Рождение и развитие О.Т.О.

Фрэнсис Кинг

Рождение и развитие O.T.O.1

Часть 1 из книги «Тайные ритуалы O.T.O.»

Введение

В последние годы наблюдается замечательный всплеск интереса к тому, что принято называть «оккультизмом». Популярная солярная астрология стала предметом обсуждения на коктейльных вечеринках; «андеграундная» пресса проявляет сильный, хотя и довольно поверхностный интерес к таким темам как артурианские тайны Гластонберийского холма, геопатогенные зоны и летающие тарелки; а книги по всем направлениям оккультных наук — как правило, компиляции в духе «я его слепила из того, что было», — сыплются из всех печатных станков.

В тени таких общеизвестных аспектов оккультного возрождения трудно различить облик куда более важного явления — а именно возрождения Магии. Выдающаяся деятельница оккультизма Дион Форчун определяет Магию как «Науку и Искусство изменения Сознания по своей Воле».

Нет сомнения, что почти все магические техники высочайшей эффективности получены (иногда косвенно) из двух выдающихся тайных братств — Герметического Ордена Золотой Зари и Ordo Templi Orientis. Ритуалы и тайные инструкции первой организации легко можно найти в книге «Золотая Заря» доктора Фрэнсиса Израэля Регарди — работе, которая только теперь, спустя тридцать пять лет после первой публикации, начинает получать оценку, которую, несомненно заслуживает. Ритуалы последнего, Ordo Templi Orientis, до настоящего времени не издавались, хотя их чрезвычайно неточные и неполные версии в виде машинописных текстов иногда продавались втридорога.

Эта книга, наконец, делает доступной изучающим оккультизм не только богатые масонскими символами ритуалы посвящения O.T.O, но и тайные магические инструкции седьмой, восьмой и девятой степеней Ордена — полное изложение методов, из которых черпали свои мистические силы такие оккультисты как Теодор Ройсс и Алистер Кроули2.

Эта книга должна занять место в библиотеке каждого, кто хочет всерьёз изучать оккультизм.

Глава 1. Манифест 1917 года

Весной 1917 русские люди, уставшие от почти трёх лет политической и военной некомпетентности правительства, свергли царя и учредили Временное правительство. Примерно тогда же Соединённые Штаты Америки вступили в войну на стороне союзников.

Эти события не слишком взволновали Генри Оденковена и Иду Гофман — жителей эксцентричной общины вегетарианцев, находящегося в швейцарской коммуне Аскона. Куда больше их заинтересовала претенциозная энциклика, только что провозглашённой Теодором Ройссом, тогдашним гостем общины.

Вот начало этого манифеста:

Пусть узнают о том, что существует неизвестный огромному числу людей очень древний Орден мудрецов, чьей целью является повышение культурного и духовного уровня человечества. Они помогают мужчинам и женщинам преодолеть ошибки и обрести способность познать истину. Этот Орден существовал в давние времена, и он заявлял по всему миру о своей деятельности тайно и открыто под разными названиями и в разных формах; он был причиной социальных и политических революций и доказал, что является пристанищем спасения во времена опасностей и злоключений. Он всегда выступал под знаменем свободы против тирании, в каком бы виде она ни проявлялась, будь то клерикальный, политический или социальный деспотизм или угнетение иного вида.

Каждый мудрый и духовно просвещённый человек принадлежит к этому «секретному ордену» по своему естественному праву; потому что они все, даже если не знают друг друга лично, едины в своей цели и задаче, один свет истины даёт им всем направление в работе. Никто не может допустить кого-то другого в это Священное Общество, пока тот сам не обретёт силу, которая даст ему возможность прийти в орден самостоятельно — под действием его собственного внутреннего просвещения. После же того, как он однажды пришёл в орден, никто не может исключить его, если он сам не исключит себя тем, что предаст свои принципы и снова забудет истину, которую познал на собственном опыте.

Обо всём этом знает каждый просвещённый человек.

Но только немногие знают, что существует также внешняя видимая организация подобных мужчин и женщин, которые сами заложили основы пути к истинному самопознанию, и которые, пройдя через пылающие пески, желают сделать благое дело, исходя из своего опыта, и проявляют себя как духовные наставники для тех, кто хочет получить такого рода руководство.

Пока в течение последних 30 лет во всех частях цивилизованного мира основывались бесчисленные общества, ассоциации, ордена, группы и т.д., представляющие разные направления оккультных знаний, продолжает существовать лишь ОДНА древняя организация истинных Посвящённых, которая представляет искателей подлинного Королевского Пути, чья задача — найти утраченные Тайные Обряды Древности и открыть Единую Магическую Истину.

Эта организация известна в настоящее время как Древний Орден Восточных Тамплиеров, Ordo Templi Orientis или, по-другому — Герметическое Братство Света.

Это — Современная Школа Магии. И, подобно древним магическим школам, она наследует свои знания с Востока. Это Знание никогда не было открыто непосвящённому, потому что даёт своему обладателю огромную власть и над добром, и над злом. Оно записано символами, иносказаниями, аллегориями, и для того чтобы его расшифровать, требуется Ключ.

Символы и знаки Франкмасонства были также первоначально унаследованы от более древних тайных мистерий.

Эти символы древнего Масонства, Розенкрейцеров, священного искусства древнего Кема (египтян), Золотой Цепи Гомера, так же как и современного Франкмасонства и т.д., тем не менее являются лишь различными аспектами Одной Великой Мистерии. Чтобы открыть истинное скрытое значение, для всех них требуется ключ. Есть лишь Один Правильный Ключ, и, более того — этот единственно правильный ключ должен быть использован Правильным Способом.

Этот ключ может находиться в пределах доступа для всех тех, кто готов бескорыстно учиться и трудиться для его обретения, пожелай они стать членами Ордена Восточного Храма (О.Т.О.).

