Хлыстовство в России — третья Традиция славянства

Илья «Масселл» Маслов

Хлыстовство в России —

третья Традиция славянства

Аннотация:

Статья для журнала R.I.P. о Распутине и хлыстах.

Нет культуры, более связанной

с тёмными силами и божествами,

чем славянская вообще и русская в частности.

А. Ш. ЛаВей

В ночь с 16 на 17 декабря 1916 года был убит человек, которые долгие годы был своего рода символом царской России Николая II. Г. Е. Распутин умирал долго — будучи сначала отравленным, затем расстрелянным из пистолета, а потом — сброшенным в прорубь, он нашёл в себе силы выбраться из ледяной воды и какое-то расстояние проползти по снегу. Его убийцы — аристократы, видевшие в таинственном «старце» корень несчастий монаршей семьи и страны — наивно верили, что со смертью фаворита «всё пойдёт по-другому». Но в будущем разразился Красный Смерч такой силы, что иные из ненавидевших Распутина ранее искренне уверовали, что лишь «старец» держал в узде «сатанинскую силу» революции.

Г. Е. Распутин был последним апостолом «хлыстовства» — оккультного еретического учения, за столетия до рождения старца охватывавшего огромные слои русского народа, но в то же время остававшегося таинственным в глазах большинства. Как же подобный феномен чувственного, эротического, дионисийского культа мог родиться в России, с её суровым северным язычеством и строгим, подавляющим «страсти» православием?

Великая Мать

Хлыстовство — это учение о слиянии с Богом через чередование экстатических практик, подобных индуистской тантре, и крайнего аскетизма, что в конечном итоге должно привести к пониманию иллюзорности всего «плотского». Формально возникло оно в середине XVII века, основателем был Данила Филиппович (т.н. «Саваоф»). На раскол он отреагировал так: свёз телегу старых и новых книг к берегам Оки, свалил в воду и сказал, что «таперича не читать надо, а трястись». Однако сама концепция хлыстовства — не русская и не европейская. Её корни уходят к критским и малоазийским мистериям Великой Матери (каковую у хлыстов заменяла Богородица), и родственные черты прослеживаются у суфиев, езидов, трубадуров (наследников малоазийских еретиков, переселившихся в Прованс). Можно предположить, что поклонение Великой Матери, Богине Жизни и Смерти, соединение с которой через удовольствие и боль становится залогом самообожествления, существовало на территории нашей страны ещё до заселения её славянами.

Интересно, что многие черты культа Великой Матери унаследовал библейский Единый Бог. Видимо, поэтому хлыстовство, враждебное официальной церкви, одновременно было основано на фундаменте христианства, а не язычества. Западное масонство, абсолютно не связанное с русским оккультизмом, также называло членов своих лож «детьми Вдовы».

Становление Божества

Община хлыстов, называемая «кораблём» (так якобы называл христианскую общину не то Христос, не то св. Пётр), возглавлялась «Богородицей», надзиравшей за отправлением ритуалов, «Саваофом», инициировавшим и проводившим ритуалы, и «Духом Святым» — медиумом, как правило — ребёнком. Хлысты провозглашали «вседозволенность» и полное удовлетворение «страстей»… но только во время «радений», «великих деяний» или «особых ночей» — так назывались дни ритуальных оргий. Всё остальное время следовало проводить в смирении, труде и размышлениях о тайнах бытия и собственном несовершенстве. Эта последовательность должна была привести к освобождению истинной сущности человека — «искры божией», к обретению изначального ангелического образа, утраченного Адамом и Евой.

На «радениях» практиковались самобичевание, нанесение себе кровоточащих ран, пляски (наподобие дервишских), групповой секс — «свальный грех», — в котором принимали участие все желающие члены общины, невзирая на возраст. Само название «хлысты», по одной из версий, происходит от слов, выкрикиваемых «Саваофом» в начале «радения», когда он бил плетью или бичом свою паству: «Хлыщу, хлыщу! Христа ищу!». Всё это сопровождалось пением переделанных на мистический лад псалмов и православных молитв, в которых упоминались как Бог, Христос и ангелы, так и различные демоны, символизировавшие «грехи» и «страсти», которые следовало преодолеть на пути к самообожествлению. Кстати, самообожествление хлысты понимали как окончательное слияние с Богом (или Богородицей?), т.е. при всей экстравагантности их учения они не выходили за рамки авраамизма и были чужды как языческой идее о божественной индивидуальности, так и сатанинскому отрицанию идеи бога. Об этом свидетельствует и то, что фактической целью хлыстов было «изнашивание» физического тела с одновременным угасанием «страстей», что должно было привести к идеалу ранних христиан и позднейших монахов великой схимы — победе над «чином бытия», отрицанию всего естественного ради слияния с Высшей Сущностью.

Как ветер из Сибири…

Трудно сказать, насколько были связаны с хлыстовством правители России до Николая II. Возможно, что знаменитые «оргии» Петра Великого, а возможно — ещё Ивана Грозного коренятся в подобном народном мистицизме. Но ничего более достоверного не известно.

