Зарождение цивилизаций: Центральная и Северная Америка

Зарождение цивилизаций:

Центральная и Северная Америка

Fr. Nyarlathotep Otis, 15.10.20141

Fr. Nyarlathotep Otis: Мы продолжаем цикл лекций по возникновению цивилизаций. Планировалось, что это будет одна лекция, но во время подготовки к первой я понял, что её, как минимум, придётся разбивать на две лекции, во время подготовки ко второй — что, как минимум, на три, а при подготовке к этой — что про Южную Америку тоже придётся выносить отдельно.

В конце прошлого занятия мы обсуждали тему контакта Полинезии и американских континентов и заселение Америки как таковой, сейчас наша тема — цивилизации Центральной и Северной Америки, поэтому немножечко подробнее насчёт заселения Америки. Прошу обратить внимание на эту картинку, мы будем постоянно обращаться к ней:

Основанная линия миграции у нас идёт через Берингию, тогда Чукотка и Аляска были соединены. Здесь обозначены митохондриальные маркеры — миграция по митохондриальной ДНК, то есть по женской линии (по мужской, в общем-то, близко к тому, поэтому я не стал брать отдельную картинку). Основные линии вот: митохондриальные гаплогруппы А, С и D, — они двигаются именно здесь, через Берингию.

Но, кроме того, у коренных народов Америки обнаружена гаплогруппа X, родина которой (мы к ней ещё вернёмся) находится в Европе, причём попала она сюда задолго до викинговских путешествий — то есть, это какой-то отдельный маршрут. Также имеется гаплогруппа B, которая, как мы рассматривали на прошлом занятии, является наследием денисовского человека, другими потомками которого являются айны, дравиды, жители Полинезии, Австралии и некоторые другие народы.

Если с северной миграцией всё понятно (и то, что через Берингию, и то, что из Европы), то маршрут миграции B, в общем-то, неизвестен. Предполагается, что он шёл либо напрямую через Японию, либо так, как на рисунке выше (Япония-Камчатка-Аляска), хотя возможно и движения через Полинезию. В общем-то, это и логично, и слишком уж далеко забралась эта линия, если посмотреть на схему: B обнаружена в Южной Америке, причём далеко в Южной Америке, то достаточно вероятно, что был ещё какой-то южный путь миграции, иначе, скорее всего, B встречалась бы чаще и между её северным и южным ареалами.

Вот традиционный, общепринятый взгляд на заселение Америки, тут указывается только маршрут через Берингию:

Сразу обратите внимание, на картинке — механическая ошибка: в пункте (1), написано «3 миллиона». Конечно же, это не так, 3 миллиона назад все люди ещё мирно жили в Африке, а не в Якутии. Скорее всего, здесь просто случайно добавили несколько лишних ноликов: должно быть, конечно же, 30 тысяч, особенно судя по тому, что дальше указаны 20 тысяч. В общем, точные датировки не известны, но пересекла Берингию основная волна миграции где-то в районе от 20 до 10-12 тысяч лет назад. Можно отметить ещё такую интересную петельку: прародина — в районе Якутии, потом движение на юго-запад к Алтаю, а потом уже обратно, почти прямо к Берингии. Это связано с климатическими изменениями: из Якутии человека вытеснил ледник, а потом по мере его таяния человек опять возвращался в эти земли.

На следующей картинке — примерно то же самое (пока что мы рассматриваем только эту основную линию):

И здесь же — распространение индейских народов: так, просто картиночка для иллюстрации, но можно заодно и посмотреть расовые черты северных народов и более южных. Изображение, конечно, не очень качественное, но, во всяком случае, если взять портреты, можно заметить, что северные индейцы близки по своим расовым признакам к чукчам и прочим северным монголоидам, а вот более южные — они уже где-то и на японцев похожи.

Начинаем мы с самых древних индейских культур, культуры Сандиа, Кловис и Фолсома:

Это основные древнейшие североамериканские культуры (о цивилизациях здесь, конечно, говорить не имеет смысла, там вполне себе первобытный строй). Вот артефакты того времени, это вполне себе мезолит:

Мы видим здесь наконечники копий, какие-то инструменты, — в общем, понятно, что уже не палеолит, не просто грубо обработанные каменюки, а уже достаточно точная работа. Это артефакты культура Кловис, которая считается (по одной из гипотез) основополагающей, самой первой культурой американского континента. Это по самой основной гипотезе, которая, конечно же, не бесспорна. Чем интересна ещё эта культура — тем, что её связывают не с азиатскими культурами, а с европейской Солютрейской культурой, распространённой преимущественно на территории Франции (Франция, Испания и где-то ещё в тех краях). Вот типичные артефакты того времени: наконечник копья и рыболовный крючок:

Конечно же, они были примерно такие по всему миру, по самим этим предметам трудно проводить какие-то сопоставления, но гораздо интереснее снова углубиться в генетику:

