HaukwithR Gandwiki
Старшие руны как отдельный язык
Ни для кого не секрет, что 90 процентов интереса к рунам приходится на их Старший, древнейший вариант. Именно этому Футарку посвящено подавляющее большинство эзотерических работ, а также и множество исторических, культурологических, лингвистических и прочих научных исследований. Утомление людей современным «бездуховным» образом жизни только подогревает общее внимание к этой сфере североевропейского наследия, особенно к её «мистической» части.
С эзотерической точки зрения, Старшие руны это не просто алфавит, не просто значки для передачи звуков, но и глубокая символическая система. Они скрывают за собой основополагающие идеи, базисы мировосприятия древних германцев. Поэтому первой и важнейшей задачей для тех, кто с помощью Старшего Футарка реконструирует и инкрустирует в себя древнюю Северную духовность, является правильное осмысление его знаков.
Этому вопросу и посвящена эта статья. Мне как теоретику и практику рун весьма тяжело далось понимание описанных ниже идей и признание ошибочности и неточности некоторых своих ранних подходов к Старшему Футарку. Собственно говоря, осознание этого стало для меня началом качественно новой ступени погружения в руны.
Однако, к делу.
Не осталось никаких прямых толкований Старшего Футарка. Всё, что имеют на руках исследователи данной области, это лишь косвенные указания и предположения.
Сами памятники Старших рун предлагают нам всего два ключа — графемы (формы знаков) и порядок символов в ряду (кольце). Однако мало того, что эти вещи весьма вариабельны (существовало по несколько конкурирующих форм написания для ряда рун, а также варианты взаимной перестановки внутри их ряда), они очень неоднозначны. Конкретное, ясное толкование абстрактных изображений — область субъективного, личных домыслов и фантазирования. То же, даже в большей степени, можно сказать и о последовательности знаков. Следовательно, из-за своей спорности, эти ключи не могут являться настоящей основой для осмысления Футарка. Лишь дополнением к этому.
Скудность исходных данных вынудила исследователей обратиться к методу реконструкции на основе аналогов. Если Старший Футарк сохранился так бедно, то можно попробовать восстановить его на основе более полно сохранившихся родственных форм, — рассудили они. Сестринских по отношению к Старшим рунам алфавитов не было найдено, либо же находки весьма спорны (славянские руны), однако существовали дочерние — это Младшие (а через них Пунктированные и Дальские) руны, Англосаксонские руны и Готский алфавит епископа Вульфилы. Именно эти ряды и связанная с ними информация явились и являются основой для воссоздания значений Старших рун, а также их более глубокого осмысления.
Немного истории.
Как известно, ко второму веку нашей эры Старший Футарк был полностью сформирован. (Первые точно подтверждённые находки на этом алфавите относятся к этому периоду. Существование данного ряда в такой же форме в предыдущие века — спорный вопрос, не относящийся к этой статье.) Германцы к этому времени жили на обширной территории Европы — от Альп до Балтийского моря и юга Скандинавии. В III веке произошло переселение крупнейшего родового союза — готов с побережья Балтики в Причерноморье, что значительно расширило германский ареал и явилось одним из первых событий периода Переселения народов. И уже в IV веке на всей этой территории был распространён в довольно единообразной форме Старший Футарк.
Языковые отличия германцев начала эры были минимальны, и жители Фризии понимали жителей Приднепровья. Однако расширение ареала, культурный обмен с соседями и внутренние процессы не могли оставить языковую ситуацию неизменной. Стоит ясно понимать, что Футарки служили, прежде всего, утилитарным целям — они передавали звуки живой германской речи. Поэтому, когда менялась фонетика речи, менялся и алфавит, не синхронно, конечно, а с некоторой задержкой и неточностью, но всё же менялся.
В IV-VII веках происходили значительные изменения в германской истории, а также и в древнегерманских диалектах. Поэтому изначальный, древний, общий стандарт Старшего Футарка канул в лету. Появились его дочерние формы, соответствующие языковым реалиям народов распавшейся германской общности.
Итак, в IV-V веках значительная часть германских племён двинулась со своих исконных земель, в результате чего западными (франки, англы, саксы, лангобарды и прочие) и восточными (готы и герулы) германцами были завоёваны значительные территории Римской империи.
Осевшие на Пиренейском полуострове, в Галлии и на Апеннинах готы, герулы, франки и лангобарды в короткие сроки были культурно ассимилированы местной средой. Так, они отказались от собственной письменности в пользу латинского алфавита, — во-первых, широко распространённая латиница для межнационального общения и торговли была гораздо удобнее Футарка, а во-вторых, она была освящена и настойчиво рекомендована христианской церковью, в чью веру перешли все вышеперечисленные народы.