О.Т.О. (Ordo Templi Orientis) — собрание Посвящённых, в чьих руках сосредоточено Тайное знание Всех Восточных Орденов и все существующие масонские Степени. Его Вожди — Посвящённые высшего уровня и признаны таковыми всеми возможными способами такого рода признания во всех странах мира. Каждый мужчина и женщина, становясь членом О.Т.О., имеет неотъемлемое право получить первые три степени масонства.

О.Т.О., хотя и представляет собой Масонскую Академию, не является масонской организацией — что касается мастеровых градусов в том смысле, в котором это выражение обычно понимают в Англии — и, таким образом, никоим образом не нарушает должные привилегии Объединённой Ложи Англии и не посягает на них3. В соответствии с договорённостью о присоединении, Мастера Английского Масонства с хорошей репутацией платят уменьшенные взносы. Члены IX° становятся совладельцами состояния и имущества Ордена. Дополнительную информацию смотрите в публикациях O.T.O. и в сводке степеней O.T.O.

Манифест продолжает обрисовывать в общих чертах Конституцию O.T.O.; условия членства довольно обременительны. Например, ясно даётся понять, что высокопарные заявления из второго абзаца манифеста, отсылающие к «Священному Обществу», из которого нельзя быть исключённым, не относятся непосредственно к O.T.O. Согласно п. 4 ст. 5 Конституции, Внешний Глава Ордена «обладает правом отменять или приостанавливать привилегии любой подчинённой организации… и обладает также правом приостанавливать или аннулировать членство любого всякий раз, когда это действие, по его или её мнению, в интересах О.Т.О.».

Манифест Ройсса продолжается кратким описанием девяти степеней O.T.O., а завершает его Послание Мастера Териона, более известного как Алистер Кроули:

В Книге Закона сказано — воистину, к великому для нас утешению, — что «Любовь есть закон, любовь в согласии с волей».

Это следует понимать так: Воля есть Закон, но природа этой Воли — Любовь. Однако эта Любовь — так сказать, побочный продукт этой Воли; она не противоречит этой Воле и не подменяет её собой; и если в какой-либо сложной ситуации между ними возникает мнимое противоречие, то именно Воля выводит нас на верный путь. Смотри же! в «Книге Закона» немало сказано о Любви, но в ней не найдётся ни слова о Сентиментальности. Сама Ненависть почти неотличима от Любви! «Сражайтесь как братья!» Это понимают все мужественные племена Земли. Та Любовь, о которой говорится в «Книге Закона», всегда дерзновенна, сильна и даже неистова. В ней есть и утончённость, но это — утончённость силы. Она могуча, грозна и великолепна, однако при всём этом она — лишь хоругвь на священном копье Воли, лишь насечённая золотом надпись на мечах Рыцарей-монахов Телемы.

<…>

«Это предписание — апофеоз Свободы, но оно же — суровейшая из всех возможных цепей4. Именно эту гармонию Legis Jugum и Libertas Evangelii видели мы однажды на маленькой скрижали над нашим Отцом Христианом Розенкрейцом».

Стоит честно признать, что почти весь этот манифест был предназначен для того, чтобы ввести в заблуждение. Большинству его читателей наверняка бы показалось, что таинственный «Мастер Терион» — либо некая невоплощённая сущность вроде тех, что, как утверждают, являлись МакГрегору Мазерсу и другим членам Герметического Ордена Золотой Зари, либо гималайский сверхчеловек вроде махатм мадам Блаватской. Далее, утверждение о том, что O.T.O. «никоим образом не нарушает должные привилегии Объединённой Ложи Англии и не посягает на них», выявляет у Ройсса то, что Ленин называл «сладенькой наивностью, которая была бы умилительна, если бы исходила от ребёнка, и которая вызывает отвращение, когда исходит от лица, официально ещё не признанного слабоумным»5. Поскольку O.T.O. не только состоял, как мы увидим, в связи с фиктивными и нелегальными масонскими группами, но и функционировал как офис пополнения для одного из них, — из «Сводных таблиц степеней», приложенных к документу Ройсса, ясно следует, что кандидаты становятся «Вольными каменщиками (Fratres Superiores) O.T.O.».

Однако манифест Ройсса 1917 года небезынтересен — и даже важен, — ибо, хотя и нет смысла верить вслед за Ройссом, что O.T.O. был ЕДИНСТВЕННОЙ «древней организацией истинных Посвящённых», нет сомнения, что это было одно из двух самых влиятельных оккультных братств прошлого столетия — благодаря некоторым его членам, сыгравшим важнейшую роль в процессах, которые и привели к нынешнему оккультному возрождению.

Глава 2. Тайна тамплиеров

Несмотря на свою значимость как мистического братства, происхождение O.T.O. в некоторой степени остаётся загадкой до сих пор. Как известно, оккультисты нередко составляют своего рода «родословные», не приводя доказательств своим генеалогическим построениям. Так, Кеннет Грант в провокационной книге «Магическое возрождение» заявил, что «в Истинный Тайный Орден… входят такие авторитетные, но не заявлявшие о себе открыто деятели как сэр Эдвард Бульвер-Литтон… Фред Хокли, Кеннет Маккензи… и другие. Бульвер-Литтон вышел на связь с континентальными адептами Элифасом Леви, Жераром Анкоссом (Папюсом), Рудольфом Штайнером и Францем Гартманом… Они и образовали то, что было некогда известно как Герметическое Братство Света».

Последний тезис Гранта имеет особое значение, поскольку, как мы помним, Герметического Братства Света — это альтернативное название O.T.O. в манифесте Ройсса от 1917 года.

Заявления вроде этого, конечно, занятны, но они кажутся невероятными (особенно утверждение, что Бульвер-Литтон или Элифас Леви были адептами или практиками магии, имеющей отношение к O.T.O.), и историк оккультизма с сожалением вынужден считать их необоснованными.

