Asenath Mason
Искусство жертвоприношения:
Кровавая магия в Гнозисе Некрономикона1
Из книги Clavicula Nox, issue three — Azathoth
Сила крови была предметом веры с незапамятных времён. Это наиболее драгоценная жидкость, которой обычно приписываются мистические свойства хранилища могущественной трансформационной энергии. Древние мифологии и исторические летописи изобилуют примерами человеческих жертвоприношений, церемониальных кровопролитий и причащений кровью — как человеческой, так и животной. Приношение крови использовалось для испрошения благословения: исцеления, очищения и расширения возможностей, — так же как и в разрушительном колдовстве, в демонической магии — для контакта и общения с тёмными силами в ритуалах одержимости и для проклятий. Кровь считалась наиболее ценным подношением. Все заменители, которые использовались для приношений (молоко, мёд, вино), были только заменителями крови, главнейшего из всех даров. Жертвоприноситель имел исключительный статус в обществе, вне законов общепринятой морали — посредник между миром людей и божественными сферами. В магии кровь играет особую роль и служит определённым целям, которые будут рассмотрены в этой статье на примере Мифов Ктулху и близких по духу гримуаров в традиции Некрономикона. В Некрономиконе гнозис крови, этой особой жидкости, местонахождения физической силы, — это знак почтения, ключ к Запределию, символ демонических сил бессознательного проявления. Но давайте продолжим описание его основных функций.
Пища для духов
Первейшая функция крови в тёмной магии, частью которой является гнозис Некрономикона, — проводить субстанцию для появления духов. Это использование жертвоприношения крови — своей собственной или другого живого существа — высвобождает определённое количество энергии. А энергия нужна, чтобы добиться «физического» проявления призываемой сущности на материальном плане. Эта роль кровавого жертвоприношения делает его полезным для инвокаций. Духи, которые по своей природе принадлежат к тонким планам, не имеют материальной основы, и они не могут принять физическую форму самостоятельно. В случае астральной магии в этом нет необходимости. Но для того, чтобы провести их на физический план, магу нужна субстанция, которая содержит достаточно энергии. Это обычно кровь или сексуальные жидкости — вещества, часто применяемые магами и, несомненно, эффективные. Но здесь давайте остановимся только на использовании крови.
В описании сущностей и божеств Некрономикона часто подчёркивается, что они не из крови и плоти и что они могут проявляться и формировать свои визуальные тела только из жизненных субстанций принесённых жертв. Это утверждается в «Зове Ктулху» Лавкрафта и подтверждается в сообщениях других Мифов. Посмотрим, например, на Обитателей Звёзд из De Vermis Mysteriis (Тайн Червя): они описаны как незримые существа, но только пока они не напьются крови живых существ. Жизненные соки наполняют их тела и делают очертания зримыми. В качестве жертвы колдун должен использовать кровь молодой женщины, рождённой в избранный день лунного месяца. В «Ужасе Данвича» чудовищный ребёнок Йог-Сотота и ведьмы Лавинии Уотли вскормлён кровью животных, потому что только эта субстанция достаточно питательна для его роста. В повести «Сны в ведьмином доме» ещё одна лавкрафовская ведьма Кеция Мейсон использует собственную кровь для кормления своего питомца. Демон по имени «Бурый Дженкин» материализовался настолько, что горожане могли его видеть. Он имел облик крысы с человеческим лицом, и его функцией была передача сообщений между ведьмой и тёмными силами. Он действовал как посредник между ней и Запределием. Говорится, что питомец питался «кровью самой ведьмы, подобно тому, как это делают вампиры». Демон также старался получать кровь от других людей, перед которыми он появлялся, это видно на примере Джилмена — главного героя повести. В качестве платы за кровь Бурый Дженкин становится проводником Джилмена через пространства между мирами Сна и Яви.
Вампирические сущности в историях Мифов Ктулху похожи. «Писание Урилиа» из Некрономикона Симона, например, упоминает Акхару2 — вид вампирических демонов, которые пьют кровь человека, потому что жаждут «принять облик его», то есть получить физическое обличие человека. Поскольку вампирические духи лишены собственных жизненных сил, они нуждаются в получении их от других живых существ для своего существования. И кровь — это субстанция, наиболее часто относимая к ресурсам жизненной энергии, отсюда связь между вампиризмом и магией крови. Вампирические сущности нуждаются в крови не только для того, чтобы стать видимыми и материальными, но даже для проявления их призрачного и преходящего существования. Это традиционная роль, ассоциируемая с этой жидкостью: место для души, вместилище духа и источник магических сил. Неудивительно, что вампиры вроде Акхару вожделеют этой магической субстанции.
Кровь также имеет качества оживления и омоложения. Этот взгляд представлен в «Кошмаре в Ред-Хуке», где это жизнетворная жидкость используется как источник восстановления молодости и жизненных сил. Сейдам, маг на службе тёмных сил, приносит в жертву детей и с помощью их крови обновляет свой внешний вид и силу. Наконец, после его смерти кровь была использована для воскрешения/оживления его так, что он смог принять участие в церемонии, посвящённой Лилит — богине, часто ассоциируемой с вампиризмом, кровью и со всем, что магически к этому относится. В этой истории мы также видим кровь как пищу для тёмных сущностей: инкубов, суккубов, лемуров и других демонов, которые пьют жизненную субстанцию принесённых жертв, чтобы явиться в физической форме. Лилит купается в крови, чтобы восстановить материальное тело и обновить свою сущность.
