Основы Таро

Основы Таро

Лекция 1. Разнообразие колод Таро и основы работы с ними

Fr. Nyarlathotep Otis, 23.02.20131

Fr. N. O.: Прежде всего, я хочу постараться сделать так, чтобы наши занятия не проходили по типу «Я вещающий гуру — каждое занятие провожу». Хочу, чтобы кто-то, кто может, тоже что-нибудь проводил.

Первое занятие по Таро у нас с акцентом на разнообразие колод, на выбор собственной колоды для работы, на некоторые моменты, в какую сторону можно работать с помощью карт, и т. д. Есть много книжек по Таро, и многие из вас наверняка читали много чего, но есть некоторые вопросы, которые в книгах мало рассматриваются.

Первый вопрос — это подход к выбору собственной колоды. Книжки обычно пишут или про какую-то конкретную колоду, или про Таро в целом. А детальки, которые следует учитывать при выборе колоды, рассматриваются редко. Конечно, все их не скажу, но дам хоть какое-то направление для дальнейших поисков. Второй вопрос — в каких целях и какими способами можно использовать карты Таро. Обычно акцент в книгах делают на какое-то бытовое гадание либо, наоборот, на всякие там духовные практики, медитации и т. д. Я всё это коротко обобщу. И третий момент — это слои информации, которые можно вычитывать из карт и расклада, поскольку каждую карту можно читать разными способами, с учётом большего или меньшего числа деталей. Это были три основных момента, может, по ходу ещё что-то вспомню. Я не буду говорить по истории Таро. Есть тоже очень много источников и по легендарике, и по, скажем так, «исторической истории». И не буду подробно говорить о Таро как о системе.

Первый вопрос касается подхода к выбору собственной колоды. Приходим в магазин, никаких собственных любимых колод у нас нет, и т. д. На что нужно обращать внимание? Я не буду говорить в порядке важности, а просто где и что вспомнил. Первый момент. Как насчёт рун используют такое слово как «строй» (шестнадцатирунный строй, двадцатичетырёхрунный строй и т. д.), то же самое и с колодами Таро. Если есть «классический» строй (22 старших аркана, 56 младших, 4 масти), то есть и разные варианты, более-менее нестандартные. Например, есть такая вещь (по-моему, здесь даже появлялась как-то раз) — Таро Теней. В ней тоже 78 карт, какое-то соответствие по номерам можно установить, но стандартного деления на 4 масти нет. Есть, допустим, колоды с дополнительными арканами, например, система Ключ Гермеса, достаточно нью-эйджевская, скажем так. Основана она на стандартной колоде Райдера-Уайта, но там есть ещё несколько дополнительных арканов, и, соответственно, всё это уже отвязывается от классическо-каббалистической системы, и там свои какие-то наработки. Есть ещё некоторые колоды, где или число карт отлично от 78, или могут несколько отличаться разделения по мастям. Это первый и, наверное, один из самых важных моментов, которые следует учитывать. Опять же повторяюсь: рассказываю не в порядке важности, а как что вспоминаю.

Дальше. Есть определённые соответствия мастей стихиям. С кубками и пентаклями, в общем-то, стандарт, по-другому ничего и не выдумаешь: пентакли — это земля, а кубки — это вода. Но есть две масти, две мужские стихии (огонь и воздух) — посохи/жезлы и мечи. Вот с ними бывает разночтение. Обычно, в большинстве колод, посохи — это огонь, мечи — воздух. Есть колоды, где наоборот. Причём и то, и другое можно вполне себе обосновать. Например, банально связать меч с огнём через ассоциации «огнём и мечом», меч — агрессия, Марс (красный цвет, как и огонь) и т. д. Если мы хотим обосновать посохи, то вспомним, что металл не горит, а дерево (посох) горит. В общем, к каждому из этих вариантов можно найти свои ассоциации, и тут нет какого-то такого абсолютно правильного. Важно то, насколько та колода, которую вы купили или рассматриваете на предмет «брать — не брать», соответствует вашему ви́дению, что такое огонь и что такое воздух. И, соответственно, что такое мечи и посохи/жезлы (посохи больше подходят на огонь, если посох — деревянная палка, а если это жезлы, то, может быть, больше на воздух). Это не абсолютно истинно. Важно то, что этот момент должен быть осознан: какая масть какой стихии соответствует, и насколько это соответствие вами лично понимается, принимается и т. д.