Вот эта самая митохондриальная Х-гаплогруппа, и тут можно заметить, что самая большая плотность — это восточное побережье Северной Америки и Средиземноморье, причём Средиземноморье не абы какое, а Анатолия и Балканы. На первой лекции цикла мы очень подробно касались как раз этого региона: это культуры, одна из которых восходит к храмовому комплексу Гёбекли-Тепе, а другая — культура Винча, очень интересная культура (не буду сейчас на ней останавливаться подробнее, но, в общем-то, это прародина европейской культуры). И здесь же мы видим максимум по Х-гаплогруппе, которая является одной из гаплогрупп коренных американцев. То есть, скорее всего, миграция шла как раз оттуда. Причём если учесть, что в сторону Западной Европы плотность уменьшается, то… даже трудно сказать: то ли это уже более поздние уменьшения плотности, то ли, может быть (но это уже в качестве «альтернативной» гипотезы), это говорит о том, что движение могло идти через Средиземное море непосредственно (то есть на судах или, как минимум, плотах).

Ещё одна культура, отмеченная на предыдущей карте — культура Фолсома:

Интересно, что (хотя заселение Америки по традиционным версиям связывается с отходом ледника) эти конкретные наконечники копий были обнаружены среди остатков вида бизонов, который к моменту отхода ледников уже был вымершим, то есть который существовал до отхода ледника. Соответственно, эта культура Фолсома (а возможно, опять же, и культура Кловис) может оказаться ещё более древней и не быть связанной с отходом ледника: это могла быть какая-то ледниковая миграция или, опять же (я уже упоминал про морской путь), она могла происходить каким-то образом по морю.

Насчёт датировок вообще достаточно сложный разговор, поскольку, скажем, в Южной Каролине обнаружены вот такие артефактики, которые некоторыми исследователями определяются как обработанные человеком:

Проблема в том, что им около 50 000 лет. Другие учёные считают, что это какие-то природные объекты, не подвергавшиеся обработке, но, тем не менее, существует (и окончательно не опровергнута) версия о том, что это следы обработки человека. И если это так, то окажется, что американский континент заселён примерно тогда же, когда и Европа, что сильно меняет наш взгляд на заселение американских континентов — да и вообще на историю человечества.

И сам по себе этот артефакт (конкретно Южная Каролина) можно было бы списать на случайность, но такие случайности появляются достаточно часто, их обнаруживают — недостаточно, конечно, чтобы уже говорить о закономерности, но достаточно, чтобы усомниться в случайности. Допустим, перейдём ненадолго к Южной Америке. Уэйатлако, это где-то в Перу, насколько я помню. Возраст этих находок ещё больше: 50 000 лет даётся уже как верхняя граница, а отдельные исследователи называют даты и 250 000. Это уже, конечно, сильно сомнительно, потому что это даже раньше, чем выход из Африки человека разумного, но, может быть, это не человек разумный, а какие-то из тех видов человека, что заселяли Евразию до него. В любом случае, повторяю, пока что это всё ещё сильно сомнительно, но есть о чём задуматься.

Вот здесь возлежит мастодонт — точнее, то, что от него осталось, — и вот такие холмы, которые могут являться рукотворными сооружениями, но могут и не являться:

Вот тоже какая-то странная колонна с тех же самых раскопок:

Вот камни, очень похожие на обработанные: трудно предположить, что природой могло вот такое создаться:

Вот ещё некоторые вещи:

К сожалению, я не могу понять, что там конкретно написано, но сверху точно какая-то каменюка со следами обработки, а по царапинкам на камне снизу вроде как можно действительно при желании восстановить такого мастодонтика. Я бы даже сказал, над ним ещё кто-то похожий на саблезубого тигра, но царапинок слишком много, чтобы можно было говорить о рукотворности. Поэтому все эти артефакты, сильно удревняющие заселение Америки, имеют место, но всё это пока ещё на уровне маргинальных гипотез. Тем не менее, если учесть, что человек оказался в Америке (уже даже по достаточно достоверным версиям) до голоцена, то есть ещё в плейстоцене, то вполне могут быть оправданы и картиночки вроде этих:

Здесь нарисован глиптодонт, гигантский броненосец, который вымер в плейстоцене — достаточно типичный представитель плейстоценовой (в том числе позднеплейстоценовой) фауны Центральной Америки. Конечно, это фантазия художника, но, как выясняется, она может иметь что-то под собой.