Мотив «кормления» оживление мёртвых с помощью крови небезызвестен в религиозных обычаях многих древних культур. Кровь наливалась в ямку в земле, чтобы «насытить» мёртвых или вызвать покойного на некромантическом ритуале. Такие примеры найдены в летописях Древней Греции, Рима и многих неевропейских племён.
Из описаний в повестях видно, что чем могущественнее сущность или божество, тем больше жизненной субстанции необходимо для его появления. Если это второстепенная сущность, то много жертв не потребуется. Есть также колдуны, которые избежали смерти и существуют на тонких планах, но они достаточно умелы, чтобы воссоздать свой физический облик с помощью крови других людей. Эта мысль представлена в книге «Тайна среднего пролёта». Некоторые божества Мифов Ктулху нуждаются в одной или двух принесённых жертвах, чтобы использовать их кровь для создания видимого для колдуна облика. Но есть также сущности, которые требуют намного больше. Крайний случай находим в Книге Дагона, где Ракасаул — король земли Мот3 — требует тысячи жертвоприношений, чтобы отдать субстанцию и энергию сущности, называемой «Господь Зыбкого Тумана»: сначала он должен был наполнить большой колодец телами жертв, у которых вырваны сердца, затем зарезать столько людей, чтобы из их тел выложить звезду со 112 лучами, каждый длиною в три дня пути, затем собрать сто пленных воинов и, наконец, заставить их рубиться насмерть возле колодца. Это несколько тысяч жертв. Сущности вроде загадочного «Господа Зыбкого Тумана» — взыскательные божества, чью ненасытность сложно удовлетворить обычными средствами.
Знак Преданности
Наиболее распространённая роль кровавых жертвоприношений — как знака преданности и уважения божествам — часто встречается в Мифах Ктулху. Эта церемониальная роль больше всего подчёркивается в ритуалах гримуаров, из близких к Некрономикону. Из них, безусловно, наиболее показательны с этой точки зрения Тайны Червя, гримуар, открыто называемый книгой жертвоприношений и не оставляющий иллюзий о характере магических практик. В самом деле, как мы можем видеть из текста, свежая человеческая кровь требуется практически в каждом ритуале или церемонии. Как мы знаем, искусство жертвоприношения — это не только просто разорвать чью-то грудь на алтаре; нужно помнить о нескольких правилах:
«Да будет стоять заклинатель с востока от жертвенника. Да будет удар наноситься десницею его, и да будет он смертельным, но смерти мгновенной заклинатель да не допустит. Посему разумно наносить удар в живот, а не в сердце, а ежели требуется изъять внутренности для дальнейших обрядов, то перерезать горло».
Может даже использоваться специальная жертвоприносительная формула. Она называется «С’фан», что означает «жертва» или «дитя человеческое» и, таким образом, ясно указывает на то, что должно быть принесено. Это традиционный знак преданности от колдуна тёмным богам, которые не принимают «пресную пищу». Поэтому во время призвания Ктулху колдун должен совершить жертвоприношение младенца мужского пола; в ритуале Господа змиев Йхега (Й’ига)4 — целомудренную, невинную девочку; для призыва двенадцатикрылого Котха5 — зрелого мужчину, который был особым образом подготовлен к церемонии: его следует поить только солёной водой, кормить только навозом и бить кожаными ремнями по гениталиям, чтобы заставить почувствовать вкус крайнего унижения и лишить гордости и достоинства.
В «Обряде скрижали» колдун должен убить и выпотрошить младенца и использовать внутренности как жертвенную пищу для умиротворения хранителей Врат. Даже при типично астральной прогулке с помощью карты «Ключей Альяха» вначале говорится, что правильное произношение слов власти доступно лишь тем, кто окропляет их жертвенной кровью.
Пример церемониального жертвоприношения, который нельзя упустить при обсуждении Мифов Ктулху — «Восхваление Ктулху» из Книги Дагона. Это ритуал, в котором все участники исполняют активную роль, даже принесённые жертвы. Поэтому пока жрецы декламируют призвание «Разрушителю Царств», хор жертв радостно перебивает, чтобы провозгласить своё посвящение: «Да будем все мы отданы разрушителю!.. Мы Твои!.. Возьми нас и напейся [нашей] крови. Пусть наши стоны радуют слух Твой!» Интересный ритуал. Единственный вопрос: где найти таких жертв-энтузиастов в наши дни?
Церемониальная роль кровавого жертвоприношения также важна в культе Ньярлатхотепа. В Некрономиконе Тайсона («Странствия Альхазреда») жрецы тёмного божества приносят собственную кровь в знак преданности. Они разрезают свои руки перед статуей своего повелителя в тайном Храме Сфинкса в Египте, потому что считается, что пролитие человеческой крови приветствуется божеством. Поэтому Ньярлатхотеп — божество, ассоциирующееся с гнозисом многими способами, которые будут обсуждаться дальше в этой статье. И даже если кровь в храме будет отмываться ежедневно, она никогда не будет полностью отмыта.