Подлинное происхождение O.T.O, как мне представляется, лежит в оккультном тамплиерстве XVIIIXIX вв.

До середины XVIII в. мало кто проявлял сколь угодно серьёзный интерес к историческим рыцарям-тамплиерам — Ордену Храма, уничтоженному в 1314 году по обвинению его членов в ереси, богохульстве и мужеложстве. Однако с возвышением континентального и англосаксонского масонства начали привлекать внимание строительные работы тамплиеров. Возможно, — рассуждали некоторые вольные каменщики, — символизм степеней масонства имел отношение к постройке Храма и к убийству его архитектора Хирама, что могло говорить о наличии связи между тамплиерами и масонством? Возможно, масонское братство не зародилось во времена царя Соломона, как считало большинство его членов, а являлось подпольным продолжением Ордена Храма? Возможно, убитым Хирамом на самом деле был Жак де Моле, принявший мученичество великий магистр тамплиеров? Идея исторической связи между масонством и крестоносцами получила восторженную поддержку шевалье Эндрю Майкла Рэмси, изгнанного якобита; он был наставником Молодого Претендента, Красавчика принца Чарли — который также был активным членом масонского братства. Рэмси утверждал:

Во времена крестовых походов в Палестине многие государи, феодальные сеньоры и свободные граждане объединились и поклялись восстановить Храм христиан в Святой Земле и возродить его в первоначальном виде. Они договорились об условных древних знаках и символических словах, которые помогли бы им узнать друг друга среди язычников и сарацинов. Эти знаки и слова сообщались только тому, кто торжественно обещал, иногда даже у подножия алтаря, хранить их в тайне. Это священное обещание было, таким образом, не презренной клятвой, как его называли, а серьёзным обязательством, связывавшим христиан всех национальностей в едином содружестве. Некоторое время спустя наш орден вступил в тесный союз с Иерусалимским Орденом Рыцарей Св. Иоанна. С тех пор наши ложи стали называться ложами Св. Иоанна6.

Эти и подобные предположения вдохновили на создание нескольких фиктивных «тамплиерских» масонских степеней. Первой из таких групп был, вероятно, Королевский Орден Шотландии, организованной в две степени — Королевский Орден H.R.M. (Heredom) и Орден Рыцарей R.S.Y.C.S. (Розы и Креста). Согласно легенде, происхождение этого ордена восходит к прибытию Пьера д’Омона и семи других тамплиеров, бежавших от преследования на остров Малл близ побережья Шотландии. Это гипотетическое событие описано с враждебной точки зрения Жаком Этьеном Маркони де Нэгр — членом конкурирующего «тамплиерского» ордена:

После смерти Жака де Моле некоторые шотландские тамплиеры, ставшие отступниками благодаря подстрекательствам Роберта I Брюса, встали под знамёна учреждённого этим принцем нового Ордена, посвящение в который основывалось на посвящении в Орден Храма. Именно здесь мы должны искать истоки шотландского масонства и других масонских обрядов. Шотландские тамплиеры были отлучены от церкви в 1324 году Лармениусом, который объявил их дезертирами, навсегда отпавшими от Храма — вместе с рыцарями Св. Иоанна Иерусалимского, грабителями Dominiorum Militae… Подобной анафеме некоторые великие магистры предавали с тех пор тамплиеров, не подчинившихся законной власти. От ереси, пришедшей в Шотландию, родилось много сект.

Легенда о Пьере д’Омоне была принята за историческую правду многими континентальными масонскими группами, в числе которых французский Капитул Клермона, и именно из рядов последнего в 1751-1754 гг. барон Карл Готтхельф фон Хунд (1722-1776) принял первых членов Устава строгого соблюдения — квазитамплиерского масонского ордена, который утверждал, что обладает тайными документами тамплиеров XIV в. и работает под руководством загадочных Высших Неизвестных — людей, «не несущих ни перед кем ответственности, но обладающих абсолютной властью и требующих безапелляционного подчинения».

Оноре Габриэль Рикетти де Мирабо описал первое появление агентов этих Высших Неизвестных в своей «Прусской монархии»:

Они появились в 1756 году внезапно, как из-под земли, и сказали, что они — Высшие Неизвестные, наделённые полномочиями преобразовать Орден и восстановить его в древней чистоте. Один из этих миссионеров, назвавшийся Джонсоном, прибыл в Веймар и Йену, где и утвердился. Он был тепло принят братьями, соблазнившимися надеждой на великие тайны знаменательных открытий, которые так и не были им переданы.

Стоит добавить, что Джонсон, который утверждал, что он англичанин и что его Высшие Неизвестные живут в Абердине, Шотландия, был, по словам масонского историка, «несомненным бездельником… почти омерзительного поведения и лишённым всякого образования, зато одарённым безграничной наглостью и низменной хитростью». Никто, конечно, никогда не сталкивался с воображаемыми руководителями Джонсона, и будет разумно предположить, что они никогда не существовали. Таким же вымышленными были фамилия Джонсон и его национальная принадлежность; на самом деле он, по всей видимости, был немецким евреем, которого звали то ли Лёйхт, то ли Беккер.

В конечном итоге Джонсон был разоблачён; его арестовали, заключили в тюрьму замка Вартбург, и вскоре после этого он скончался. Устав строгого соблюдения, тем не менее, выжил и процветал. Его влияние и репутация возросли, и он распространился почти по всем странам Европы. Однако через некоторое время его стали пожирать ереси — отрава всех тайных обществ, — Орден начал уменьшаться и, в конце концов, исчез.

Несмотря на свою недолговечность, Устав строгого соблюдения важен для нас по трём причинам:

  1. Он оставил неизгладимый след на масонских обрядах Скандинавии.

