Корвин Мэларски
126 часов без сна
На днях натолкнулся на ЖЖ-шный пост старой знакомой, посвящённый её постинсультным глюкам, когда её откачивали. Решил поделиться своими «глюками» — авось кому пригодится для общей эрудиции или для практического применения.
Предыстория
Когда мне было 16-17 лет, я хотел познать границы своих возможностей как физических, так и ментальных, проверяя себя на прочность всеми доступными мне средствами. В том числе почитывал Кастанеду и экспериментировал с состояниями изменённого сознания. И тогда же в мою светлую головушку пришла гениальная мысль: а сколько я могу продержаться без сна? Что из этого получилось, можно прочесть ниже.
Достоверность
С момента данного эксперимента прошло примерно десять лет. Я точно помню, что уже учился в ВУЗе, но ещё не перешёл на заочку. Т.е. мне тогда было примерно 16-17 лет, а сейчас мне 27 (ну, стукнет 27 через пару месяцев, если быть совсем точным). Я не вёл дневника эксперимента, так что восстановить ход событий детально и достоверно не смогу. Кроме того, для меня это просто забавный факт моего прошлого, который к тому же порядком затуманен прошедшими годами и десятком других экспериментов того же периода моей жизни. Засим если что-то в данной истории не соответствует действительности, то это сделано не со злого умысла, а просто потому, что я уже не помню подробностей.
Первые сутки
Я помню, что как раз закрыл сессию, и у меня выдалась свободная неделя. Следует отметить, что в том году я «жонглировал», совмещая подработки, учёбу и тренировки, так что довольно часто не спал сутки, а курсовую вообще написал с нуля за двое с половиной суток до защиты. Поэтому я изначально планировал продержаться примерно вдвое больше, чем не спал до этого. Вот было ли целью пять дней или неделя — не помню.
Первые сутки прошли вполне штатно — тренировка, кино, книжечка, лёгкая зевота, когда наступила ночь и время спать. Вроде бы я пил кофе. Помню точно, что принципиально пил только либо крепкий чай, либо натуральный кофе. А исходя из того, что мои взаимоотношения с кофе сейчас весьма интересны — от кофе меня клонит в сон и я расслабляюсь, — предположу, что все пять дней пил таки кофе.
Вторые сутки
Ничего особенного. Смотрю кино, мотаюсь по городу, решая различные вопросы. Где-то к обеду почувствовал усталость, начал сбавлять энергопотребление и темп жизнедеятельности. К вечеру чувствовал себя разбитым. Ночь убил с лёгкой головной болью за компьютером, бесцельно пролистывая графомань про попаданцев.
Третьи сутки
Третьи сутки выдались самыми сложными. Буквально с рассвета «клевал носом». Жутко хотелось спать. Не спасла даже кастрюля натурального кофе, сваренная с утречка пораньше. Весь день проваливался на пару секунд-минут в микросон. Не заснуть окончательно удалось только благодаря дичайшему усилию воли.
Весь день провёл на автопилоте. Зашёл в метро на «Театральной», моргнул — уже «Лесная», пора выходить на рынок за продуктами. Помню, как меня чуть не сбила машина на переходе возле Оперного театра. Раз — я стою на переходе, жду, когда будет зелёный на светофоре. Два — бампер авто в сантиметре от меня, маты водителя, поток машин справа и слева, которые объезжают нас. Отделался испугом. Ещё подумалось — от чёрт, у меня же даже завещания нет!
Общие впечатления — заторможенность реакций, крайне низкий эмоциональный фон, общий пофигизм.
Четвёртые сутки
На 4-й день началось самое веселье. Первое, что удивило — исчезло дикое желание спать. Точнее, оно обратилось вспять — чем больше проходило часов, тем меньше я зевал и лучше себя чувствовал. Как будто гигантская рука, вжимавшая меня в сонный омут, перестала давить на меня. Самочувствие улучшилось, но все движения и разговоры стали крайне экономичными.
Одновременно я перестал понимать человеческую речь. То есть понять отдельные слова, обращённые ко мне, мог, но уловить, чего от меня хотят, получалось далеко не всегда. Так что старался отделываться невнятными «да», «нет» или жестикуляцией.
Во второй половине дня я поехал на трамвае от метро «Дарница» в сторону леса. Помню, что примерно в этот момент пропали цвета. Я ехал сидя и смотрел на пробегающие мимо пейзажи — рынок, лес, киоски, снова лес… когда внезапно осознал, что единственное цветное пятно за окном — детская площадка с Чебурашкой, Геной и медвежонком возле карусельки. А всё остальное вокруг уже чёрно-белое (для справедливости следует отметить, что потом цвета изредка «прорезались», но не полностью — т.е. вся улица могла быть чёрно-белой, а одно дерево цветным). Это было самое сильное впечатление тех суток.