Кровавое жертвоприношение — обычная практика и в ритуалах Шуб-Ниггурат — рогатой «богини» земли и сексуальности. В Мифах Ктулху она поочерёдно отождествляется с Лилит, Иштар и Кали — богинями, которые традиционно связываются с лунной, менструальной кровью, жертвоприношениями и вампризмом. Пример её ритуала находим снова в Книге Дагона, где прямое жертвоприношение — кровь двух белых голубей. Но во время подготовки ритуала колдун должен убить людей, которые помогали ему возводить храм для церемонии и совершали другие подношения (золото и серебро). Божества из других Мифов Ктулху также имеют почитателей, которые приносят им кровавые жертвы: Йог-Сотот, Хастур, Й’иг и т.д. Как мы знаем из Книги Земли Маганской, Тиамат призывают с помощью «алой влаги жизни, стоит лишь пролить её на камень», камень же нужно «ударить мечем, одиннадцать человек пронзившим». Альхазред в своём Свидетельстве говорит о культах Сириуса, Дракона и Козерога, которым приносили в жертву людей, почитая их как свои божества. Если мы рассмотрим Мифы Ктулху подробнее, мы, конечно, найдём массу других примеров.
Освящение ритуальных инструментов
Магия крови также применяется в освящении магических инструментов и приготовлении магических мазей, порошков и других субстанций, используемых в магических целях. В Тайнах Червя мы читаем, что ритуальный кинжал, используемый для жертвоприношений, должен храниться завёрнутым в кусок ткани, пропитанной месячными истечениями. Мы не можем найти объяснения, почему именно эта, а не жертвенная кровь. И хотя менструальной крови приписывается множество мистических качеств, в Мифах Ктулху её ролью, кажется, пренебрегли. Некрономикон, очевидно — гримуар, ориентированный на мужчин, то же касается связанных с ним текстов, ритуалов, церемоний. В магической работе авторы рекомендуют использовать собственную кровь или мужское семя в качестве сакральных жидкостей. Такой случай как пример приведён в ритуале создания шоггота, написанном Райаном Паркером. Женская менструальная кровь применяется гораздо реже. Даже лавкрафтовские ведьмы, такие как Кеция Мейсон и Лавиния Уотли, не используют менструальную кровь, или она просто не упоминается в этих историях. Не находим мы её и в ритуалах Шуб-Ниггурат — самого женского культа Мифов Ктулху. В то же время неожиданно мы находим применение менструальной крови в Тайнах Червя — гримуаре, в котором люди, кровь которых используется в магических целях, никогда не оставляются в живых. И женщина в Тайнах Червя, как правило — всего лишь приносимая жертва. Как говорит этот гримуар, «женщина-заклинатель рождается редко, и происходит сие во времена особенно сильного волнения Запределия, гибелию грозящего всему человечеству».
Другой пример использования магии крови для концентрации в магических предметах находится в том же тексте, при описании приготовления так называемого «оберега Кормчего». Чтобы сделать этот магический талисман, следует оросить его кровью беременной женщины. После этого инструмент готов к использованию: он позволяет магу воспарять над землёю, проходить через трясины, топи и кипящую лаву и помогает «созерцать свечение жизни человечьей и изымать свет сей дланию простёртою, не повредив тела».
Кровь наделяет магические предметы властью и проводит связь между ними и Запределием. Также она делает их пригодными для магических операций. Эту роль крови следует учитывать также при создании так называемых «Чертогов», магических табличек с символами тёмных сил, которые мы находим в Тайнах Червя и Книге Дагона. Чтобы наделить таблички властью, их нужно опрыскать жертвенной кровью. В случае с Чертогом Ашшахвата это кровь годовалого ягнёнка, бешеного шакала, двенадцати младенцев-мальчиков и такого же количества младенцев-девочек. В случае таблички Крепости Альяха — это только кровь белого ягнёнка. Также для призывания Сил следует использовать жертвенную кровь и специальные слова власти.
Магическое Крещение
С незапамятные времён кровь использовалась в церемониях инициации, ритуалах перехода и иногда при крещении. В качестве примера можем упомянуть здесь церемонии фригийской богини Кибелы, покровительницы плодородия, и Митры — бога природы. Инициируемые «купались» в животной крови (быка или барана) или окроплялись значительным её количеством, их одежды забрызгивались кровью, также они её пили. Это символическое омоложение, рождение в новом мире — в новой форме — более сакральной, духовной. В Мифах Ктулху мы также находим интересные примеры таких инициатических ритуалов. Наиболее интересный ритуал — «ритуал пары» из «Странствий Альхазреда». Это часть договора между Шуб-Ниггурат и её почитателями, в которой ребёнок трёх дней отроду посвящается служению богине на всю оставшуюся жизнь. Это праздничная церемония, сопровождающаяся аккомпанементом флейт и барабанов и ритуальным пением. Отец ребёнка и четыре старейшины племени стоят вокруг огня, образуя пентаграмму, и осуществляют своего рода «крещение». Ребёнок передаётся сквозь дым и пламя пять раз таким образом, что его движение вокруг огня чертит лучи пентаграммы. Затем его мать перерезает горло жертвенного козлёнка и омывает ребёнка кровью животного. Наконец, тушу животного кидают в огонь, и ребёнок поднимается как можно выше над огнём, чтобы дух мог войти в его тело. Считается, что этот дух — бестелесный отпрыск Шуб-Ниггурат. Он объединяется с душой ребёнка и наделяет её своими неземными демоническими качествами. Также другой вид крови представлен в этой церемонии: молодая девушка ритуально лишается невинности, и её девственность приносится в жертву Шуб-Ниггурат. Считается, что это усиливает везение ребенка.
Магическое крещение в крови означает новое рождение. Инициируемый становится ребёнком, новорождённым в духовном смысле. Кровь связывает земной план с сакральными сферами, и поэтому купание в крови — это символическое погружение в безбрежный океан Бесконечности, из коего человек появился как тварь, в которой смертное соединяется с вечным. Магическое крещение позволяет посвящать в общение между миром людей и Тёмной Стороной и пробуждает бессмертные основы, спящие в человеческой душе.