Следующий момент. Как ни странно, очень мало кто на это обращает внимание: симметричность рубашки карты. Казалось бы, такая мелкая деталь, но это существенно. Если вы в раскладах учитываете прямое-перевёрнутое значение карты, то рекомендую покупать с симметричной рубашкой, чтобы их можно было перетасовать так и так, чтобы не было понятно по рубашкам, в каком положении лежит карта. Я, допустим, практически никогда не использую прямое-перевёрнутое значение (иногда, если какие-то сложные случаи, то могу обратить на это внимание, но обычно не пользуюсь этим), т. е. симметричная или не симметричная рубашка — это уже не важно, можно мешать карты в прямом порядке и вытаскивать одинаково. Информация будет та же самая.

Следующий момент. Тоже немного близко к вопросу о строе колоды — порядок некоторых старших и придворных арканов. Существует, скажем так, староэонная система, «классическая», можно сказать (Райдера-Уайта), где арканы Сила и Правосудие/Справедливость/Равновесие стоят в одном порядке. Есть колоды, восходящие к Таро Тота Алистера Кроули, где эти две карты поменяны местами, и аркан Сила превращается в аркан Вожделение, а аркан Справедливость — в Регулирование (могут быть оттенки переводов). То есть вместо Справедливости, вместо Равновесия (такого гомеостаза), появляется Регулирование — управление, распределение чего-то там и т. д. Соответственно, аркан Силы в классической колоде (например, Райдера-Уайта) — девушка побеждает льва, т. е., в какой-то степени, победа слабого над сильным:

Ещё более древний вариант — с Геркулесом:

А есть вариант, где вместо Силы стоит Вожделение, и вместо Справедливости — Регулирование, и при этом они меняются местами, VIII и XI арканы:

[Показывает альбом с образцами карт из разных колод Таро. Голоса в зале: «Это трандец!», «Это жесть!», «Так это ещё не все?..»]

Это не все колоды. Это только небольшая подборка. На самом деле колод несколько тысяч только тех, образцы из которых мне попадались. И именно для того, чтобы не было такой паники, нужно помнить об этих моментах.

Итак, первый момент — различия порядка карт в староэонных и новоэонных колодах (то есть, в тех, которые восходят к классическому варианту, и в тех, которые восходят к Таро Тота).

Аналогично: есть Дурак/Шут под номером 0, есть под номером XXII, а есть ещё вариант, когда он, по-моему, перед Вселенной. Опять же, с этим могут быть разные варианты, но важно, что на этот момент тоже нужно обратить внимание. Не просто так — посмотреть: «Что мне больше нравится, под №0 или №XXI?». Нужно посмотреть (в Интернете, например, или покопаться по каким-то пособиям) обоснование, почему именно этот вариант именно в этой колоде. И, опять же, примерить это к себе: насколько это для тебя понятно, приемлемо и т. д.

Дальше. Со старшими арканами в этом плане разобрались, теперь придворные арканы. Тоже могут быть разночтения. Классические колоды — это Паж, Рыцарь, Королева, Король, и, опять же, восходящие к Таро Тота: тот Рыцарь, который в классической колоде, он уже не Рыцарь в Таро Тота оказывается, и т. д. Порядок придворных арканов тоже оказывается разным. Название, порядок, символическое значение — всё отличается. На этот момент, прежде чем покупать колоду, тоже надо обратить внимание: какая из придворных фигур как называется, в каком порядке они выстроены, с чем соотносятся и т. д.

Дальше по младшим арканам. В принципе, опять же, здесь я бы выделил три системы младших арканов. Первая система, грубо говоря — марсельская, где, как на игральных картах, фактически, каждая карта представлена только символом масти. Допустим, пятёрка мечей — там будет нарисовано пять мечей. Они могут быть по-разному нарисованы, по-разному расположены, но там нет какого-то сюжета, а просто раз-два-три-четыре-пять мечей, и так далее. Вариант второй — опять же, классический: Райдера-Уайта и всё в этом духе. Эти пять мечей тоже присутствуют на карте, но они включены в сюжет, т. е. там какие-то люди, какие-то предметы; кто-то рубится этими мечами, какие-то мечи просто лежат. И так же с другими мастями. Не только старшие арканы, но и младшие арканы представлены сюжетом, то есть информационная насыщенность младших арканов приближена к насыщенности старших. Следующий вариант — Таро Тота. Он — промежуточный между марсельской и классической системой, я бы сказал.