И теперь ещё об интересных находках — об интересных находках, связанных с доиндейским населением. Пока что я знаю о двух обнаруженных останках такого рода, один женский, один мужской:

Слева — реконструкция лица женщины по имени Лузия (есть традиция интересным археологическим останкам давать имена). Её возраст — порядка 11 000 лет, то есть до заселения Америки индейцами как таковыми. Справа — более известный Кенневикский человек. Чем он известен? Когда обнаружили его захоронение, когда его датировали, то возник конфликт между учёными и индейцами. Индейцы, ссылаясь на какие-то законы о том, что индейские захоронения не могут находиться в музее (что они должны возвращаться индейцам для дальнейшего захоронения по их обычаю), на основании этого пытались забрать эти останки себе. Но было доказано, что эти останки, как можно заметить, не имеют отношения к индейцам как таковым, поэтому суд решил дело в пользу музея. Да, глаза достаточно узкие, но предположительно у него была борода, нос тоже достаточно неиндейский. Похож, скорее, на русского сибиряка 🙂 И вполне допускаю, что у сибиряков могут быть те же самые гены, хотя, в принципе, больше всего сравнивают Кенневикского человека с айнами. Об айнах мы говорили в прошлый раз, это как раз наследие денисовского человека, и можно ещё посмотреть портретную галерею его предположительных родственников:

Здесь айны, дравиды, ведды (это коренное население Цейлона), австралийские аборигены, весёленький такой папуас, а вот и их прародитель, денисовский человек, одна из реконструкций:

В принципе, фамильное сходство достаточно хорошо проглядывается в этих портретах, можно было бы добавить несколько других, которые тоже несут денисовские следы, но там уже больше заметно смешение с монголоидной расой.

Опять же, поскольку это тот же расовый тип, который имеется в Полинезии, мы возвращаемся к заселению Америки, точнее — к вопросу о возможности примитивными средствами путешествовать из Полинезии в Америку или наоборот. В принципе, это было вполне себе доказано Туром Хейердалом, но он путешествовал по течению, так что ему могло быть проще:

В любом случае, подобные путешествия не невероятны, скажем так, и могли происходить — опять же, с учётом этом B-группы, которая оказалась и в Южной Америке, и в Северной; то есть один из вариантов — это как раз Полинезия. Возможно, какое-то кораблестроение существовало и в тогдашней Японии (культура Дзёмон), но это, опять же, просто предположения, надо же как-то объяснить существование этих останков и B-гаплогруппы. Тем не менее, вопрос открытый.

Вот здесь представлена хронология культур и цивилизаций Америки — точнее, обеих Америк:

В серединке у нас Центральная Америка, сверху, соответственно, Северная, а снизу — Южная. Как можно заметить, самые древние цивилизации относятся к Центральной Америке, и, в общем-то, если говорить о Северной, то самостоятельных цивилизаций там так и не сложилось. А в Южной Америке цивилизации сложились, видимо, гораздо позднее2. В качестве самых древних здесь обозначены ольмеки, 1200 или более лет до нашей эры (первым свидетельствам об ольмеках дают около 2000 лет). Кстати, ольмеки — это не самоназвание их, их называли ольмеками ацтеки. Более того, есть исторические ольмеки, а есть тот народ, которому ацтеки приписали название ольмеки. В общем, есть некая путаница, но к ним мы вернёмся чуть попозже.

Итак, период 2000-1200 лет до нашей эры. Я говорил уже об этом денисовском наследии, и что мы видим в основных «денисовских» ареалах Старого Света в этот самый период? Во-первых, мы видим завершение периода Дзёмон в Японии, Корее и Китае — то есть тех культур, которые мы рассматривали на прошлом занятии; в общем, это завершение этого периода на всём Дальнем Востоке:

В это же время прекращает существование ещё одна «денисовская» цивилизация — дравидская Индская, или Хараппская:

В это же время, 1500 до нашей эры и позднее, происходит заселение Полинезии:

Можно из этого не делать, конечно, далеко идущих выводов, но, во всяком случае, это укладывается в картинку того, что «денисовское» население постепенно теснилось другими, пришлыми народами, и в том числе какие-то выходцы из этого ареала стали перебираться на американские континенты.

Теперь переходим непосредственно к Центральной Америке:

Это Мексика, в верхнем правом углу — Мексиканский залив, более яркая область — это прародина ольмеков, а рядом другие древние культуры Центральной Америки. Скажем, вот ваза культуры Капача — доольмекской или, возможно, ранней ольмекской (там трудно сказать), из того же самого региона, самые ранние культурные следы:

Ла-Кампана:

Можно заметить, что, хотя это доольмекский или раннеольмекский период, во всей центральноамериканской культуре очень чётко пролёживается преемственность от ольмеков. Вспоминаем пирамиды тех же майя — они тоже вполне себе выводятся из такой примитивной архитектуры.

Теперь переходим непосредственно к ольмекам. Я уже сказал, что слово «ольмеки» — ацтекского происхождения, майя называли их «Народом Улитки»:

На рисунке — уже более позднее изображение бога-улитки, оно может быть связано, а может, и не связано с ольмеками, я привожу его просто в качестве иллюстрации улитки в центральноамериканской иконографии.