Ключ к Тёмной Стороне
Наиболее важная задача магии крови — использование этой драгоценной влаги жизни как ключа к Тёмной Стороне. Как мы видим в Книге Земли Маганской, «человек суть ключ, коим врата Иак-Саккака6 отворены быть могут». Люди были сотворены из крови убитого демона Кингу. Поэтому человеческая кровь содержит демонический элемент вместе с тёмным принципом, который связывает их с Тьмою.
Это связь между человеческим сознанием и тёмными силами, которые существуют внутри него и вовне, в объективной реальности. Тёмный элемент, содержащийся в крови, перемещает человека ближе к ресурсу силы, унаследованному от демонических предков. И это ключ для открытия врат в пространства Запределия или, как их называют, Врат Йак-Саккака/Йог-Сотота.
Йог-Сотот в Мифах Ктулху — одно из наиболее значимых божеств. Он воплощает принцип «Врат», которые отделяют мир Света (сферу Творения) от мира Тьмы (Хаоса, Бездны, Пустоты). Лавкрафт описывает его следующим образом: «Йог-Сотот ведает врата, ибо Йог-Сотот есть врата. Йог-Сотот суть врата и ключ, и хранитель врат… Минувшее, настоящее и грядущее — всё едино в Йог-Сототе».
Когда мы рассматриваем соответствия между Мифами Ктулху и Каббалой, мы можем ассоциировать Йог-Сотота с одиннадцатой, скрытой сфирой на каббалистическом Древе: Даат (Знание). Кеннет Грант также идентифицирует его с Хоронзоном — сущностью, представляющей Хаос и Рассеивание, единственным «резидента» и воплощением Бездны, способным принимать все облики и свойства, чтобы существовать в бесчисленных формах и быть вездесущим. Даат — это прямой путь во «Вселенную B», на другую сторону каббалистического Древа, в сферу Клипот. Это в точности соответствует роли Йог-Сотота в гнозисе Некрономикона. Он вызывается как Врата в измерения, где можно встретить сущностей Мифов Ктулху, в скрытые области и забытые слова:
«Врата отверзаются, когда Он приходит, и лик Его из сверкающих многоцветных шаров, перемещающихся и пересекающихся, суть врата и ключ, и хранитель врат, и сквозь врата проходящий. Тот, кто проходит чрез них, сам становится на мгновение Йог-Сототом, познав всё минувшее, настоящее и грядущее» (Некрономикон Тайсона).
Он, Таящийся за Порогом, открывающий путь по ту сторону окружающей реальности, позволяет сознанию подниматься над своими иллюзорными ограничениями. И чтобы открыть эти врата в сферы между измерениями, известными людям, нужна кровь, которая будет ключом. Это подразумевается или прямо говорится во многих текстах, повестях и гримуарах, относящихся к гнозису Некрономикона. В «Свидетельстве Безумного Араба» мы читаем про три культа Древних: культ Пса, культ Змия и культ Козлицы. Все они непрерывно пытаются открыть врата с помощью кровавых жертвоприношений и пригласить тёмные силы в физический мир. Они наслаждаются медленным пролитию крови, посредством которых обретают силу и власть в своих обрядах. Кровавое жертвоприношение не только скота, но и людей — основа их тёмного ритуала. Из «Странствий Альхазреда» мы узнаём о кровавом жертвоприношении в храмах из монолитов, величайшим из которых был круг Альбиона — место, соответствующее Стоунхенджу. Отворив эти врата, можно открыть прямой путь ко всем достижениям космоса, главные врата и бесчисленные меньшие. Округлые формы всех этих храмов храмов были имитацией формы Йог-Сотота, которая выглядит как сочетание сфер или кругов многих цветов. Расположение этого и других храмов близко соответствовало силам, излучаемым этими местами. Есть участки, где «барьеры между мирами тонкие», это так называемые Места Силы. Они расположены на пересечениях невидимых силовых линий, идущих через всю землю, — концепция, почти целиком подобная идее о линиях Дракона или Лей-линиях — источниках энергии земли, известной как врил или пульс Дракона. В «Странствиях Альхазреда» объясняется, что эти линии оживляются энергией, содержащейся в крови. Поэтому многие кровавые жертвоприношения проводились в Храмах Монолитов: жизненная сила жидкости активизировала и гармонизировала энергию линий. Врата открывались, и могло состояться общение между обитателями этого и тех миров.
Похожее понятие о силовых линиях описывается в Тайнах Червя. Здесь мы читаем о так называемых «нитях Дха», пронизывающих все направления и основания различных частей вселенной. Чтобы пробудить, их следует использовать специальный открывающий символ и произнести слова власти. Но мы также напомним, что правильное произношение этих слов возможно только тогда, когда они сочетаются с кровавым жертвоприношением. Это, как мы уже отметили, основное правило в Тайнах Червя, подтверждённое одним из законов, обозначенных в гримуаре: «Немер техб зенрит Майньюш леф’г’б т’фус»: для открытия Границы необходима кровавая жертва. Когда нити пробуждены, маг может передвигаться вдоль них через сокрытые миры и измерения, путешествовать через тёмную сторону вселенной и появляться в самых потаённых местах земли. Существует одиннадцать таких нитей, что весьма любопытно, так как одиннадцать — число клипотических сфир на каббалистическом Древе Ночи и потому символическое число Ситра Ахра Тёмной Стороны. Помня об этом, мы должны предположить, что нити Дха могут быть измерениями между миром Творения (Вселенная A) и Запределием (Вселенная B).