Пятые сутки
На пятые сутки количество изменений окружающей меня реальности начало нарастать лавинообразно. Начали отрубаться органы чувств. Психологически было такое ощущение, как будто я стою в начале огромного коридора, разделённого на секции, и смотрю вдаль, а свет постепенно выключают, пока не осталась освещённой только та секция, где стою я. Но при этом страха не было.
В районе 12 часов (на самом деле время дано условно — я точно не помню) пропал звук. Наступила абсолютная тишина. Если к ней добавить Кастанедовское безмолвие, царившее у меня в душе, то признаю честно — психологически я себя чувствовал великолепно. Спокойствие, ощущения штиля в душе и безразличия к смерти.
А вот дальше стало хуже. Часа в три дня, когда я гулял по Европейской площади, в воздухе начали прорезаться геометрические фигуры. Это было психоделически — чёрно-белая площадь, серые людские фигуры различных оттенков и геометрические фигуры, состоящие из маленьких шариков. Люди не замечали этих фигур, нависающих над ними в воздухе, и разбивали их, соприкасаясь с ними. А вот я старался их обходить, хаотично петляя среди людского потока от Украинского дома до Консерватории.
Практически одновременно начались глюки со временем. Течение времени абсолютно хаотично то ускорялось, то замедлялось. Я мог за секунду субъективного времени увидеть, как прошло десять минут, и народ вокруг меня носится на безумной скорости, как в фотоколлажах, где показывают вечерние автомагистрали. Или смотреть, как человечек в пальто безумно медленно переставляет ноги целых полчаса моего субъективного времени.
Подобное ощущение впоследствии возникало у меня всего раз — когда я фехтовал в «Динамо» на саблях. Причём возникло оно тогда совершенно спонтанно — просто спарринговал и вдруг вывалился в совершенно другое течение времени, где все движутся, как в замедленной сьёмке, и я могу, не сходя с места, отбивать атаки четверых противников, равных мне по классу. По сути — тот самый боевой транс, о котором так любят говорить.
Окончательно пушной зверёк постучался в мои мозги с наступлением вечера. Представьте себе, что вы с фонариком пробираетесь безлунной ночью по густому лесу, и когда фонарик выхватывает из сумрака деревья, то они оживают и выглядят совсем не так миролюбиво, как казалось во тьме.
Вот только в моём случае менялись здания. Когда я бросал пристальный взгляд на здания в центре города, где прогуливался, то они начинали чернеть и обугливаться, превращаясь в изглоданные огнём остовы. Для полноты картины не хватало только драконов, которые бы поливали их сверху огнём. Сама реальность начала плавится, как если смотреть на мир сквозь огонь. Вот тогда здравый смысл и галлюцинации окончательно поменялись местами, и я понял, что пора заканчивать эксперимент и на первой космической двигать домой спать.
Время Х+
Домой я добрался благополучно. Вот только изменившаяся реальность никак не хотела меня отпускать. Я совершенно расхотел спать. Помню, как я до ночи лежал на диване и смотрел в потолок, слушая тиканье наручных и настольных часов. Так прошли последние часы пятых суток, и начались шестые.
Вот теперь мне стало страшно. Я начинал проваливаться в сон, как будто падая вниз, но раз за разом меня подкидывало вверх и выталкивало обратно. Как будто некая неведомая сущность на меня обиделась за самоуправство и ревниво отвергала мои попытки вернуться к привычному образу жизни.
Последняя отметка, которую я помню — шесть часов утра. После этого я таки вырубился.
Итоги
Проспал я ровно двое суток. Проснулся с чугунной головой и дикой крепатурой (крепатура-то откуда взялась я так и не понял). Пошёл, принял душ и продолжил жить, как ни в чём не бывало.
Потом, когда я лет в 20 рассказал эту историю своей подруге-психологу, она очень сильно возмущалась, утверждая, что я мог сойти с ума, и вообще — если столько не спать, то в мозгу начинаются необратимые процессы; но я лично никаких изменений ни характера, ни своего интеллектуального КПД до и после эксперимента не заметил.
P.S. Потом я лет до 18-и зависал на различных форумах Ловцов Снов, но единственное, чему научился — это осознавать себя во время сна и программировать свои сны (сюжет, место, герои). Сейчас я этим активно пользуюсь, когда мне нужно что-то написать: задаю своему подсознанию задачу на ночь и утром просыпаюсь с готовым планом действий. Но больше никакого практического толку из этого я не извлёк.
Конечно, я слышал кучу историй о том, как народ путешествовал друг к другу в гости во сне и т.д. и т.п., но, сколько я ни предлагал своим знакомым по одному закрытому форуму, посвящённому сновидениям, сходить ко мне в гости, чтобы утром, задокументировав диалог во сне, сравнить и проверить истинность утверждений — никто не согласился.
P.P.S. Впоследствии один мой друг решил повторить эксперимент. В целом, результаты совпали. Единственные различия — у него время только замедлялось, а не скакало, как у меня, и вместо чёрно-белого мира, наоборот, резко выросла цветочувствительность.