  2. Его Высшие Неизвестные были предшественниками махатм мадам Блаватской, тайных вождей Третьего Ордена Золотой Зари МакГрегора Мазерса и высших наставников Алистера Кроули.

  3. По всей видимости, наблюдалось значительное культурное взаимопроникновение между Уставом строгого соблюдения и Орденом Избранных Коэнов (Elus Coens, то есть Избранных Священнослужителей) — первой масонской ассоциации, глубоко вовлечённой в практику церемониальной магии.

Избранные Коэны были основаны Мартинесом де Паскуалли, достаточно загадочной фигурой — вероятно, родом из Португалии. По-видимому, де Паскуалли имел еврейское происхождение, но веских доказательств этому нет, зато известно, что (по крайней мере, номинально) он был католиком, поскольку сохранилась запись о крещении его сына. Однако он, несомненно, глубоко проникся всевозможными элементами еврейской мистики не слишком высокого качества, будучи приверженцем выродившейся версии каббалистической магии, представленной в таких работах как Ключ Соломона и Книга ангела Разиэля.

Орден Избранных Коэнов был основан в Бордо около 1760 года — через шесть лет после первого неудачного опыта де Паскуалли по созданию организацию, которая называлась «Шотландские судьи» и была, вероятно, первой попыткой магико-масонского синтеза, — и организация на удивление быстро пополнился посвящёнными. Членство (доступное тем, кто уже получил три степени символического масонства) было разделено на степени Ученика-Коэна, Подмастерья-Коэна, Мастера-Коэна, Великого Архитектора и Великого избранника Зоровавеля (последняя иногда называлась ещё Рыцарь Востока). Завершал структуру Ордена тайный градус Розы и Креста — степень, касавшаяся исключительно церемониальной магии и имеющая некоторое сходство со степенью Рыцаря Розы и Креста, являющейся сейчас 18° ортодоксального Древнего и принятого устава масонства.

Благодаря исследованиям Рене ле Форестье, мы многое знаем о природе ритуальной магии, практиковавшейся де Паскуалли и его учениками. Самые важные церемонии проводились во время первой четверти луны и сопровождались использованием благовоний, составленных из стиракса, ладана, шафрана, маковых зёрен, спор пластинчатых грибов, корицы, мускатного ореха и мастики; два, а то и больше из этих ингредиентов обладают галлюциногенными свойствами, поэтому неудивительно, что Избранных Коэнам их магия казалась эффективной!

Важными составляющими работы де Паскуалли были призывание добрых духов и экзорцизм. Вот фрагмент магического изгнания нечистой силы — часть церемонии под названием Работа Равноденствия:

Я заклинаю вас, Сатана, Вельзевул, Баран, Левиафан, и всех вас, грозные твари, твари беззакония, смятения и мерзости, внимайте и дрожите от голоса моего и моих повелений! Вы все, о великие и могущественные демоны четырёх областей Вселенной, и все ваши демонические легионы, тонкие духи сумбура, ужаса и гонений! Вот мой голос, так трепещите же, когда звучит он средь вас и при ваших мерзких деяниях; повелеваю вам именем того, кто приговорил вас к вечной погибели!

Мартинес де Паскуалли умер в 1774-м, но продолжил обучать тайнам магии некоторых особо доверенных учеников — если верить примечательной истории, поведанной аббатом Фурнье в книге «Чем мы были, что мы такое, и чем мы станем»:

…около десяти часов вечера я пал ниц в своей комнате, обращаясь к Богу с просьбой помочь мне, и внезапно услышал голос господина де Паскуалли, моего наставника, который умер более двух лет назад. Я отчётливо услышал его речь за пределами комнаты, двери закрылись, окна тоже, и ставни захлопнуты. Я повернулся в сторону голоса, исходящего из длинного сада возле дома, и собственными глазами увидел говорившего Паскуалли, а с ним были мои отец и мать, тоже покойные. Бог ведает, как я прожил эту страшную ночь!

Учение де Паскуалли, скорее всего, оказало некоторое влияние на другую тамплиерскую группу — Орден Храма, созданный, вероятно, в XVIII веке, хотя его существование не открывалось до публикации «Руководства Рыцарей Храма» (Manuel des Chevaliers du Temple, 1811) Бернар-Раймоном Фабр-Палапра, который утверждал, что был великим магистром Ордена.

Орден Храма рассматривал себя как истинную церковь Христа, сохранившую сквозь века подлинную «египетскую гностико-христианскую» традицию. Утверждалось, что «Сын Божий… воспитывался в школах Александрии…, он смог достичь всех степеней египетского посвящения… Иисус передал евангельское посвящение своим апостолам и ученикам…» О том, как это мистическое христианство перешло к тамплиерам, рассказывает орденская легенда:

До 1118 года таинства и иерархия Ордена египетского посвящения, переданного евреям Моисеем, а затем Иисусом Христом — христианам, хранились наследниками св. Иоанна.

Эти таинства и посвящения… были священным долгом… сохранённым от всяких искажений… Эти христиане-гностики, ценя храбрость и благочестие рыцарей-тамплиеров… посчитали своей обязанностью доверить в их руки чистое знание, приобретённое за долгие столетия до этого… Гуго де Пейн (великий магистр тамплиеров) обрёл Апостольскую Патриархальную Властью и стал законным преемником св. Иоанна…

Таково происхождение Ордена Храма и соединения в нём различных видов посвящения… их можно назвать изначальными христианами или иоаннитами.

Орден Храма основывал свой авторитет на так называемой Хартии Лармениуса — подделке XVIII столетия, в которой утверждалось, что за Жаком де Моле тайно следовал некий Лармениус. От него исходила череда великих магистров, при которых тамплиеры сохранились до XIX века.