Неофитам любой церкви свойственно излишнее рвение. Начиная с VI века, франки-христиане приступили к крещению и просвещению зарейнских германцев. Просвещение включало в себя в том числе замену Футарка латиницей и было успешно завершено на всей территории исконной континентальной Германии к концу VII века. В приальпийской зоне и на верхнем Рейне такой переход был облегчен существованием древних торговых связей этих земель с Римом и его преемниками. VII век — это дата создания позднейшего старшерунического памятника в континентальной Германии. Для большей части германоязычных народов руны остались в прошлом. Так оборвалась центральная ветвь их развития, но остались побочные.
Англы, саксы и юты на территории Альбиона появились в V веке. Латинское влияние здесь было гораздо менее сильным, нежели на континенте, и ограничивалось лишь крупными городами, сельская местность была кельтоязычной. Взаимодействие германцев-завоевателей и местного населения привело к изменению языка первых, включению в него ряда новых звуков и звуковых сочетаний, а также изменению старых. Вместе с фонетикой изменился и алфавит, принесённый ими с собой. Старший Футарк расширился до 28 (33) графем и превратился в так называемый Англосаксонский. Этот Футарк продержался несколько дольше своего предшественника на континенте и был заменён на «прогрессивную» латиницу только в VIII веке.
Северные германские родовые союзы (праскандинавы) в большинстве своём не принимали участия в завоевательных походах периода Переселения народов, а лишь продвигались на пустынный Север и осваивали собственные исконные земли — Ютландию и Скандинавию. Будучи отдалёнными внушительным расстоянием от культурно-религиозных центров Европы и не представляя собой значительного экономического интереса для последних, они не были подвержены такому серьёзному давлению, как германцы континента.
Невероятно ценно, что Англосаксонский и Младший Футарки «оставили» после себя среди прочих такие замечательные памятники как рунапоэмы (представляющие собой учебники для изучающих алфавит) и перечни имён рун. (Старший этим похвастаться, увы, не может.) Именно на этой основе учёными-лингвистами были восстановлены имена рун Старшего Футарка.
Третья «дочка» Старших рун — буквы Вульфилы (плоды совмещения рун с латиницей и греческим алфавитом), которыми была написана Готская Библия, таких именословов после себя не оставила. Если вам встретится перечень имён готских букв, то стоит понимать, что и это тоже реконструкция.
Нетрудно заметить разницу в количестве знаков между Старшим, Англосаксонским и Младшим Футарками — 24, 28 (или 33), 16 рун соответственно, — а также разницу в значениях имён рун с одинаковыми графемами. Поэтому воссоздание имён Старших рун было достаточно неординарным делом. Конкретными проблемами были следующие:
-
В двух случаях мы имеем дело с омонимами (когда одно слово (корень) передаёт разные смыслы): Cen англосаксов — это «факел», Kauna скандинавов — «язва»; Ur англосаксов — это «бык», Ur скандинавов — «дождь» или же «окалина». Так как же называли эти руны прагерманцы?
-
В связи с тем, что в Англосаксонском ряду количество знаков выросло, а в Скандинавском сократилось, треть вероятных названий Старших рун не подтверждалась одним из двух источников. Использовали ли прагерманцы такие же названия, как англосаксы, или тут опять случай омонимов?
-
Англосаксонские руны Os, Ac, Aesc пишутся сходно, называются по-разному. Причём с древним вариантом графемы совпадает не руна Os, а Aesc. У скандинавов же сохранилась руна с начертанием как Aesc, но с именем, аналогичным Os — Ass.
Наличие омонимов — это характерная черта исторического развития Футарка. Скорее всего, смена смысла слова происходило из-за банального забывания носителями первоначального его значения.
Какой же из альтернативных смыслов омонима древнее — вопрос довольно спекулятивный. Поэтому первые две проблемы из вышеперечисленных были решены радикально: так как Англосаксонская рунапоэма предположительно древнее Норвежской и Исландской и всех младшерунических перечней рун, Англосаксонский вариант был признан наиболее близким к прагерманскому и наименее искажённым. Вопрос же с Os-Aesc был решён в пользу имени Os в начертании Aesc (скандинавской руны Ass): учёные предположили, что Асы более достойны дать своё имя руне, чем ясень. Таким образом, англосаксонские имена древних рунических графем (кроме имени Aesc) стали основой для воссоздания имён прагерманских.