Вот ареал ольмекских поселений, места раскопок вот обозначены красными кружочками:

Названия трудно произносить, но иногда всё-таки придётся. Допустим, мне сейчас предстоит выговорить слово «Тиауанако». Я не вижу этого поселения на карте, но сейчас пойдём по фотографиям. Это, как считается, самый старый или, во всяком случае, один из самых старых городов Нового Света. Причём, что интересно (здесь на фотографиях этого, правда, не заметно), в нём вполне себе была если не канализация, то, как минимум, хорошо сделанная дренажная система. Вот несколько фотографий, вполне себе такой город, не какое-то такое примитивненькое поселение:

Достаточно высокие стены, большие ступени, колонны какие-то, маски… В этом городе ещё находился один храм, который я вам чуть позже покажу подробнее. Это уже именно ольмекский храм, сейчас мы его рассмотрим.

Вот ещё интересная штука. Это, фактически, первая обнаруженная слуховая труба, через эту трубу, скорее всего, передавали сообщения:

Вот снимок и план территории этого поселения и раскопок:

Здесь размечено, где что. Единичку мы сейчас рассмотрим подробнее, это как раз так называемый Храм Каменных Голов. На фотографии — не он сам, а его миниатюрная реконструкция:

Вот, собственно, и сами эти каменные головы, и тут снова стоит обратить внимание на анатомические особенности:

Это ни разу не индеец — слишком пухлые губы, слишком широкий и плоский нос… Обычно говорят, что это типичный негроид, в общем-то, на то похоже. То, как негроиды могли оказаться в тех краях, разговор отдельный и сложный, никаких генетических доказательств на этот счёт нет, но, во всяком случае, австралоидом он вполне себе может оказаться. А вот голова по сравнению с фигурой человека:

Это маска, с такими же широкими губами:

Глазки, правда, узкие, монголоидные, да и нос немного другой формы… Но тем не менее. А это такой… ну, я бы сказал, это такой Будда : ) Это шарообразный человечек, но вот деталь, которая бросается в глаза — это борода:

Возможно, накладная борода, как у египтян… Про Египет мы лучше ещё на 4-й лекции поговорим, а вот борода появляется и дальше. Борода, отсутствующая у типичных негроидов, борода будет появляться и дальше. Вот монолит Беннета, тут вполне себе такая окладистая бородка. Лицо достаточно монголоидное, но — борода:

Это уже более поздний период, но, как вы видите, ольмекский монумент вполне себе копируется более поздними цивилизациями Америки. Это толтекские, мы на прошлом занятии их уже видели:

А вот, опять же, Полинезия, то бишь — остров Пасхи:

Гораздо более позднее и гораздо более примитивное при этом, в связи с чем я в прошлый раз озвучивал версию, что какой-то переселенец из Америки, видевший ольмекских или более поздних колоссов, на пальцах мог рассказать, как они выглядят, и тамошними средствами это могли пытаться воспроизвести, — нечто вроде карго-культа того времени. Но, опять же, это логичная, хотя и не совсем достоверная гипотеза. Тем не менее, что-то общее в этих изображениях имеется.

Опять же, ольмекская статуэтка — типичный японец, причём бородатый японец:

Т. е. тоже какая-то смесь. Японская культура — это смесь монголоидной с айнской культурой, но это ольмеки, это Мексика. И это не индеец.

Вот некоторые другие примеры ольмекских алтарей:

Обратите внимание на изображение: во-первых, когда мы смотрим на центрально- и южноамериканскую иконографию, у большинства богов и подобных существ очень подчёркнутые губы. Вот здесь губы тоже подчёркнуты. И вообще, хотя это ольмекская культура, всё равно очень чётко видна преемственность от неё всех более поздних: если рассмотрим ацтекскую, майянскую, инковскую иконографию, то увидим схожие образы.

Мозаика, первая мозаика Нового Света:

Алтарь в виде дельфина:

Ещё один человечек:

Этот был обозначен как человек-ягуар, а следующий — как молодой ягуар:

Не знаю уж, на основании чего они так определены. Может быть, из каких-то более поздних письменных источников.

Вот ещё очень красивая статуэтка, тоже ольмекская — акробат Тлатилько:

Типичные неолитические венеры, только с более прорисованным лицом, чем то, что мы рассматривали с Ольгой на лекции по неолиту:

Что-то типа фрески — великая богиня Теотиуакана, это ольмекское божество. Опять же, вся более поздняя иконография очень чётко копирует этот стиль:

Ольмекский жрец:

А вот сейчас мы разрываем шаблон. Кто-нибудь понял, почему?

Колесо. Колесо, которого «не было». Считается, что завезли его только европейцы. Но, тем не менее, вот ольмекская игрушка с колёсами. Действительно, в каких-то утилитарных целях колесо, судя по всему, не использовалось. То, что было раньше сакральным, потом переходило в детскую вотчину: все эти погремушки, скороговорки, наговоры и пр. Если колесо было символом Солнца, и было табуировано его воспроизведение в быту, оно потом могло перейти в игрушки. Таких собачек (это считается собачками) обнаружено несколько штук.