Эту нелепицу всерьёз восприняли некоторые оккультисты XIX столетия. Так, Элифас Леви утверждал, что Феоклит — гностический понтифик, который, как полагают, передал апостольскую преемственность тамплиерам — посвятил Гуго де Пейна «в таинства и чаяния своей церкви, соблазнил его мыслию о Царственном Первосвященстве и Верховном владычестве, и в конце концов назначил его своим преемником7; таким образом, Орден Рыцарей-Тамплиеров с самого своего возникновения был запятнан ересью и заговором против королей!»

Ближе к последнему десятилетию XIX века некоторые немецкие оккультисты, в основном масоны высоких степеней, вдохновились изучением произведений Леви о магии и заинтересовались тамплиерами. Эти люди и были основателями O.T.O.

Глава 3. Первые годы O.T.O.

Около 1896 года Карл Кельнер, богатый немецкий фабрикант металлоизделий, путешествуя по Индии и Ближнему Востоку в поисках тайной мудрости, решил основать очередную тамплиерскую группе, целью которой было возрождение сексуальной магии, которая, как верил Кельнер, была подлинной тайна изначального Ордена Храма.

Кельнер утверждал, что переоткрыл эту тайную доктрину, тщательно изучив систему сексуально-йогических практик, о которых рассказали ему три восточных адепта — два араба и один индус. Поэтому он решил, что вполне разумно назвать новое братство Ordo Templi Orientis — Орденом Восточных Тамплиеров, — исполняя тем самым интеллектуальный долг перед своими учителями.

Существовали ли эти учителя на самом деле, а если существовали — то учили ли Кельнера всему тому, о чём он говорил, не имеет особого значения. Факт остаётся фактом, что в том или ином месте этот немецкий оккультист получил знания о замечательной магической системе, имеющей некоторое сходство и с бенгальским тантризмом, и с определёнными (весьма неортодоксальными) формами суфизма.

Вероятно, много лет O.T.O. существовал лишь в воображении своего основателя, поскольку никто ничего не слышал о нём между 1895-м, датой его мнимого учреждения, и 1904-м, когда это название замелькало в журнале «Орифламма».

Скорее всего, «Орифламма» была масонским изданием, официальным органом искромётно названной «Берлинской Великой Ложи Объединённого Великого Совета Обрядов Древнего и принятого шотландского устава 33 степеней, Древнего и изначального устава Мемфиса 95 степеней и Египетского устава Мицраима 90 степеней».

Чтобы понять истинную сущность Берлинской Великой Ложи Мемфиса и Мицраима — ибо это общепринятое (и щадящее) сокращение названия организации, — необходимо совершить краткий экскурс в масонскую историю XIX века.

Ни Устав Мемфиса, ни Устав Мицраим — изначально две совершенно разные организации, появившиеся между 1830 и 1840 гг. — не имели особого успеха, пока, наконец, не попали в руки Джона Яркера, английского масона-энтузиаста, который объединил их и сделал достоянием широкой общественности благодаря журналу «Kneph».

Безусловно, Яркер был увлечённым, даже одержимым вольным каменщиком. Нет сомнения, что ради масонской деятельности он пренебрегал своими частными делами, в результате чего порядком издержался и, в конечном итоге, стал раздавать масонские хартии всякому человеку или объединению, готовому выложить за неё внушительную сумму.

В 1902 к Яркеру обратились три немецких оккультиста (их звали Генрих Кляйн, Франц Гартман и Теодор Ройсс), и 24 сентября этого года он продал им хартию, дававшую им право учредить Берлинскую Великую Ложу Мемфиса и Мицраима. Чем руководствовались эти три немца, делая эту покупку, неизвестно; представляется вероятным, что хотя бы одной из этих причин была возможность начать выгодный бизнес по продаже масонских посвящений в обмен на приличные суммы — поскольку, как минимум, двое из трёх, Гартман и Ройсс, испытывали, по всей видимости, бесконечные финансовые затруднения.

Во многом Гартман — прозванный «грязным Францем» за свою сальную внешность — представлял из них троих наибольший интерес. Родившись в 1838 году, он изучал медицину в Мюнхене, но в 1865-м без долгих сборов отправился в США в качестве корабельного доктора. Он получил некоторую медицинскую квалификацию в Сент-Луисе — скорее всего, в Медицинском колледже города, печально знаменитом своими низкими стандартами, — и занимался медициной в нескольких штатах. Помимо частых перемещений, свидетельствующих, вероятно, о финансовых трудностях, его жизнь, похоже, была достаточно непримечательна — до обращения в 1878 году к теософии мадам Блаватской и приёма в члены основанного ею общества.

1883-1885 годы Гартман провёл в штаб квартире Теософского общества, расположенной в Адьяре, Мадрас, играя главную роль во внутренних конфликтах, которые почти разрушили Общество, и энергично, но безнадёжно защищал мадам Блаватскую от обвинений в мошенничестве, выдвинутых мадам Куломб и её мужем. Занятно, что эти усилия, кажется, не вызвали у русской провидицы симпатий к своему защитнику, поскольку в письме А. П. Синнетту она написала:

Бедный Гартман. Он негодяй, но отдал бы жизнь за Учителей и оккультизм… Но я не могу доверять ему8.

Вернувшись из Индии в 1885 году, Гартман зарабатывал на жизнь как успешный автор и лектор на оккультные и смежные темы. Однако многие немецкие теософы, похоже, отнеслись к нему с большим подозрением, и важно отметить, что когда в 1912 году немецкое Теософское общество откололось от вышестоящей инстанции, подавляющее большинство его членов последовало за Рудольфом Штайнером, а не за Фолльратом, другом и учеником Гартмана.

Должно быть, незадолго до 1904 года Гартман и его товарищи встретились с Кельнером и познакомились с его магической системой тамплиеров, поскольку в этом году «Орифламма» стала публиковать лестные отзывы и на Ordo Templi Orientis, и на самого Кельнера. Эти отзывы нередко содержали таинственные намёки на великую тайну, которой владеет O.T.O.