Антон Образцов: Кроме Марсельского Таро существуют же ещё другие? В том числе и Таро Алистера Кроули есть. Вот у меня, допустим, есть друг, который ездил в США, в Иллинойс. И он посвящён в чёрную магию, его там посвящали. Ему 50 с хвостиком лет, калининградец. Певец, артист… Богунов, Евгений Богунов. Он никогда не знал про Алистера Кроули, не знал, кто это такой. Но по Таро он гадал всегда. Когда-то однажды он купил себе колоду Алистера Кроули, и она ему очень понравилась, потому что она очень лёгкая в исполнении, как он мне сказал, очень позитивная, потому что он может с нею работать, и ему нравится. Он пришёл ко мне, и я дал ему прочитать хоть что-то из Кроули. Он был в шоке: «Ух ты… Хе… Ребят… Да я… Да чё… Да я 15 лет на них гадаю!.. Я мне нравится!» Я ему: «А почему тебе нравится?» И он как начинает мне что-то рассказывать — ничего понять не могу…

Fr. N. O.: Я ещё отвечу на вопрос, но пока некоторые общие моменты, насчёт младших арканов по Кроули. С одной стороны, там, как в марсельской системе, на каждом из младших арканов нарисованы только сами символы (кубки, жезлы, пентакли, мечи), но они определённым образом организованы. Они могут быть разными, мечи, например: где прямой меч, где кривой меч, один больше, другой меньше, и т. д. И они организованы в такой сюжет, но который не настолько буквально понимается, как, допустим, в классической системе, типа Райдера-Уайта, а больше идёт на настрой, на интуитивное считывание. Это что касается младших арканов.

На какие моменты дальше следует обращать внимание? Например, к какой системе (мировоззренческой, религиозной, мифологической и т. д.) привязана колода. Есть колоды, где достаточно сильный христианский элемент, например. Поскольку система Таро сформировалась в христианских странах, то там будет выражен христианский элемент. Допустим, будет не Жрец, а Папа; Страшный Суд оформлен по христианским канонам, и т. д. Есть варианты, где всё более абстрактно. Могут быть откровенно сатанинские, египетские, кельтские варианты. Соответственно, при выборе колоды обращайте внимание, насколько система, в которой сделана колода, близка вам (по мировоззрению, мифологии и т. д.). Кроме того, могут быть колоды, построенные на картинах художников. Художники рисовали сами по себе, а потом кто-то берёт и отбирает картины по каким-то критериям.

Антон Образцов: Некоторые художники рисуют прямо по колоде. Например, к Ошо Дзен Таро.

Fr. N. O.: Естественно, бывает, что и по колоде рисуют. Но есть и Таро Рериха, Босха, Дюрера… Огромное количество таких художников. Понятно, что художник затрагивает те же архетипические пласты, которые затрагивает маг, и работает на том же уровне, на котором работает маг. Тот же Кроули писал на тему того, что хороший художник лучше посредственного мага. Не ручаюсь за точность цитаты, но мысль была выражена примерно такая. И «художник» — понятно, английское «artist», от английского «art», «искусство». То есть, не «художник» в смысле «рисовальщик», а более широкое понимание. Он более «проживает» всё это через себя, и поэтому у художника, у которого большое количество картин, может быть достаточно картин, чтобы проиллюстрировать каждый из этих архетипов или чтобы были подходящие картины к этим арканам.

Антон Образцов: А как ты думаешь, зачем художнику это делать?

Fr. N. O.: Художнику это не надо делать. Художник просто выражает себя.

Антон Образцов: Ну как это? Он выражает не себя, он выражает себя в карте.