В Тайнах Червя кровь действует не только как ключ к Запределию, но и привлекает тёмных сущностей на место жертвоприношения. Как мы узнаём из текста, они охотно приходят на запах крови и игнорируют другие подношения. Поэтому кровь используется, например, в ритуале «зачатия чародея», полудемонического ребёнка, который будет связан с Тёмной Стороной с момента своего рождения. В отличие от «ритуала пары», где ребёнок имеет человеческих родителей и его душа только сливается с демоном, здесь ребёнок зачат в слиянии между земной женщиной и демоническим отцом. Демон привлекается в храм женскими жидкостями: потом, мочой и менструальной кровью. Ритуал завершается, когда ребёнок, рождённый от этого союза, вырастает и убивает свою мать. Кровь женщины, однако, должна быть собрана для будущих магических целей.
Договоры с Тёмной Стороной
Посредник между людьми и божествами и демонами Некрономикона — это Ньярлатхотеп, тысячеликий чёрный бог, посланник Древних. Сказано, что ни одно действие не предпринимается людскими богами без его ведома и одобрения. Он один из тех, кто посвящает смертных в гнозис Некрономикона, поэтому если кто-то желает посвятить себя этому магическому пути, он должен сделать это через Ньярлатхотепа. Это Противник, Обманщик, Разрушитель и Создатель. Он учит своих адептов идти по путям между измерениями: между Светом и Тьмой, мудростью и безумием, созиданием и разрушением, человечностью и божественностью, смертным и вечным, порядком и хаосом.
Он раскрывает теневую сторону бытия и безжалостно сталкивает нас с ней. И путь к нему лежит через гнозис крови. Он тот, кто кладёт адепта на алтарь и разрывает его тело и душу, чтобы позволить смертной части удалиться и начать рождение божества.
Среди церемоний, ориентированных на Некрономикон, мы находим ритуал договора с тёмным божеством: во время бури маг должен пойти на безлюдную возвышенность и взять кинжал, драгоценность особой стоимости и пергамент с собственным именем. Затем следует начертить круг, нарисовать символы Ньярлатхотепа и обрызгать их своей собственной кровью. После чтения заклинаний следует бросить окровавленный кинжал на землю: кровь откроет проход между измерениями и привлечёт внимание бога. Затем маг снова использует свою кровь — для посвящения жертвенных даров — и помещают малую каплю у себя на лбу. Это открывает третий глаз мага и делает его чувствительным к астральным видениям и осознанию присутствия тёмных сил. Тогда Ньярлатхотеп придёт со звёзд, чтобы приветствовать мага как своего адепта, тем самым подписывая договор, который вступит в силу после семи месяцев испытаний.
В повести «Сны в Ведьмином доме» мы снова видим мотив договора с Ньярлатхотепом. Главный герой, который желает открыть проходы в иные измерения, узнаёт, что он «должен предстать перед Чёрным Человеком» и пойти «к трону Азатота, что находится в самом сердце хаоса». Здесь он должен расписаться в книге Азатота собственной кровью и взять новое тайное имя. То же самое сделала Кеция Мейсон, которая выступает посредником в его инициации и встречается с Ньярлатхотепом. В обмен на подписание договора ей было дано мастерство в искусстве прохождения через врата измерений. Отсюда же мы узнаём о природе этих измерений — бесконечной бездны невероятно окрашенных сумерек и безумие беспорядочного звука, переполненное неописуемой угловатой массой объектов неестественно резкой окраски, походящих на призмы, лабиринты, циклопические постройки и т.д. Всё пронизано визгом, свистом, путаницей звуков.
Экстатическое опьянение
Функция магии крови также вызывать транс, опьянение, позволяющие сдвигать сознание в сферы сакрального: над объективной реальностью. Пролитие крови всегда волнительно для более или менее чувствительных личностей. Её запах стимулирует чувства, опьяняет разум, производит особый вид транса — или когда кровь пролита в сражении, или когда совершено жертвоприношение живого существа.
Многие люди бледнеют при виде крови, или она всколыхивает их возбуждение и агрессию неожиданным путём, как никакой другой стимулятор. Она будит очарование и воодушевление или отвращение и тревогу. Мало тех, кто останется равнодушен при виде свежей пролитой крови. Это ключ к неосознанным, первичным инстинктам. Поэтому использование жертвенной крови также действует как средство, вызывающее чувство опьянения, экстатического транса, который позволяет подняться над обычными состояниями сознания. Вид, запах и осязание крови оказывают мощное воздействие на воображение, независимо от того, чья это кровь — собственная или другого живого существа. Также это очень нестандартная практика, потому что ритуал использования крови всегда остаётся чрезвычайно спорным вопросом, который не решён и в наши дни. Воздействие крови в магических практиках — это символический акт разрушения социального табу, выход за пределы установленного порядка и вхождение в сферы хаоса, тьмы, смерти и диких инстинктов. Контакт с кровью означает ритуальное загрязнение и пересечение барьера между сферами жизни и смерти. В древних магических практиках такая ситуация была необходима, когда некто хотел вступить в контакт с Запределием для предсказания или иных целей. Поэтому, к примеру, жрица оракула Аполлона в Аргосе выпивала кровь ягнёнка с целью достигнуть пророческого транса. Так же было во многих других древних оракулах. Кровь вызывала транс и видения, ценные для предсказательных практик.