В 1912 году, спустя семь лет после смерти Кельнера и вступления Ройсса в должность руководителя O.T.O., юбилейный выпуск «Орифламмы» немного приоткрыл завесу этой тайны:

Наш Орден обладает КЛЮЧОМ, открывающим все масонские и герметические секреты. Ключ этот — учение сексуальной магии, которое объясняет всё без исключения секреты природы, весь символизм франкмасонства и все религиозные системы9.

Глава 4. Ройсс, Штайнер и Алистер Кроули

Под руководством Ройсса O.T.O. устойчиво, хотя и неторопливо расширялся. Различным оккультистам за пределами Германии выдавались хартии, в результате чего были учреждены независимые национальные Ордена, производные от O.T.O. Так, доктор Анкосс, более известный под оккультным псевдонимом «Папюс», был назначен руководителем и французского O.T.O., и французского отделения Устава Мемфиса и Мицраима. Эта тесная связь O.T.O. и Мемфис-Мицраим, кажется, сохранялась до 1914 года. Интересно отметить, что до 1927 года датские отделения O.T.O., Устава Мемфиса и Мицраима и AMORC (получившие хартию от Ройсса) также располагались под одним адресом.

Одним из самых интересных неофитов Мемфис-Мицраим был Рудольф Штайнер, которому Ройсс предоставил хартию в 1906 году. «Орифламма» сообщила об этом так:

Брату д-ру Рудольфу Штайнеру, 33°, 95°, из Берлина и сотрудничающим с ним Братьям и Сёстрам даровано разрешение основать в Берлине Капитул и Верховный Совет под названием «[Mysteria] Mystica Æterna». Доктор Штайнер назначен Заместителем Великого Мастера. Под его юрисдикцией находятся все члены, которые были или будут приняты с его одобрения 10

Эллик Хоув пишет также, что «за отсутствием документальных свидетельств было бы неразумно пытаться связать Штайнера с Ordo Templi Orientis Ройсса»11; однако я уверен, что такая связь почти наверняка существовала. Обратите внимание, что:

  1. Mysteria Maxima — обычная часть названий национальных отделений O.T.O. Так, швейцарское отделение называлось Mysteria Mystica Veritas, а британское (во главе с Алистером Кроули) — Mysteria Mystica Maxima.

  2. В группу, которую возглавил Штайнер, принимались женщины; это было нормально в O.T.O, но не в Мемфис-Мицраим.

  3. Когда Штайнер взялся за автобиографию, он явно стыдился своего ритуалистического прошлого и посвятил три страницы попытке оправдаться. Непонятно, зачем ему надо было бы это делать, будь он всего лишь неортодоксальным вольным каменщиком.

  4. Кроули, который, как мы увидим, состоял с Ройссом в дружеских отношениях, уверенно заявил, что Штайнер был посвящён в O.T.O. Стоит добавить, что Кроули был обычно предельно точен в описании объективных обстоятельств, не касающихся его лично.

  5. Доктор Фелкин, руководитель ордена Stella Matutina (магическое братство Утренней Звезды, восходящее к Золотой Зари) и ученик Штайнера, также был членом британского отделения O.T.O., возглавлял которое, разумеется, Кроули — которого в Stella Matutina считали чёрным магом. Невозможно объяснить членство Фелкина в O.T.O. и исходящую из этого ассоциацию с именем Кроули, если только не предположить, что ему предложил это либо сам Штайнер, либо один из его немецких заместителей.

  6. Описания ритуалов Штайнера, изданные во французской прессе до 1914 года, напоминают церемонии O.T.O.

  7. Есть некоторые свидетельства того, что Штайнер именовал свою группу «Тайными Розенкрейцерами»; это звание давалось посвящённым восьмой степени O.T.O.12.

Состоял на самом деле Штайнер в O.T.O. или нет, у нас, конечно же, нет причин полагать, что он когда-либо занимался сексуальной магией; в самом деле, стихотворение, посвящённое Штайнеру Кроули и, как можно подумать, подразумевающее, что тот принял сексуальную магию O.T.O, похоже, скорее всего, лишь на тонкую аллегорию.

Самого Кроули, кажется, допустили на низшие степени O.T.O. в 1911 году. Тогда он расценил Орден не более чем как обычное масонское братство, но в следующем году, после визита Ройсса, обвинившего его в раскрытии самых сокровенных тайн Ордена, передумал.

Кроули ответил на обвинение, что не обладал этими тайнами и потому не имел возможности раскрыть их. Ройсс открыл Книгу Лжей Кроули и указал на начало строки: «Пусть Адепт возьмёт свой магический Жезл (и пусть будет украшен своей мистической Розой)»13. Испытав озарение, Кроули понял природу магической системы O.T.O., и в последующей беседе они договорились, что он возглавит британское отделение Ордена — как мы помним, оно называлось Mysteria Mystica Maxima.

Позднее Кроули посетил Берлин, где получил копии учебных манускриптов Ордена и принял титул «Верховного и Наисвятейшего Короля Ирландии, Ионы и всех Британий внутри Святилища Гнозиса».

Как на Кроули произвело впечатление магическое обучение, которое он получил от Ройсса — он счёл практики O.T.O. куда более простыми, чем вычурные церемониальные методы Золотой Зари, — так и Ройсс, кажется, был впечатлён Кроули и, более того, обратился в «кроулианство» — новую религию Телемы.

Суть телемитской религии и история её возникновения теперь широко известны, и нет смысла описывать их подробно. Достаточно сказать, что в 1904 году Кроули вступил в контакт с «ясным голосом», который надиктовал Книгу Закона — состоящую из трёх коротких частей невероятно красивую поэму в прозе, целью которой было дать посвящённым объяснение нового Эона Гора или, как его теперь часто называют, «Эпохи Водолея».