Опять же, ольмеки — первые изобретатели письменности Нового Света. Вот наиболее типичная письменность:

А вот эта — под вопросом:

Достоверность сомнительна, но если эта подлинная письменность, то ей около трёх тысяч лет. Если это не подделка, то это самый старый образец письменности Нового Света.

Кто-нибудь может опознать это растение?

Конечно, это маис, дикая кукуруза теосинте. А вот современная кукуруза:

Вот они в сравнении, и в сравнении с монеткой одинакового размера:

Почему такое получилось? Опять немного погрузимся в генетику:

Это полиплоид. Весь генотип этого примитивного маиса стал, в том числе природным путём, полиплоидом, причём это множественная полиплоидизация. Путём селекции потом могло отбираться лучшее, но естественные полиплоиды у растений вполне себе встречаются в природе. Во всяком случае, маис, кукуруза, являлся и является основой хозяйства индейцев с того времени и до исторического.

И другое растение. Перед тем как говорить о нём, я скажу вам, что, если бы не ольмеки, наша современная европейская цивилизация была бы совсем иной.

Это растение — гевея, или каучуковое дерево. Я говорил, что майя называли ольмеков «народом улитки», а перевод ацтекского слова «ольмек» — «резиновый человек». Ольмеки являются изобретателями резины.

Это, конечно, не резиновая статуэтка, но здесь изображён игрок в мяч:

Игра в мяч была сакральной, мяч весил где-то 4 или 7 кг, не помню — не надувной. У игрока выбритые полосочки на голове — опять же, очень по-японски. Конечно, может быть, просто конвергенция, но очень похож. И даже сама проработка фигуры очень похожа на традиционные японские куклы, где они изображают детей. Тот кенневикский человек, который айнского типа — времён ранних миграций, но цивилизация как таковая в Америке за 7 тысяч лет не сложилась — только когда в Старом Свете закончился период Дзёмон и аналогичная ему Хараппская культура. Логично предположить, что это дочерняя, позднеайнская культура, которая уже в том числе и генетически намешена с монголоидным японским населением. Это, конечно, не стопроцентно доказано, но по многим признакам похоже именно на то.

Вот игрок в мяч, более позднее, уже майянское изображение:

А это уже реконструкция:

Вместо ворот были колечки, куда нужно было закинуть мяч. Вот это тоже майянское поле для игры в мяч:

И вот интересная деталь — эти игрища были сакральными, и победившую команду (или, как минимум, капитана) приносили в жертву. Это воспринималось как высокая честь.

Один из моментов, почему я говорил, что если бы не ольмеки, наша цивилизация была бы совсем другой: не только футбол, но и вообще игры с резиновым мячом оказывают большое влияние и на экономику, и на культуру, и на много что ещё в нашей культуре:

Кроме того, ольмекам мы обязаны ещё вот этим изделием:

И ольмекам мы обязаны вот этим изделием, без которого наша культура была бы совершенно иной (ни то, ни другое, понятное дело, ольмеки не изобретали, речь идёт именно о самой резине):

Вот это резиновое изделие продолжает менять наш мир по сей день, иногда достаточно необычным образом:

На смену ольмекам пришли майя. Вот их ареал:

Время смены — где-то конец до нашей — начало нашей эры. Точнее не скажу, тем более что смена, естественно, произошла не единомоментно. И это не замена одного другим полностью, это из той же серии, как, допустим, семитские народы, захватившие Междуречье: они, наоборот, впитали местную культуру. Аналогичное произошло и здесь. Красным обведено государство майя, а чёрным — зона влияния, распространение майянской культуры.

Вот это — город Куэйо:

Тут достаточно простенько, а вот несколько архитектурных образцов, по которым тоже легко будет заметить преемственность от более раннего к более поздним — ступенчатость, головы, высовывающееся из стены, как у ольмеков. Храм, стела и стадион в Копале:

Вот ещё одна стела оттуда:

Она, насколько я понимаю, не сохранилась, это реконструкция.

Храм Розалила:

Яркие цвета, что тоже характерно для центральноамериканской иконографии. Преобладание красного, фактически без полутонов.

Пирамиды Кахаль-Печ, заросшие подступы к ним:

Майя, а возможно и ольмеки, использовали бани — темескаль. Чем были очень шокированы испанские конкистадоры — тем, что индейцы мылись 🙂

Вот один из храмов с пирамидами, первый храм Тикаля:

Изображение правителя из того же храма:

А вот Ла Данта из города Эль-Мирадор, крупнейшая пирамида майя — 79 метров. Она входит в десятку высочайших пирамид мира, она шестая, первые пять — египетские.