В гнозисе Некрономикона использования крови для пророчества описывается на примере ритуала Й’ига в «Странствиях Альхазреда». Под звуки флейты жрица впадала в экстатический транс с помощью умащивания бёдер кровью и пения особых заклинаний. Лёжа обнажённой на песке, извиваясь всеми членами и шипя, жрица становилась сосудом для божества, через которое оно проявлялось жрецам, собравшимся вокруг. Эта сцена напоминает прорицательницу — африканскую чародейку, посвящённую в мистерии Змеи, про которые Кеннет Грант писал в книге «Алистер Кроули и Тайный Бог». Змеиная сила, или кундалини, возрастает, как сексуальный импульс, который вызывает экстаз и транс. В таком случае женщина — «совершенный оракул, говорящий с духами смерти, элементалями, космическими демонами, а если она прошла Высшую Инициацию — то с космическими сущностями, пребывающими вне пространства и времени. Собрания вуду происходят тайно, ночью, “в уединённом месте, сокрытом от глаз непосвящённых”. Жрец и жрица занимают свои места возле алтаря, вмещающего змею в ящике. После различных церемоний и длинных обращений от “короля и королевы вуду” все подходящие к инициации в зависимости от старшинства умоляют Вуду, говоря, что они больше всего желают. “Королева” оказывается на коробке, в которой лежит змея, и — “современная прорицательница — проникнута Богом”; она корчится; всё её тело конвульсирует, и оракул вещает её устами» (Кеннет Грант).
Кровь также используется как существенный ингредиент магических мазей, предназначенных для получения видений. Идея опьянения мазями чрезвычайно популярна в колдовстве. Микстуры психоактивных растений и субстанций наносились на чувствительные части тела и использовались ведьмами для достижения транса и астральных видений. В Мифах Ктулху есть мазь Кефнеса, которая позволяет магу получать во сне видения. Ингредиенты мази такие: лотосовое масло, порошковая мандрагора, красная земля, девять капель натра, четыре капли ладанного бальзама и одна капля собственной крови из правой руки. Мазь наносится на лоб перед отходом ко сну, для получения предсказательных снов и видений. Другая мазь, в которой необходима кровь — это смесь, приготовляемая на ритуале Ньярлатхотепа. Здесь ингредиенты такие: волос чёрной собаки, чёрный волос человека, чёрный жук, чёрная земля, чёрная кровь и сперма и чёрный прах. Мазь опять же должна наноситься на лоб перед сном — это время открытия разума для контакта с Ньярлатхотепом. Когда не используется никаких типичных галлюциногенов, мы должны предположить, что сила производимых видений приписывается крови. Как мы уже сказали, в гнозисе Некрономикона кровь, намазанная на лоб, считается открывающей чакру третьего глаза и позволяющей плавать в астральных образах.
Другое использование крови для транса и опьянения мы находим в описании церемонии Шуб-Ниггурат — дикого экстаза оргии и блуда. Дети, зачатые во время этих ритуалов, приносятся в жертву, и их кровь смешивается с вином, чтобы производить опьянение и видения. Их тела варятся, а плоть съедается. Ритуальный каннибализм является, как правило, символическим обретением силы съедаемого человека. Эта практика была обычной среди многих древних племён, которые пили кровь врагов — сильных воинов — для приобретения их силы или мудрецов — для получения мудрости и знаний. В скандинавской мифологии известный герой Зигфрид пьёт кровь убитого дракона и приобретает его силу и качества. В ритуале Шуб-Ниггурат этот акт поедания крови и плоти детей, кажется, имеет целью приобретение не силы новорождённых, но энергии богини, которой они приносятся. Зачатые в ритуальном блуде и съеденные на другом ритуале, они — воплощённые силы Шуб-Ниггурат, которые включаются таким путём.
Заключение
Как мы видели, кровь имеет в магии множество функций. И хотя упомянутые выше примеры фокусировались на мистических качествах, исключительная сила крови сейчас нередко подтверждается наукой. Роль жизненной жидкости нести по телу различные вещества и регулировать химический баланс организма, мутабельность и гибкость кровяных клеток и так называемая «память крови» — всё это вызывает многочисленные гипотезы и спекуляции на тему её уникальности. Всё больше и больше научных доказательств психического потенциала крови, открытого в эзотерике через магию крови. Её роль может быть также интерпретирована в психологических терминах — как отсылка к бессознательному. Древние из Мифов Ктулху представляют первичный, атавистический и дикарский инстинкт и импульс, погребённый глубоко в психике. Через гнозис крови мы устанавливаем связь между ними и нашим сознанием, восстанавливает первобытные связи со сферами Тьмы, которые существуют внутри нас, «мёртвые, но грезящие», ждущие от нас пробуждения своего потенциала.
Ссылки:
-
Дональд Тайсон. Некрономикон: Странствия Альхазреда.
-
Книга Дагона — проклятые писания ассирийских жрецов.
-
Тайны Червя.
-
Некрономикон Симона.
-
Райан Паркер. Как вызвать шоггота.
-
Польское издание Некрономикона.
-
Аль-Азиф.
-
Г. Ф. Лавкрафт. Зов Ктулху. Ужас в Данвича. Кошмар в Ред-Хуке. Тайна среднего пролёта. Сны в Ведьмином доме. Таящийся у порога. Врата серебряного ключа.
-
Кеннет Грант. Алистер Кроули и Тайный Бог. Вне кругов времени.