Иное дело — Распутин. Его возвышение и дела свидетельствуют о выдающемся даре гипнотизёра и оккультиста, о развитой интуиции. Судя по всему, никакими иными талантами он не обладал. Более того, психология его оставалась психологией крестьянина, и для объяснения тех тайн, с которыми он столкнулся и в которые посвящал окружающих, он мог пользоваться лишь теми простонародными философскими концепциями, с которых началось его собственное знакомство с мистицизмом. Интересно, что знаменитый Иоанн Кронштадский, сам будучи мистиком православного склада, не видел ничего предосудительного в образе жизни, который вёл Распутин, хотя до святителя, несомненно, доходили и слухи о «хлыстовстве». А в среде придворных дам «старец» стал чем-то вроде средства от придворной скуки, которое придавало традиционному разврату вырождающейся аристократии оттенок осмысленности и возвышенности. Впрочем, наглядное доказательство незаурядных способностей Распутина — помощь больному гемофилией наследнику престола, в чём до «старца» не преуспели лучшие врачи.

Посвящённые, принадлежавшие к высшему свету и участвовавшие в «тайных ночах», называли «старца» Пламенем Алым. Несомненно, отечественные аристократы увлекались хлыстовством не меньше, чем современные им западные декаденты — садомазохизмом и наркотическими грёзами. Но вряд ли сам Распутин преследовал цель «переспать с аристократками» (кое-кто утверждает даже, что он был любовником царицы). К тому времени он слишком возвысился на своём пути, чтобы получать удовольствие от примитивных человеческих радостей. Скорее всего, ему просто нравилось возвращать пресыщенных, оторванных от природы аристократов в звериное состояние похоти и страха, которые, как говорилось выше, шли в хлыстовском культе рука об руку.

Интересно, что наибольшим влиянием «старец» пользовался или в среде знатных дам, или в среде духовенства. Простолюдинки часто находили Распутина непривлекательным и не отвечали взаимностью на его страсть. Не поддались на чары последнего апостола хлыстов и его убийцы, видевшие в нём лишь опасного афериста. Видимо, ошибкой Распутина было то, что он отдал все силы совершенствованию уже имевшихся у него навыков гипнотизёра, а не раскрывал в себе новые, которые позволили бы ему добиться влияния не только в экзальтированной мистической среде.

Орден Дракона

С именем Распутина связана ещё одна загадка. Когда российская императрица Александра была расстреляна в подвале Ипатьевского дома в 1918-м году, через два года после гибели Распутина, охранники сделали уникальную находку. В поисках драгоценностей они нашли в её корсете двух маленьких изумрудных драконов, подаренных ей Распутиным много лет назад. Что это могло означать?

В Европе с давних времён известен Орден Дракона, символом которого был Красный Дракон. Когда-то под знаменем с изображением этого чудовища сражались рыцари короля Артура, а через столетия этот же символ избрал знаменитый тиран и полководец Влад III Коловник, или Дракула. Однако, учитывая восточные, тантрические корни хлыстовства, можно вспомнить другой Орден — Орден Зелёного Дракона, существовавший в Тибете и Китае. Связь с ним приписывали и другому человеку, близкому к царской семье — доктору Бадмаеву.

Была ли какая-то связь между двумя этими орденами, и какое отношение они имеют к хлыстам? Трудно сказать. Но наследниками рыцарей Красного Дракона были Братство Золотой Зари, Внешний Орден Восточных Тамплиеров, Общество Друзей Люцифера, ложи «Вриль», «Балтикум» и «Германия Инкогнита», многие идеи которых легли в основу философии европейского «прометеевского» расизма и национал-социализма. Это — в Германии, ещё не гитлеровской, а кайзеровской и демократической. Но Распутин, этот провинциальный мистик, был настроен прогермански и проевропейски, в отличие от большинства высокообразованных и «благородных» аристократов, в том числе немецкого происхождения. Наконец, в 1945 году столицу агонизирующего Райха, в которой находился пергамский «Алтарь Сатаны», обороняли не только солдаты вермахта и СС, но и наёмники (или добровольцы?) из Тибета, которых некоторые авторы прямо называют монахами…

Эхо «Великих Дел»

Советская Власть сразу после революции установила в России абсолютную монополию на оккультизм. Для правящей верхушки была оставлена смесь каббалы и Герберта Уэллса (т.н. «Красная Каббала»), для низов же любая мистика объявлялась «опиумом для народа». Разумеется, одиозная хлыстовская традиция не могла выжить в подобных условиях. Но…

На западе идеи эротической магии, тантры и кроулианства давно уже стали всего лишь элементом образа жизни неформальной молодёжи. С шестидесятых годов и по сей день европеец видит в оргиях боли и страсти лишь удовлетворение желаний, возможность пощекотать нервы и разнообразить наскучившую жизнь. И лишь в России поколение 70-х и 80-х годов, инспирировавшее «магический ренессанс», сумело увидеть в этом иной, скрытый, высший смысл. Все русские неомагические и оккультные союзы конца тысячелетия были тантрическими.

…Или хлыстовскими?..

Насколько кусочек хлеба человеку дороже, нежели большой корабль! Однако, сколько нужно денег, чтобы купить корабль! Кто может понять, пускай поймёт.

Г. Е. Распутин