Пара фресок из Паленки:

А вот знаменитая картина, известная как «Космонавт»:

Это типа такой летательный аппарат, такая одноместная ракета 🙂 Его называют космонавтом, и понятно, что при объяснении всех этих артефактов опять же появляются «зелёный человечки» 🙂 Но, в принципе, сложно сказать, на чём именно сидит человек, и что именно он делает.

Образец иконографии:

Губы тоже подчёркнуты, хотя и не выступают, как у рассмотренных ранее статуй. На разных образцах они могут быть подчёркнуты по-разному, что может являться отсылкой на денисовских «первопредков», которые к тому времени уже давно не первопредки: это уже индейцы с гаплогруппами A, C и D, типично монголоидные, но могут вот таким образом вспоминать об ольмеках и об их первопредках, которые для них таковыми не являются.

Немного о ботанике. Табак:

У майя встречаются первые изображения курения табака, причём достаточно разные:

Любопытно, что на север традиция курения пошла в виде трубки, а на юг — в виде сигары. Южноамериканская цивилизация — это сигара, североамериканские — это трубка. С чем это связано, сказать трудно.

Связана ли письменность майя с письменностью ольмеков, вопрос спорный, потому что письменность ольмеков более простая, примитивная, а у майя очень сложная структура знаков, иероглифов.

Вот структура иероглифа:

То есть, это не просто картинка, изображающая понятие, которое обозначает. Я не знаю, что такое субфикс, но это уже части слова: хотя письменность и иероглифическая, но части слова вполне себе выделяются.

А вот уникальный для культур мира способ прочтения: два столбика (точнее четыре), которые читаются таким вот сложным образом:

Счёт — тоже уникальная вещь, мало в каких культурах вообще выработалась самостоятельная система счисления, в основном, все пользовались какими-то заимствованными. Вот числа у майя:

Неизвестно, это их родные числа или тоже ольмекские, у ольмеков следов системы счисления не обнаружено. Причём, во-первых, это не десяти-, а двадцатеричная система, во-вторых, система, знающая ноль, что у других культур появилось достаточно поздно.

У майя — впервые на американском континенте — появился календарь (во всяком случае, майя были первыми, у кого он обнаружен):

Календарь очень сложный, я не буду сейчас всё это в подробностях рассказывать. Вот тоже один из календарных списков, Дрезденский кодекс:

А вот тринадцатеричная система (кроме двадцатеричного, там была и тринадцатеричный счёт). Это Цолькин — 260-дневный священный цикл:

13 на 20, 20 «месяцев», в которых по 13 дней.

18 месяцев 360-дневного года:

Причём, судя по всему, был конфликт между математиками и астрономами майя: математики настаивали на чёткой системе, чтобы год состоял из кратного священным числам количества дней, а астронома знали, что на самом деле год отличается от этого. В результате были введены дополнительные дни, которые были каждый год, но не принадлежат никакому месяцу. Эта была корректировка календарей. И имелся длинный счёт:

Продолжительность периодов идёт от кина и дальше:

Поздние не майологи даже, а реконструкторы майянской культуры ввели ещё кучу слов с корнем «тун» и приставками для более крупных периодов. Но традиционно было только то, что на картинке: кин — это как бы «день», а дальше — по мере увеличения. Это система длинного счёта, знаменитая система длинного счёта, которая два года назад была очень популярна:

Вот немножечко можете почитать:

Никаких особых «концов» в этой календарной системе не прописывалось.

А вот современные майя, они, как и ацтеки (пусть не сами ацтеки, но представители ацтекской языковой семьи), до наших дней вполне себе дожили:

Теперь мы переходим к некоторым более поздним, позднеклассическим (майя считаются самой классической цивилизацей Центральной Америки) и немножечко послеклассическим. Опять буду ломать язык, это Теотиуакан:

В принципе, и культура, и город так называется, не могу точно сказать, кем были носители, но это уже, как считается, не майя, а отдельная культура. Храм (начинаем всегда с архитектуры), пирамида Луны:

Все культурные черты переняты от доольмекских или раннеольмекских ступенчатых построек.

Государство майя потихоньку растаскивалось разными народами того же региона. Например, сапотеками. Вот образец сапотекской керамики:

Вот это — образец сапотекской письменности (не вся эта картинка является письменностью, а предположительно — два значка внизу):

Дальше — миштеки. Образец миштекской письменности (к сожалению, тут ракурс не очень хороший, не очень понятно):

Видны яркие цвета, видны прорисованные фигурки, похожие на человеческие, а не просто условные как китайские иероглифы; как и у майя, достаточно высокая прорисовка.