Фотографии из личной коллекции переводчика
От переводчика
Я делала этот перевод и думала — могут ли приведённые в нём ритуалы быть полезны кому-либо. И пришла к выводу, что здесь серьёзно искажено понимание. Читайте Г.Ф. Лавкрафта, Некрономикон (Аль-Азиф и Симона) и стройте на их основе ритуальную практику. Понимаете, вы общаетесь с сущностями из Запределия, вам бы Врата открыть вначале, как следует, а не думать о голодных сущностях перекрёстков. Древние не имеют отношения к вампирам или суккубам. Древние настолько выше человеческого, что пытаться принести им жертвы и накормить — всё равно бесполезно, ибо если они захотят жертв, они возьмут их сами. А вот получать знания в их каналах — занятие похвальное.
То, что мы видим в этом тексте — очередная спекуляция на комплексах людей, не умеющих прорабатывать (как минимум, для начала) по Фрейду своё бессознательное, которое проще выпустить гулять на свободе, чем привести в порядок.
Когда подделку бережно и тщательно разбирают как сакральный текст — это значит сначала пропиарить низость, а потом обернуть в красивую обёртку высоких слов о тьме.
Про скандинавскую мифологию — вообще передёргивание. Зигфрид пьёт кровь, но не является каннибалом (кровь не человеческая). Опять же — каннибалы чаще всего пили кровь и ели сердца своих врагов, а не своих детей. Наверное, есть огромная разница.
Если автора текста возбуждает вид свежей крови — это её личная психодрама. Это чистый субъективизм, уместный в женском журнале, где читательницы делятся любимыми рецептами, но никак не в магии крови.
Древние никаким образом не имеют отношения к чему-либо человеческому, тем более первобытному и дикарскому. Древние — это сверхсознание, с которым можно наладить контакт через астральное зрение и ощущение тонких материй, здесь важны воззвания, правильное рисование сигил и чтение ключей (для начала считанных самим Лавкрафтом). Он был первым, кто писал о Древних в том виде, в котором мы знаем о них сейчас, и от него стоит исходить. Советую поменьше доверять книгам сомнительного исторического свойства, вроде Тайн Червя.
Вообще считаю неким оскорблением для Древних сравнение с земными червями. Их космический интеллект в разы превосходит человеческий, стоит ли низводить их до уровня безмозглых хтонических вампиров? Древние ценят, прежде всего, общение. Они обычно не требуют жертв как таковых, или жертвы носят символический характер. Принципиальна тщательность подготовки инструментария, текстов и настройка на результат.
То самое приношение жертвы может заметно снизить уровень ритуала, так как слетевшиеся на кровь низкие астральные сущности сразу попытаются закрыть Врата, чтобы ни с кем не делиться. Вообще вся психическая драма вокруг жертвоприношения заключена в глубоко человеческом первобытном страхе крови и смерти и нереализованных садомазохистских комплексов. Древним эти понятия весьма чужды.
И кто ищет в Древних удовлетворения низких инстинктов — тот, очевидно, их обретает, кто же ищет взаимодействия с Разумом Вселенной — тот находит этот Сверхразум. Кто ищет среди Древних земных червей — найдёт червей, кто ищет Сверхсилы, пришедших с далёких звёзд, тот будет общаться со Сверхсилами. Таким образом, Древние могут даже выглядеть как отражение личности практика, но опять же — не стоит искать Их в пределах человеческого, они намного дальше.
Via Infernali
От редактора
Начавшаяся дискуссия вынуждает и меня внести свои пять копеек в вопрос о крови и Древних. Я подчёркивал неоднократно и подчёркиваю сейчас, что никакой текст оккультного характера не должен буквально и бездоказательно приниматься на веру. И если считать «Искусство жертвоприношения» прямыми руководствами по выстраиванию ритуальной практики, то, безусловно, права Via Infernali: сколько ни выкладывай 112-лучевых звёзд из тел и не отлавливай бешеных шакалов, ты ни на йоту не приблизишься к постижению мудрости Древних. Но работа Asenath Mason — это не гримуар и не пособие, это скорее этнографический (или, быть может, псевдоэтнографический, в зависимости от того, как относиться к вопросу аутентичности культа Древних и связанных с ними документов) труд, вроде «Оккультизма и сексуальности» Фреймарка или «Золотой ветви» Фрэзера. Фрэзер не призывает убивать жреца для получения его магической силы (хотя, право же, в случае с некоторыми современными иерархами это было бы неплохой практикой!). Фреймарк не призывает насиловать девственниц идолами из слоновой кости. Они всего лишь тщательно и разносторонне изучают материалы, связанные с рассматриваемыми ими вопросами, и в сжатом виде излагают их суть в тех традициях, к которым относятся те или иные обряды.
