) [1].
Большинство египтологов считает Тота (Гермеса) олицетворением мудрости и науки египетской касты жрецов и высказывает мнение, что под его именем жрецы писали свои трактаты по религиозным вопросам, философии, медицины, магии [2]. В старинном трактате монаха Георгия Синцеллы есть интересные цитаты из книги знаменитого египетского жреца Манефона (егип. Ман-Эн-Тота). Синцелла говорит, что те древние памятники, из которых черпал свои доказательства Манефон, были покрыты надписями, сделанными на священном языке Тотом-Гермесом, которого также называли Агатодаймоном. После потопа (речь, по всей видимости, идёт о падении Атлантиды) эти надписи были переведены на другой язык вторым Гермесом Трисмегистом, сыном первого. Но записаны они ещё в иероглифических письменах и в таком виде были сохранены Татом, сыном Гермеса Трисмегиста, в святынях египетских храмов. Такие изменения в первую очередь могут касаться развития египетских религиозных мистерий, а именно:
1) В первую эпоху, олицетворённую первым Тотом-Агатодаймоном, архаичная традиционная мудрость унаследовалась египтянами от атлантов, сохранилась на каменных памятниках в виде иероглифического письма.
2) Во вторую эпоху, олицетворённую Гермесом Трисмегистом, священные предания сохранялись написанными на памятниках, а также на манускриптах, на древнеегипетском языке.
3) В третью эпоху, которую олицетворяет Тат, сын Гермеса Трисмегиста, жрецы записывали старинные сказания и предания на позднеегипетском языке демотическими письменами и переводили их на греческий язык.
В результате Тот стал олицетворением не только Божественного Разума, или Логоса, но и вдохновлённых им (Тотом) египетских жрецов, и это была реально существующая, историческая персона — возможно, один из атлантов [6].
«Уста истины немы для непонимающих». Из Древнего Египта пришли основные тайные и оккультные учения, оказывавшие сильное влияние на философию всех рас, наций и народов на протяжении многих тысяч лет. Египет — земля пирамид и сфинксов — был местом рождения мудрости и мистических учений. В ранние дни существовала подборка основных принципов герметизма, переходивших от учителя к ученику, которая была известна как «Кибалион» [4]. Это было собрание максим и аксиом, заповедей, которые были непонятны для посторонних, но свободно воспринимались учениками. Эти принципы действовали в сфере духовных сил более, чем в плане материальных элементов, описывая преобразование духовных вибраций одного типа в другие. В герметизме выводятся семь принципов, на которых базируется философия Тота:
- Принцип Ментализма, где Вселенная представляет собой мыслительный образ.
- Принцип Соответствия (аналогии): «Как вверху, так и внизу; как внизу, так и вверху». Принцип тождества.
- Принцип Вибрации: «Ничто не находится в покое — всё движется, всё вибрирует» (вспомним гераклитовое «Panta Rei» — всё течёт, всё меняется, а также различные атомистические концепции).
- Принцип Полярности: «Всё двояко, всё наделено полюсами. Всё имеет свой антипод, противоположности идентичны по природе, но раздельны в степени своей. Крайности сходятся. Всё истинное — не что иное, как полуистина. Все парадоксы возможно примирить».
- Принцип Ритма: «Всё течёт, вытекает и затекает, всё имеет свои приливы, всё поднимается и падает — маятниковое колебание проявляется во всём. Мера колебаний влево есть мера колебаний вправо. Ритмы компенсируются».
- Принцип Причины и Последствия: «Каждая причина имеет своё следствие, каждое следствие имеет свою причину. Случай — не что иное, как имя закона, который не распознан. Существует много планов причинности, но ничто не выпадет из поля зрения закона».
- Принцип Пола: «Пол присутствует во всём, всё имеет свой женский и мужской принцип. Пол проявляется во всех плоскостях» [4].