Это толтеки:

О толтеках не буду рассказывать подробно. Несмотря на то, что Кирилл Лунёв, при всём уважении к нему, говорил на лекции по Кастанеде, что это якобы древнейшая культура Америки, исторически это одна из достаточно поздних культур. Вспомните график соотнесения культур по хронологии: это уже послеклассическая цивилизация. Как можно увидеть и по подписи, это время угасания цивилизации майя, в том числе заселение майянских территорий толтеками. Всем известны толтеки благодаря Карлосу «Хуановичу» Кастанеде:

Что они там курили, доподлинно не известно, но благодаря Кастанеде стал известен пейот:

Скорее всего, они его и многое другое действительно употребляли, но, опять же, далеко не факт, что это у них было настолько важной частью культуры, как это было описано у Кастанеды — т. е., что прям буквально жили в двух мирах одновременно. Никакой подобной информации нет, но, во всяком случае, то, что они (как отмечено на картинке) могли захватывать города майя, свидетельствует, что такими миролюбивыми, как говорил Кирилл, они отнюдь не были. Обычные индейцы того времени, достаточно развитая культура, но не сверхвыдающаяся, скорее всего. Конечно, могу ошибаться.

Наконец, после периода, так сказать, междуцарствия, главенство в регионе заняли ацтеки:

Вот ацтекские государства:

Человек-ягуар:

Он держит типичную североамериканскую мандалу, при этом поделенную на три, а не на четыре. Причём очень неровно.

Слушатель: Это щит?

Fr. Nyarlathotep Otis: Это скорее бубен, а если щит, то не военный, а шаманский, с бубенцами. Погремушка и шаманский щит.

Слушатель: Были ягуары — чисто воинская каста, известная именно своими обсидиановыми мечами.

Fr. Nyarlathotep Otis: На меч это не похоже, но может быть. Во всяком случае, шаманский щит, который не служит для военных целей, в индейской культуре использовался. Но странно, там должно быть деление на четыре равные части, обозначающие четыре стихии, а тут их три. Получается, воздуха (или воды, не помню) тут нет. Вообще не факт, что это стихии, с учётом того, что они распределены неравномерно. При этом цветовая гамма самого круга и нижней части одинаковая: цветов как раз четыре. Ну да ладно, трактовки можно долго находить.

Вот типичная ацтекская иконография:

Губы не выделены цветом, но выдаются вперёд.

Практически точное повторение майянского календаря:

Так что ацтеки вполне себе унаследовали предыдущую культуру.

Немножко о металлах.

Самым ходовым металлом было золото, железо не использовалось совсем, вообще не было известно. Есть версия, что была бронза. Версия пока ещё не достоверная, ещё не обнаружены сами бронзовые вещи, но обнаружены медные скобы, и обнаружено олово. Олово использовалось достаточно широко, медь тоже, так что теоретически технологии позволяли использовать и олово, но доказательств нет. Но самым ходовым было золото, в силу, во-первых, большого количества, во-вторых, достаточно низкой температуры плавления.

В отличие от достаточно мирных майя (по меркам того времени и места, конечно), ацтеки были очень агрессивной нацией. Вот сцена ритуального каннибализма:

Если у майя человеческие жертвоприношения практиковались в достаточно ограниченных масштабах, вроде как «только по праздникам», то у ацтеков каннибализм был в порядке вещей.

Слушатель: Объясните разницу между ацтеками и майя. Инки, их как-то можно отделить. А в чём разница между этими двумя, если они почти одинаковые? Потому что по картинкам очень всё похожее.

Fr. Nyarlathotep Otis: Язык и культура. А иконография тяготеет ещё к ольмекам. На храмах были эти картиночки, которые были также сделаны.

Помимо того, что ацтеки были более агрессивными, они активнее употребляли, что под руку попадётся. Пейот, не пейот, много чего употребляли, и достаточно в больших масштабах. Вот картинка, называющаяся «принятие опьяняющих веществ»:

Письменность:

Видно, что это другая письменность, принципиально другая. Нет этой сложной системы с префиксами, просто картиночные иероглифы. Зато перенята двадцатеричная система.

Это мифологический сюжет, причём, хоть убейте, у меня в голове всплывает Египет:

Ладья — конечно, по-другому изображённая, в характерных центральноамериканских тонах. Про связь или возможность связи Америки и Египта я ещё на следующей лекции поговорю, но это всё из области маргинальных гипотез.

История мексиканского региона напоминает мне историю Междуречья: в одном месте сменялись последовательно много культур, причём схожим образом. Вначале достаточно развитая, без постепенных автохтонных корней, без постепенного оцивилизовывания культура: ольмеки здесь — шумеры там. Потом постепенное замещение их иноязычными культурами, которые восприняли мифологию и практически всю культуру: там семитские народы Аккада и Вавилонии, здесь, соответственно, майя и более поздние — миштеки, сапотеки. А потом Ассирия, которая славилась своей воинственностью, причём очень кровавой, когда могли жителей целого города буквально закатать под камни, на ещё живых складывали пирамиды камней. И то же самое — в послеклассическом периоде Мексики, у ацтеков.