Если подходить к «Искусству жертвоприношения» с этой стороны, то множество моментов, обозначенных Via Infernali, просто утрачивает основания. Автор не считает, что жертвоприношение младенцев действительно требуется для установления контакта с Шуб-Ниггурат и получения её силы. Он всего лишь указывает на то, что источники (которые в принятой им в данной работе модели считаются аутентичными — что не означает принятию автором этой модели на веру) описывают подобные ритуалы, имеющие именно такую цель. То же касается и любого другого использования магии крови в гнозисе Некрономикона: многочисленные писания и предания Мифов Ктулху (в том числе художественные произведения) обозначаются автором как описывающие некие грани подлинной традиции, пусть и искажённые субъективным восприятием авторов. Этот подход аналогичен тому, который используется нами в модели Завета Мёртвых:
«Писания Древних — не догма, и в этом кардинальное отличие отношения к Священным писаниям в традиции Древних и в авраамических религиях. <…> Культист Древних понимает: никто — и менее всего Древние — не принесёт ему Абсолютную Истину на тарелочке с голубой каёмочкой, всё, на что может рассчитывать Искатель — это намёки, и от того, как он сможет их прочитать, зависит его продвижение на Пути. Ни один текст о Древних, сколь бы он ни казался неправдоподобным или поддельным, несерьёзным или пафосным, не может быть написан без вдохновения Древних. <…> Проблема лишь в том, чтобы адекватно интерпретировать эти намёки, ничего не принимая на веру, но всё подвергая сомнению и пропуская через себя. Ложь, а порою и откровенная шутка, прошедшие через разум и чувства адепта, способны принести ему куда больше, чем даже самая истинная истина, тупо заученная и слепо повторённая» (Fr. Nyarlathotep Otis. Мифоистория Писаний Альяха // Часть I. Введение в магию Древних // 1. Многообразие систем магии Древних; http://apokrif93.a-z-o-t.com/apokrif.php?c=r_cf19k13_35).
(Кстати, то же можно сказать об изучении таких культурогенных текстов как Библия, Коран или Веды: изучающий их этнограф или религиовед вовсе не признаёт истинности, скажем, непорочного зачатия, но рассматривать отношение к этому вопросу в динамике обязан не только на примере канонических евангелий, но и апокрифов, и дохристианских мифов, и сатиры вроде Сефер Толдот Йешу, и даже «святоотеческой», научной и художественной литературы, затрагивающей эту тему.)
Но если так — имеет ли «Искусство жертвоприношения» практическую ценность? Если это всего лишь этнографический труд, есть ли в нём описания эффективных ритуалов и практик? Вспомним, что «Золотая ветвь» была настольной книгой целого поколения оккультистов-практиков — членов Герметического Ордена Золотой Зари (оказавшего едва ли не основополагающее влияние на современный облик западной оккультной традиции) и отпочковавшихся от него организаций. Понимание исторических процессов, ведущих к образованию тех или иных практик, подробные описания божеств разнообразных пантеонов и, наконец, возможность примерить на себя маску культиста самых невообразимых взглядов — это ли не практическая оккультная ценность всякого этнографического и мифологического материала? Магия — не только Наука (согласно определению, данному Алистером Кроули в его «Магии в теории и на практике»), но и Искусство, а в Искусстве творческое переосмысление любых дарующих вдохновение образов было и остаётся приоритетным перед механическим повторением пусть даже самых великолепных формул прошлого.
В заключение хочется привести одну притчу, помня о которой, можно свести на нет многие, если не все разногласия. Она попахивает примирительством в духе кота Леопольда, но, если подумать, она несколько глубже, чем утверждение о том, что у каждого своя правда или что «ребята» должны «жить дружно».
Однажды к Ходже Насреддину пришёл приятель, чтобы посоветоваться о деле. Он изложил ему всё и в конце спросил: «Ну как? Разве я не прав?» Ходжа заметил: «Ты прав, братец, ты прав». На следующий день ничего не знавший об этом противник этого человека также пришёл к Ходже. И он также, желая определить, чем кончится тяжба, рассказал ему дело. «Ну, ходжа, что ты скажешь? Разве я не прав?» — спросил он у Ходжи. И ему Ходжа отвечал: «Конечно, конечно, ты прав».
Случайно жена Ходжи слушала его разговор с тяжущимися и, увидев, что Ходжа считает обоих правыми, вознамерилась пристыдить его и заметила: «Эфенди, вчера был у тебя сосед Коркуд, он объяснил тебе своё дело, ты ему сказал, что он прав. Потом пришёл его противник Санджар, ты и ему сказал, что он прав. Как же это? Ты кази, а я вот уже сколько лет жена кази. Разве могут быть правы одновременно и истец, и ответчик?» Ходжа спокойно сказал: «Да, верно, жёнушка, и ты тоже права».
В конце концов, кто мы такие, чтобы указывать Древним, какими путями они должны приносить нам знания о себе?.. 😉
Fr. Nyarlathotep Otis
1 Перевод на русский — Via Infernali (http://vk.com/via_infernali), под ред. Fr. Nyarlathotep Otis.
Мнение переводчика не совпадает с мнением автора текста. Более того, опыт личной ритуальной практики, связанной с Древними, часто свидетельствует о противоположных вещах. Прим. пер.
2 В системе Завета Мёртвых — Нат-Хортат. Прим. ред.
3 В Завете Мёртвых отождествлён с Кирта[-Саулом], царём Митанни (XV в. до н.э.). Прим. ред.
4 В системе Завета Мёртвых — Й’иг-Голонак. Прим. ред.
5 В системе Завета Мёртвых — Хукато-Зигл. Прим. ред.
6 В системе Завета Мёртвых — Йог-Сотот. Прим. ред.
Другие статьи из Апокрифа:
- Езидский мистицизм: Снятие завесы
- Слово Редактора
- ПереМИРия не будет!
- Большое интервью Верховного шамана Тувы
- «Satarial»: Сексуальная магия бережёт от христианства
- Интервью Юрия Звёздного: За птицей может следовать лишь другая птица
- ТЕМЬяНА: Пульсация «Танцующего сердца» на карте русского Горького
- Сайдыко Фёдорова: «Шаманизм не занимает место в жизни, шаманизм —…
- Слово редактора 96
- 4. Анатомия поэзии: Элементы комбинаторной и визуальной поэзии