Fr. N. O.: Ещё раз говорю. Художник может не рисовать карту. Он может вообще не иметь к Таро никакого отношения, а просто делать картину. А совсем другой человек, спустя века, может это использовать. Колода Босха, например. Босх, естественно, не рисовал карты. То же самое: есть колоды, привязанные к литературным произведениям. Это может быть какое-то конкретное произведение, какой-то автор или какая-то тема (например, фэнтези, киберпанк и т. д.), не важно. Многие из тех, кто работает с Таро, говорят, что это всё несерьёзно. Но Таро — это инструмент. Нет такой колоды, которая была бы абсолютно «труЪ» или абсолютно «не труЪ». Если этот инструмент у конкретного человека работает, если он понимает и может прочитать все уровни смыслов и т. д., то он может с этой системой работать независимо от того, насколько в ней разбирался создатель этой колоды, независимо от того, сколько смыслов этот создатель колоды вкладывал. Можно гадать по календарикам. Простой набор календариков. До этого я ещё дойду.

Comahon: Мне кажется, что колоды, которые могут быть совершенно не годны для каких-то определённых задач, подходят к другим. Например, есть специфические достаточно колоды: Таро Манара, Таро Казановы, такие эротические колоды. Они для определённых областей вполне себе годятся, вполне будут прорицательными, а в других областях это просто фантики.

Fr. N. O.: Ну да, грубо говоря, на Таро Тота гадать на жениха достаточно странно…

Comahon: Да. Или, например, готичненькие Таро. Видела замечательный обзор у Асгет, достаточно известной в узких кругах дамы: обзор готичненькой, вроде, колоды, которая ею была признана годной, например, для раскапывания подростковых проблем. То есть — для определённых задач это вполне себе работает.

Fr. N. O.: Опять же, смотреть надо на то, под какие задачи преимущественно вы хотите покупать колоду. У меня, например, сейчас три основные рабочие колоды: Таро Некрономикона, Ошо Дзен Таро и Таро New Vision, — и они несколько для разных задач.

Антон Образцов: Задачи могут варьироваться.

Fr. N. O.: Именно. Я до этого дойду ещё. Какая-то колода может быть чисто медитативной, какая-то может быть направлена на бытовые вещи. Соответственно, то, на какой спектр дел вы собираетесь колоду использовать, тоже нужно учитывать, когда вы выбираете колоду.

Да, когда я говорил о младших арканах, забыл назвать ещё такой вариант. Я говорил о марсельской системе, о классической (Райдер-Уайт и многие близкие к этому), и третий вариант — Таро Тота, которое по изображению среднее между марсельской и классической системами (там только изображение масти, но они включены в какой-то сюжет). И есть ещё четвёртый вариант. На достаточно большом количестве современных колод изображение символа масти может вообще не присутствовать, но сюжет, изображённый на карте, ассоциируется со значением этой карты. Например, значение карты — Победа, и там нарисован какой-нибудь победитель.

Следующий момент связан с таблицами соответствий. Если мы берём что-то более-менее традиционное, то тут мы вспоминаем о том, что, прежде всего, — 22 старших аркана, и некоторые другие моменты: в частности, 4 мира, 10 сфирот и т. д. И мы вспоминаем, что это, прежде всего, каббалистическая система, и, соответственно, на старших арканах большого количества колод будут находиться буквы еврейского алфавита, планетарные или зодиакальные символы и т. п. В некоторых случаях они могут не присутствовать на самом изображении, но быть в каких-то авторских комментариях.

Антон Образцов: Извини, перебью. А почему считается, что Кроулианское Таро очень лёгкое? Почему это явилось таким откровением, почему эти карты стали такими лёгкими, что их может использовать каждый, даже бабушка и дедушка, даже не зная, кто автор этой колоды?

Fr. N. O.: Я бы не сказал, что это очень лёгкая колода. Конечно, на каком-то самом примитивном уровне её можно использовать потому, что там основано не на каких-то конкретных сюжетах, а действует более интуитивно, на общем впечатлении, которое производит карта. И немного более мистическое объяснение… Подчёркиваю: чтобы объяснить такие моменты, можно использовать разные модели. Если мы берём более психологическую модель, то мы видим, что эти карты более интуитивные, т. е. они больше действуют на интуицию, чем на раскапывание типа «а что вот это значок значит?». А если смотреть чуть с более мистической стороны, то можно говорить, что сейчас — новый эон, и даже старушки… мало таких старушек, которые родились ещё в старом эоне.

Comahon: Чтобы немножечко развить это с художественной точки зрения, сама по себе эта колода — яркая, она очень хорошо и сильно нарисована, она не подчёркнуто архаична, т. е. нет таких деталей, которые были бы очень сильно непонятны.

Fr. N. O.: Даже более того. Там есть митотическое деление!