А теперь немного альтернативной истории. Родиной ацтеков, по их мифологии, является некая земля на востоке, которая называется Астлан. Слово, конечно, похоже на Атлантиду, на Астланд, на Атлантэ. Понятно, что это гораздо более поздний период: Атлантида — это, по традиционным датировкам, 12 тысяч лет назад, а ацтеки — это всего лишь около X века н. э. Но, тем не менее, факт остаётся фактом: Астлан.

И опять сравнение пирамид:

Немного упомяну о том, о чём хочу подробней рассмотреть в следующий раз. К следующей лекции постараюсь покопать получше, насколько достоверны данные, но, по некоторым источникам, в египетских мумиях обнаружены следы табака и коки, которые использовались как консервирующие средства и которых в Египте не было. Разрозненных фактов, сближающих эти культуры, много, но какие-то далеко идущие выводы делать рано.

И снова немного альтернативных гипотез. Имеется несколько предположительно доколумбовых карт, где достаточно чётко прорисованы оба американских континента, да ещё и с обеих сторон. Вот, например, китайская:

Но от китайцев можно много чего ожидать, в том числе и фальшивок.

Слушатель: Это какое время?

Fr. Nyarlathotep Otis: Якобы за век до Колумба. Колумб — это XV в., значит, там XIV. Хорошо прорисованы континенты, перешеек, причём с двух сторон прорисованы. Если это реальная карта, то они или перерисовывали с других источников, или обплывали сами.

Слушатель: Интересно, что Калифорния в виде острова представлена.

Fr. Nyarlathotep Otis: Она и была когда-то островом. В любом случае, ещё раз говорю, что все подобного рода версии сильно сомнительны.

Переходим в Северную Америку.

Когда говорят «индейцы», чаще всего представляют индейца прерий, в перьях и на коне. Причём, что интересно, на коне представляют совершенно зря. Это мустанги, но мустанги не являются дикими лошадями, как тарпан (на картинке справа), мустанги — это европейские лошади, только одичавшие:

Вот карта распространения юто-ацтекской языковой семьи:

И хотя это Северная Америка, мы снова видим центральноамериканские следы, и что характерно (я уже говорил) — за 7 тысячелетий Северная Америка не произвела никакой собственной цивилизации, хотя была уже давно заселена. И даже сейчас мы будем говорить о цивилизации Северной Америки, которая всё-таки возникла в гораздо более поздний период, но и она всё равно с ацтекскими влияниями. Это не чисто североамериканские индейцы, это юто-ацтекская и какая-то родственная ей языковая семья.

Народ, о котором конкретно мы сейчас будем говорить — это пуэбло:

Очень немного будем говорить, мало что и можно сказать. Три раннепуэбловские культуры: Хохокам, более поздняя — Могольон, и ещё более поздняя — Анасази.

И то, и другое, и третье — это пуэбло. Насчёт времени — вспомните схему, где соотнесение периодов, а географически это Нью-Мексико, южные штаты США. В принципе, из североамериканских эти народы единственные, у которых была архитектура. Замок Монтесумы:

Монтесума — вспоминаем, был на карте с ацтеками. Я не разбирал подробно, но там было отмечено государство Монтесумы. Это более северное строение, не знаю уж, действительно ли это замок, в котором находился Монтесума, или такое название дали по каким-то косвенным признакам.

Меса-Верде, скальный дворец:

И ещё несколько образцов архитектуры. Пуэбло-Бонито, стены круглого города:

Ещё какое-то скальное жилище, как у ласточек:

Слушатель: Довольно-таки грандиозные постройки для тех времён.

Fr. Nyarlathotep Otis: Для Северной Америки — да. Большинство индейцев — это индейцы прерий и индейцы лесные, которым негде строить или незачем строить.

Руины Вукоки:

Культура Могольон, чаша:

Это тоже пуэбло. Сандалия, тоже могольонского периода:

Украшение из бирюзы (жаль, не цветное):

С другой стороны североамериканского континента — Мексиканский залив, культура Хоупвелл, которая является представителем другой языковой семьи, не юто-ацтекской:

Родственные связи трудно определить, но и не столь важно, потому что архитектуры как таковой не было, это менее развитая культура. Образец «рука из слюды», достаточно интересный:

В общем-то, мало чего о них можно ещё сказать.

Когда мы говорим о Северной Америке, вот у нас всплывает прежде всего:

И в резервациях там всё это действительно сохранилось в таком же виде. При всём моём уважении, при всём интересе к североамериканской культуре, цивилизации родной, собственной там не возникло, и единственное оцивилизовывание шло с юга.

На этом всё, в следующий раз мы попытаемся разобраться с Южной Америкой и сделать обобщение по всем четырём лекциям.

1 Транскрипт составили Анна Ведерникова и Нёманскі Вір, ред. Fr. Nyarlathotep Otis.

2 При подготовке к лекции о Южной Америке это тоже поставлено под сомнение: имеются археологические свидетельства того, что цивилизации Южной Америки были не менее, а то и более древними, чем цивилизации Центральной.