Под влиянием Кроули ритуалы O.T.O. были пересмотрены в духе Книги Закона; в это же время Кроули создал Гностическую Мессу (для O.T.O. и для Гностической Католической Церкви Ройсса) и, по просьбе Ройсса, пересмотрел часть учебных материалов O.T.O., имеющих отношение к девятой степени.

Оставив руководство O.T.O. в 1922 году (двумя годами ранее он перенёс удар), Ройсс устно назначил Кроули своим преемником. Однако до в 1925 года большая часть немецких лож O.T.O. не принимала лидерства Кроули, и даже после пусть и меньшинство, но достаточно существенное, продолжало отвергать и Кроули, и Книгу Закона. В 1937 обе группировки магов были запрещены нацистами.

Следующие десять лет главным центром деятельности O.T.O. была Калифорния, и ко времени смерти Кроули в 1947 году так и не удалось наладить деятельность O.T.O. за пределами США.

Глава 5. O.T.O. после смерти Кроули

Внешним Главой Ордена — то есть Руководителем O.T.O. (в плане Земли) — после смерти Кроули стал Карл Гермер, родившийся в 1885 году.

Гермер был предан и Телеме, и лично Кроули, и сделал всё, что было в его силах, чтобы восстановить Орден. Его усилия увенчались успехом лишь отчасти, поскольку его тяжёлый характер расстраивал многих из тех, кто, возможно, стал бы его союзником. Однако его хорошее деловое чутьё не только спасло O.T.O. от грозящего ему исчезновения, но и позволило издать некоторые из произведений Кроули (например, Книгу мудрости или глупости) — поскольку Гермер как Верховный Казначей O.T.O. унаследовал авторские права Кроули. Это может удивить некоторых, поскольку бытует мнение, что их унаследовали Луи Уилкинсоном и Джоном Саймондсом. Это не так; Луи Уилкинсон и Джон Симондс были литературные агенты Кроули, которым было поручено собирать доход от литературной деятельности Кроули и передавать его Карлу Гермеру. Они справлялись с этими обязанностями превосходно и безвозмездно, получив лишь небольшую благодарность, о чём свидетельствуют дубликаты квитанций, выписанных Гермером.

Гермер умер в 1962 году, завещав авторское право Кроули «Ордену Восточных Тамплиеров». К сожалению, он не мог сказать, которую из многих разрозненных групп, претендующих на право называться O.T.O, он считал подлинной. На тот момент имелось всего четыре группы, притязания которых на статус O.T.O. заслуживают внимания. Это:

  1. O.T.O. в Швейцарии, возглавляемый Германом Мецгером (Братом Парагранусом)14;

  2. O.T.O. в Калифорнии, США;

  3. O.T.O. «Гнозис Сатурна» в Германии, которым до конца жизни руководил «Грегор А. Грегориус»15;

  4. O.T.O. в Англии во главе с Кеннетом Грантом16.

Прежде чем взяться за (a) и (b), коротко расскажу о притязаниях (c) и (d).

«Гнозис Сатурна» был основан в 1927 году «Грегором А. Грегориусом», настоящее имя которого — Ойген Гроше. Наряду с другими германскими магическими группами его деятельность была пресечена в 1937-м, но в 1950-м возобновлена его основателем, который также издавал журнал «Blätter für Lebenskunst» («Лепестки для умения жить»). Гроше утверждал, что был телемитом, и часто выражал своё восхищение Кроули. Однако Гермер не отнёсся к его требования серьёзно. Он писал:

Манипуляции Гроше становятся всё подозрительнее. В июньском выпуске «Blätter für Lebenskunst» он печатает ребяческую статью о Кроули — «Терион», в которой утверждает, что Кроули был на аудиенции у Далай-ламы, и прочие глупости. В июльском выпуске он демонстрирует свою игру — или игру оккультных сил, стоящих за его спиной — ещё более открыто. Он говорит о «телемистах» («Thelemists»), хотя, конечно же, всегда были и есть «телемиты» (англ. «Thelemites», нем. «Thelemiten»). Главный закон этих «телемистов» — «Не убий!» — но ср. Liber OZ! Я не имею ни малейшего представления о происхождении «телемистических откровений», из которого он цитирует (на стр. 5) стихи VI. 6, 10, 11 и 12, а затем III. 6, 7 и (на стр. 7) VI. 2, 3. По крайней мере, мне это напоминает стиль так называемых «Писем махатм»… Магически я вижу это как хорошо обдуманные попытки Чёрной Ложи (или какой-то иной Ложи) вставить палку в колёса наших новых серьёзных начинаний… Гроше хочет стать рупором Телемы в Германии. Это похоже на намеренную попытку загребать жар нашими руками. Она не увенчается успехом, но наглядно показывает, к какому потоку принадлежит Гроше17.

Эта цитата даёт понять, что, завещав авторские права Кроули O.T.O., Гермер не имел в виду движения Гроше. В судебных заседаниях, состоявшихся несколько лет назад в Германии, Гроше не смог доказать своё право руководить отделением подлинного O.T.O.

Ойген Гроше дружил с Кеннетом Грантом, притязания которого на пост Внешним Главой Ордена фигурируют на суперобложках «Исповеди» Кроули и его «Магического дневника Зверя 666», а также в книге самого Гранта «Магическое возрождение». Однако Гермер изгнал Кеннета Гранта из O.T.O. 20 июля 1955 года. Документ об исключении приведён в моей «Современной ритуальной магии», и я ручаюсь, что документ подлинный. У меня имеется один из экземпляров Уведомления об изгнании, разосланного Гермером.

В таком случае, становится ясно, что и группа во главе с Грантом не могла требовать авторских прав на работы Кроули.