Антон Образцов: Какое деление?

Fr. N. O.: Это биология, клеточное деление на одном из арканов:

Comahon: Я не совсем об этом. Нет сложных, очень мелких деталей загадочных, которые приходится долго расшифровывать. Во всяком случае, это мне так видится.

Fr. N. O.: Итак, по таблицам соответствия. Если мы берём более-менее традиционные системы, то мы будем, в основном, встречаться с каббалистическими соответствиями — в большей или меньшей степени.

Антон Образцов: А, так вот ты к чему ведёшь. Ведёшь всё это время именно к этой связи карт с каббалистической системой?

Fr. N. O.: Не только. Но и об этом я ещё буду говорить. Сейчас пока просто о таблицах соответствий. У нас подтема — как подходить к выбору своей колоды, какие моменты для этого надо учитывать.

У многих людей бывает стойкое неприятие к каббалистической системе. Есть люди, вполне себе практически работающие, которые связывают Каббалу с демиургизмом, поскольку она формировалась изначально в иудейской среде, она завязана на единобожии, и у многих людей может быть неприятие Каббалы из-за этой связи. У других людей может быть неприятие каббалистической системы из-за её, скажем так, излишней детализованности, излишней прописанности, в ней слишком много деталей, которые многие (не буду говорить о том, насколько оправданно) не считают нужными.

Антон Образцов: Получается, что каждому индивидуально должна подходить определённая колода Таро, которую он наиболее адекватно чувствует?

Fr. N. O.: Да, вот об этом сейчас и идёт речь. Об этих деталях, которые надо учитывать, я сейчас и стараюсь рассказать.

Если мы берём чисто каббалистические соответствия, то там тоже могут быть некоторые нюансы. Допустим, берём классическую колоду или Таро Тота — в некоторых местах символические соответствия будут разными. Но даже если там не присутствуют (а иногда и если присутствуют) каббалистические соответствия, там могут быть параллели с другими мантическими, символическими и пр. системами. Например, очень часто там бывают руны (футарк). Многие любители и рун, и Таро на это очень сильно ругаются. Другие воспринимают как вполне себе нормальное явление. Соответственно, если есть этот конфликт, если считаешь, что руны и Таро — это совершенно разное…

Антон Образцов: Ну, а ты сам как считаешь?

Fr. N. O.: Я считаю, что это совершенно разные вещи, но умение находить эти мостики — это очень полезно.

Антон Образцов: Нет. Я понимаю. Я понимаю тебя как телемита в этом плане. Потому, что ты, телемит, естественно, должен находить мостики.

Fr. N. O.: Вспомним, например, Liber 777, она как раз и построена на этом.

Антон Образцов: Для тебя это естественно, но другим людям это странно. Например, он не телемит, он таролог. И ему это странно.

Fr. N. O.: Тогда два выхода: или этот человек не берёт такую колоду (а будет искать какую-то другую), или берёт эту колоду и изучает, почему именно в этой колоде именно этот аркан соотносится именно с этой руной. И через это изучение он может получить для себя много нового и интересного. Он может с этим согласиться, может не согласиться, но может получить интересные результаты. При этом следует учитывать, естественно, что руническая система и каббалистическая система очень сильно отличаются и исторически, и символически, и поэтому мне попадалось, как минимум, штук 5 вариантов соотнесения старших арканов с рунами. Тут ещё вспомним, что в рунах 24 символа, а в арканах 22, но есть разные варианты примирения этого. И на все эти моменты тоже желательно смотреть: на твой взгляд, вот эта руна (если мы берём с рунами) с этим арканом может совпадать или нет.

Антон Образцов: А как в этом разбираться, по каким критериям?

Fr. N. O.: По личным ассоциациям, по прочувствованию этого аркана и этой руны.

Антон Образцов: Нет, подожди. А если это идёт уже карта, и на ней какая-то руна нарисована? То есть, фактически она уже соотнесена?

Fr. N. O.: Фактически, но есть несколько разных систем… Я уже сказал, что мне попадалось, как минимум, 4 или 5 колод, где эти руны соотнесены по-разному. И, если у тебя 5 колод перед глазами, то ты можешь посмотреть: «Так, вот здесь Сила — Тейваз, это нормально. А вот здесь Сила — Совило, мне это кажется странным» (оба этих варианта мне попадались). По конкретике сейчас не буду, но вот смотришь эти два варианта и сравниваешь: «Вот тут фигня какая-то, мне не подходит, а вот здесь нормально».