Значение имени руны крайне важно для построения мировоззрения. Ключевой образ (формируемый из этого значения) как точка кристаллизации собирает вокруг себя все подходящие ему феномены сознания в единый кристалл. Собранное одним ключом всегда отлично от собранного другим — поэтому Kenaz (Факел) и Kauna (Язва) соберут различные мировоззрения.
Восстановленные имена общегерманского Старшего Футарка дают нам ряд из 24 достаточно простых образов. Аналогично, Англосаксонский Футарк — это 28 (33) образов, а Младший — 16.
В эзотерической среде принято считать, что каждая символическая система представляет целостную мироописательную систему, совокупность смыслов всех её знаков «покрывает» собой всё бытиё. Этот подход объявлен аксиомой, которой следует придерживаться. Это относится как к Ба-Гуа или к Таро, так и ко всем вышеперечисленным Футаркам. Значит, викинги, используя свои 16 знаков, и островные саксы со своими 33 одинаково полно «мистически» описывали мир.
Большее количество знаков в символической системе позволяет делать это более подробно и тонко, чем меньшее. Но, с другой стороны, большее количество значений сложнее держать в голове, а значит, и неудобнее использовать для описания мира.
Старший, Англосаксонский и Младший ряды — это, по сути своей, разные языки. Близкородственные, но всё же разные — как английский, немецкий и голландский. Изучать русскоговорящему английский язык при помощи немецкого, на котором он также не говорит, весьма экзотично и странно. Однако такой «оригинальный» подход широко применяется изучающими руны. Однако эзотерики (в том числе и я до недавнего времени), не сомневаясь, напрямую используют имена поздних рун в толковании изначального ряда. Что в корне ошибочно.
24 знака Старшего Футарка — это сжатые в символы 24 куска реальности, 24 класса феноменов бытия. То же можно утверждать и насчёт дочерних Футарков. Повторюсь, все они являются целостными мироописательными системами — то есть системами без недостающих и лишних элементов. Совмещая разные ряды друг с другом напрямую, мы попросту выставляем средневековых германцев в плохом свете. Скандинавы предстают идиотами, которые вдруг перестали воспринимать и идентифицировать треть окружающих их событий (бездумное прямое наложение 16-знаковой системы на 24-знаковую приводит именно к такому выводу), а англосаксы — фриками-фантазёрами, выдумавшими себе ещё немного «реальности», чтобы не было скучно. Ощущение этого происходит, естественно, не явно, а подспудно, нарастая с каждым применением такого подхода к осмыслению Старших рун.
Поэтому — Младшим рунам — свои имена и свои образы, Старшим — свои.
«Навешивание» на знаки 24-звенного ряда имён знаков 16- или 33-звенного ошибочно и с математической точки зрения. С этой позиции выходит, что «зона» одной младшей руны — это полторы «зоны» старшей, а «зона» одной старшей — одна целая четыре десятых от «зоны» англосаксонской. (То есть, говоря грубо, руна «Солнце» из мира, где нет «Дня» и «Осоки», не то же самое, что руна «Солнце» из мира, где они есть.) Это также показывает, что напрямую применять имена поздних рун для толкования Старшего ряда нельзя. Поступать иначе — это как с совмещением Футарка с Таро, это как попытаться нарезать уже нарезанный пирог ещё раз, но уже по-другому. Бесполезно и даже вредно.
Вот какие рекомендации я хочу дать тем, кто согласен с этим моим выводом:
Возможно, вам стоит отказаться от исследования и практики Старшего Футарка. Поздние ряды гораздо богаче на фактический материал, чем прагерманский. В прагерманском ряду нет таких идей, которые бы не повторялись в позднейших, и, как правило, многое из рождённого в древности (отзеркаливание-перевороты, волшебные слова, сплетённые руны, тайнопись, магическая и предсказательная практики) в наибольшей степени раскрылось именно в поздних Футарках. Выбранному ряду стоит посвятить всё своё внимание и не совмещать его с другими таким образом.
Любителям же седой древности или «подсевшим» на 24 знака я также настоятельно советую отказаться от практики такого совмещения.
Другие статьи из Апокрифа:
- Эннеаграмма
- Гомеровский гимн Деметре
- Интервью Вермиса (Элиаса) Отиса, Архиепископа Калининградского Русского Пастафарианской Церкви Московского…
- Патруль кабскаутов
- Преображенское (Еврейское) кладбище, Санкт-Петербург
- Ритуал открытия портала для Великих Древних
- Пробуждение Р’льеха, призывание старого бога Ктулху
- Врата Грёз Ктулху: ритуал для вызова телепатических грёз
- Тот, кто прячется публично
- Историзм Культа Альяха