Принцип Пола насквозь пропитывает философию древнего Египта. Тенденция персонификации Луны и Солнца и принцип андрогинности как единства Двух Истин ставит акцент на сакрализации учения герметизма. До момента воздействия Луны не было двуполости; был лишь один человек, соединявший в себе и мужское, и женское. Разделение произошло благодаря перемежающемуся действию Исиды и Осириса. И сообразно тому, чьё влияние сильнее, — Осириса или Исиды, — человек — мужчина или женщина. Организм, в котором господствует действие Исиды, становится мужским, тело, в котором преобладает действие Осириса, является женским. Конечно, в каждом мужчине и в каждой женщине действуют обе силы, но соответственным образом в эфирном теле. Здесь мы имеем удивительную связь отдельных существ с положениями в космосе. Мы нашли теперь, что не только благодаря силам, но также и благодаря своим положениям миры и тела влияют на людей. Под влиянием 38 нервных волокон, исходящих из спинного мозга, образовалось всё, что принадлежит мужскому и женскому организму. Ранее всего возникло благодаря воздействию всех нервных волокон не только внешнее мужское и женское, но и внутреннее, в человеке возникло нечто благодаря влиянию мужского и женского принципа. Возникло внутреннее воздействие Исиды, и это внутреннее действие Исиды суть лёгкие. Лёгкие — это регулятор влияния Тифона или Сета. То, что влияет на человека от Осириса, действуя на женское начало по-мужски, делает лёгкие продуктивными благодаря дыханию. Благодаря действиям, исходящим от Солнца и Луны, регулируются мужской и женский принципы [3].
Некогда, в древнее время, силы исходили от учителя к ученику, и в Египте происходило следующее: если человек был особенно восприимчив и стоял против другого, который научился укреплять свои мысли, тогда сильная мысль влияла таким образом, что она создавала в душе воспринятое как картину; было в высшей степени возможно телепатическое влияние, и в полной мере существовала передача мыслей.
Эта часто имело место, если сильная волевая натура сталкивалась с неукреплённой. Некогда существовала великая сила направлять мысли, управлять ими в известной мере так, как теперь невозможно себе представить, и теперь такой силой стали бы злоупотреблять [2].
В древнем Египте посвящение, главным образом, основывалось на подобных силах. Над тем, что человек называет теперь медициной, египетский врач и посвящённый посмеялся бы. Древнеегипетский медик знал лишь одно: он знал, что первоначально существовали те состояния, которые он мог воспринимать лишь при посвящении. Хотя он говорил себе, что следует отодвинуть сознание, которое есть у человека, — смутное, ясновидящее сознание. Было время, вторил ему египетский посвящённый, когда духовные сущности ниспосылали гораздо большую силу на людей. И как современный человек может подняться до идеального человека, — что влияет гораздо лучше, чем все моральные учения, — так некогда словами и образами влиял на учеников египетский посвящённый. Это действовало не только внешне, но и глубоко внутренне. Это действовало, имея результатом совершенно определённое событие [6].
Человек получал из духовных миров такую силу, которая путём сна восстановляла нарушенные силы и функции. Древнеегипетские врачи-герметисты употребляли нечто подобное. Они помрачали сознание пациентов до некоего рода гипнотического сна и тогда становились повелителями образов, возникающих вокруг больного. И эти образы они направляли так, чтобы их силы влияли на физическое тело и делали его здоровым. Таков был смысл сна в храме. Больному не давали лекарств, его заставляли спать в храме. Тогда его сознание пропадало, и он смотрел в духовный мир. И тогда его астральные переживания направлялись таким образом, чтобы они имели силы сделать его здоровым. Благодаря тому, что человек не сопротивлялся своим дневным сознанием, могли действовать силы, необходимые для выздоровления. Так действовал сон в храме [5].
Учение герметизма открывает высшие законы природы и высшую силу из всех существующих. Внешнее учение герметизма является сегодня частью эзотерики. Внутреннее учение герметизма содержит в себе высокий ключ к истинной философии. Герметизм является не только психологическим процессом, его теория и практика базируется на этой природе Высшего Разума, в отличие от видимой природы физического универсума. Цель герметизма будет достигнута, когда человек сознательно станет мастером силы и формы физического мира [3]. Безграничная сила человека в том, что она направлена к земле, то есть к познанию на рациональном и иррациональном уровне. Если у кого-то есть знания о микрокосмосе, он способен понять и макрокосмос.
Литература
1) Сакральный мистицизм Запада. Герметическая философия. — М.: Беловодье, 2007. — 224 с., ил. (Великий синтез: наука, искусство, религия).
2) Египет: Классический путеводитель / Пер. с англ. С. Фёдорова.— М.: ЗАО Центрполиграф, 2010.— 287 с. ( Загадки Древнего Египта).
3) Заин, К.К. Священные Таро: искусство чтения карт на основе духовной науки / Пер. с англ. — СПб.: ООО ЭТО «Экслибрис», 2003. — 228 с.
4) Кибалион. Учение герметической философии Древнего Египта и Греции.
5) Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв. М., 1999. — 864 с.
6) Тураев Б. А. Бог Тот: Опыт исследования в области древнеегипетской культуры. — СПб.: Журнал «Нева»; Летний Сад, 2002. — 408 с.