То же самое: на картах могут быть символы из любых других систем. Например, там могут быть значки И Цзин (при том, что их 64), — в общем, любая традиционная или нетрадиционная система символов может быть соотнесена с Таро, и на эти соотнесения тоже можно обращать внимание. Пока что я почти закончил по критериям, на которые стоит обращать внимание. Наверняка их больше. И вот ещё один важный критерий — насколько вам эта колода нравится эстетически.

Антон Образцов: А почему ты думаешь, что человек не может изменить свою эстетику? Вот сейчас ему не нравится, а завтра понравилось.

Fr. N. O.: Запросто. Если он глубже понял символизм, то колода может ему начать нравиться. Или просто прошло какое-то время, и человек изменился.

Антон Образцов: Или две колоды ему нравятся.

Fr. N. O.: Естественно. Но на этот момент тоже надо обращать внимание. Например, возьмём первую попавшуюся карту. [Открывает альбом с образцами.] Вот с этой, скажем (Таро Г.О.М.), — ну не буду я с нею работать, хотя и символы тут все есть:

Ну не нравится она мне. И рамка эта широкая, в которой тонет сама картинка, и цвета слишком яркие… Просто не нравится она мне, не ложится. А вот, допустим (опять первая попавшаяся), Таро Священного круга — она для меня вполне ничего:

Антон Образцов: Нет, ну, видишь, получается, что человек — он стихийный. Это стихийные дела. В этот раз тебе одно понравилось, в другой раз — другое.

Fr. N. O.: Да, бывает такое.

Антон Образцов: То есть — мы не должны опираться на эстетический взгляд, погрешности будут.

Fr. N. O.: Не исключительно на эстетический. Поэтому и был весь предыдущий разговор. Но на эстетический тоже.

Да, вот ещё один момент. Карты бывают разной формой. Размер — это уже чисто технические детали. Понятно, что нужно ещё обращать внимание, чтобы был ламинированный, плотный картон или пластик. Но есть ещё форма, пропорции. Бывают чисто квадратные карты, бывают продолговатые. А бывают и круглые:

И, соответственно, если мы смотрим на круглую карту, то там может быть не только прямое/перевёрнутое положение; можно ещё делать акцент на угол. Можно его соотносить с зодиакальным кругом. Но это уже отдельные особенности конкретных колод. В принципе, по деталям, на которые надо обращать внимание при выборе колоды, немного прошлись. Вернёмся, если будут вопросы.

Дальше — как мы работаем с колодой. Многие говорят, что надо вытягивать правой рукой, другие — что надо левой; нужно сдвигать или, наоборот, не нужно; можно ли давать другому человеку; надо ли чистить, освящать или заряжать; у Магнуса Моргенштерна был вариант поиска имени духа колоды. Это всё может быть. На всё это можно обращать внимание, можно не обращать. В общем, исходить из личных убеждений.

Гельмут: У Магнуса больше иерархическая тактика, тот дух, который выше, приказывает духу колоды, находящемуся в его подчинении.

Fr. N. O.: Да-да. Но все эти моменты — на личную практику. Нет каких-то таких канонов, что обязательно хранить в чёрной коробочке, никому не давать в руки и т. д. Нет такого. Если вы видите, что кто-то работает с колодой, то нельзя, конечно, сразу хватать её, но спросить: «Можно ли брать её в руки?» — вполне нормально.

Следующий момент — когда мы идём по уровням символизма. Мы берём колоду, смотрим первую попавшуюся карту. Что мы на ней видим? Прежде всего, мы на ней видим её, скажем так, координаты. Координаты карты (если мы берём систему Таро) — это, прежде всего, относится карта к старшим арканам или младшим. Если это младший аркан, то смотрим, какая это масть, придворная карта или числовая. Соответственно, у каждой придворной карты есть название, у каждой числовой карты есть номер. То же самое — номер и название — есть у старших арканов. Когда мы видим просто чистый листок бумаги, на котором написано, допустим, «семёрка кубков», то мы, не имея перед глазами никакой картинки, можем использовать этот листочек с надписью как аркан. Не очень полноценный, но мы с него уже можем считывать. Кубки у нас — это эмоциональная сфера; вода со всеми символическими значениями (в буквальном смысле всё, что вытекает из неё). Это будет один из четырёх каббалистических миров, это будет одна из четырёх сторон света (для тех, кому это нужно), и уже потому, что это — кубки, мы можем отличить определённый спектр значений. Из того, что это у нас семёрка, например, мы можем брать по той же Каббале (числовые арканы получаются на Древе Сфирот). Семёрка — это Нецах. Нецах у нас, получается — сфера Венеры, то есть, у нас эмоции (вода) здесь, Венера — здесь, значит, из всего этого мы уже можем извлечь определённую информацию, хотя бы поверхностно.

Антон Образцов: Получается, что ты говоришь именно числительных.

Fr. N. O.: О числительных, да. Чисто координаты карты. То же самое — положение аркана на Древе. При этом надо помнить, что тот, который восьмой в одном случае, будет одиннадцатым в другом, и т. д.

Антон Образцов: А про восьмёрку расскажи, пожалуйста.

Fr. N. O.: Восьмёрка — Ход, Меркурий, все меркурианские символы. Это, с одной стороны, всё, что связано с передачей ценностей, трикстеркский элемент, торговля, кража, мошенничество, путешествия, почта. Прежде всего — передача ценностей, подвижность, скорость. Но сейчас я, опять же, не про частности. Я сейчас говорю о том, что, когда у нас голый листочек с координатами, выраженными числом и иногда словом, то мы уже получаем с карты определённую информацию.

Дальше. Во многих колодах даже у младших арканов (кроме того, что она, например, семёрка кубков) есть название. Разные авторы колод могли дать одним и тем же координатам карты разные названия, то есть сделать акцент на каком-то одном моменте. Это ещё один пласт информации. То же самое по старшим арканам. Допустим, Сила и Вожделение (то, о чём я уже говорил). Где-то — Справедливость, где-то — Правосудие, где-то — Равновесие, где-то Регулирование. Оттенки будут разные. Где-то Папа, где-то Жрец, где-то не просто Жрец, а Верховный Жрец, где-то это названо словом Иерофант. Карта Страшный Суд или просто Суд в Таро Тота будет уже Эоном, т. е. эпоха, смена времени, не просто Страшный Суд — и всё, конец света, а связано с возрождением, подведением каких-то прошедших итогов для выхода на следующий уровень. Тоже — из названия мы получаем какой-то дополнительный уровень смыслов.

[Очень большая лакуна в записи, поскольку диктофон по неясным причинам выключился посреди лекции. Многие из обсуждавшихся далее вопросов рассматриваются, например, в статье лектора «Анализ 1-го Аркана Карт Ловца Левиафанов как пример работы с карточными мантическими системами» http://apokrif93.a-z-o-t.com/apokrif.php?c=r_bh05n36_55 (в частности, разобран уровень смыслов при прочтении отдельных карт и расклада в целом). Далее разбирались цели, с которыми может использоваться Таро (гадание, дивинация, медитация, магия, стимулирование творческих способностей и пр.). Наконец, рассматривалась примерная схема гадания и прочтения расклада, в общих чертах соответствующая изложенной, например, здесь: http://okkultist.blogspot.ru/2011/05/blog-post.html?zx=9cd90dd084b524bc. Когда отключение диктофона было обнаружено (уже после окончания лекции и основной части обсуждения, был задан вопрос о том, что если колода Таро связана с 4 элементами, то не ведёт ли её использование к растворению в элементах. Ответ был записан отдельным файлом.]

Тут вопрос был о том, не ведёт ли использование колоды к растворению в стихиях. Колода — это инструмент. Топор не ведёт к убийству старушек. Как инструмент мы будем использовать, к тому он и будет помогать вести. Если наше мировоззрение, наши убеждения диктуют нам растворение в чём-то — мы будем использовать эту колоду для того, чтобы двигаться к этому самому растворению (и искать подходящую для этого колоду). Если у нас цель не растворение, то мы постараемся подобрать такую колоду, которая будет вести не к растворению, и использовать её соответствующим образом. Колода никуда не ведёт, она просто инструмент и помогает идти туда, куда есть желание идти.

1 Транскрипт составил Дмитрий Маслов, ред. Fr. Nyarlathotep Otis.