Претензии калифорнийского O.T.O. также представляются мне сомнительными. Его лидер, Грейди МакМертри, основывает их на двух письмах Мастера Териона. В первом Кроули назначает МакМертри «Нашим представителем в Соединённых Штатах Америки» и передаёт ему «все Наши полномочия, осуществление каковых подлежит одобрению… со стороны нашего Заместителя Карла Йоханнеса Гермера». Второе письмо уполномочивает его вести «всю работу Ордена в Калифорнии с целью его реорганизации… с одобрения Брата Сатурна» (т. е. Гермера)18. Это представляется вполне определённым, но нет никаких реальных доказательств того, что Гермер давал подобное одобрение или упоминал имя Грейди МакМертри в своём завещании.

Наиболее обоснованными кажутся притязания Mystica Maxima Veritas, швейцарского O.T.O. во главе с Братом Парагранусом. Гермер относился к Парагранусу с некоторым уважением и писал о нём: «Человек, который, насколько я могу судить, выбран для большой и взращивающей работы». Но даже при всём при этом швейцарский O.T.O. тоже не мог подтвердить в суде подлинность своего статуса как O.T.O.

На мой взгляд, ни одна группа не может предъявлять законных требований на О.Т.О.; однако любая группа, действующая с подлинным духом и способная установить необходимый контакт на высших планах с силами, стоящими за О.Т.О., может считать себя частью истинного О.Т.О. — в магическом смысле слова.

Сегодня появилось множество подобных групп. В работе им может помочь публикация ритуалов О.Т.О. Слишком долго эти ритуалы распространялись только в неточных версиях и в узких кругах, которые воображали, что обладают неким правом препятствовать магическому потоку, призванному возродить нашу планету.

Глава 6. Структура O.T.O.

Под руководством Кельнера у O.T.O, кажется, не было никакой официальной конституции, и невозможно узнать структуру его степеней во всех деталях. Скорее всего, в общих чертах она была обрисована в конституции, провозглашённой из Лондона Ройссом 22 января «788 года Ордена».

Согласно этому тексту, члены O.T.O. делились на:

  1. Испытуемых (включая теософов и т.п.);

  2. Учащихся, или Мирских Братьев (масоны);

  3. Посвящённых, или же истинных членов O.T.O.

Расширение этой системы, скорее похожей на скелет, приведено в «Сводке степеней», приложенной к манифесту 1917 года (см. таблицу ниже19).

Через некоторое время после 1917 года в систему были внесены кое-какие радикальные изменения; по всей видимости, они были сделаны на основе предложений, внесённых Алистером Кроули. Природа этих поправок становится очевидной при изучении ритуалов, составляющих вторую часть этой книги20; в частности, интересно, что добавлена новая, непронумерованная степень (0°), которая получила название Минервал, ранее обозначавшее вторую степень.

 

Сводка степеней

Классификация членов Ордена по степеням

Сводка программы обучения

Классификация членов Ордена по степеням в соответствии с конституцией 1906 года

Послушники

Внешний круг

  • Переписка с соискателями

  • Начальный этап подготовки соискателей

  • Соискатели могут быть допущены во Внешний круг по переписке

Пронаос

  • Теософы — мартинисты

O.T.O.

  • Послушнический класс

  • Послушники

II°

Минервалы

(Собор)

Вольное каменщичество

Нижеследующие масонские степени Объединённого Великого Совета по Уставам, Древнего и Принятого Шотландского устава (33 градуса), Древнего и Изначального устава Мемфиса (95 градусов) и Египетского устава Мицраима (90 градусов) присваиваются Мастерам-Каменщикам, а посвящение соискателей в Вольное Каменщичество осуществляют Руководящие Члены (Верховные Братья) O.T.O. на основании хартии, подписанной 24 сентября 1902 года e.v. Братом Джоном Яркером 33°, 90°, 96°, IX°, в Манчестере, ныне покойным Державным Генеральным Великим Мастером Державного Святилища Великобритании и Ирландии.

III°

Ремесленническое (иоанновское) масонство

Голубая ложа

[Символ — квадрат]

— Принятый Ученик (Ученик Иоанновского масонства)

— Товарищ (Подмастерье Иоанновского масонства)

— Мастер-Каменщик (Мастер Иоанновского масонства)

Посвящённые ремесленнических степеней (три степени Иоанновского масонства) получают полные наставления в Ремесленническом масонстве, включая катехизис первых трёх степеней масонства и разъяснение всех разнообразных масонских систем.

O.T.O.

  • Ученический класс

  • Братья-миряне

Примечание: Одно лишь обладание всеми этими масонскими степенями ещё не делает человека подлинным посвящённым «O.T.O.». Поэтому даже масон 33° с точки зрения O.T.O. всё ещё остаётся «Братом-мирянином».

IV°

Шотландское (андреевское) масонство

Зелёное масонство

[Символ — треугольник]

4°-6° — Шотландский каменщик (Великий Мастер Шотландского масонства)

11°-12° — Рыцарь Святого Андрея (Рыцарь Священного Свода)

14°-15° — Каменщик Царственного Свода (Принц Иерусалимский)

Посвящённые степеней Шотландского масонства и Капитула Розы и Креста получают полные наставления в шотландских градусах Древнего и Принятого устава.

Капитул Розы и Креста

Капитул красного масонства

Рыцарство Розы и Креста

[символ — греческий (прямой равноконечный) крест]

16°-18° — Рыцари Розы и Креста

Рыцари Пеликана

Рыцари Востока и Запада (Принц-Каменщик и Чёрный Орёл)

Посвящённые Капитула Розы и Креста получают по частям особые лекции, с 1-й по 10-ю, под общим названием «Эзотерические наставления», а также начальные указания по Введению в Розенкрейцерство и Герметическую Науку

VI°

Исторические тамплиеры

Чёрные Тамплиеры-Каменщики

Тамплиер-Командор

20°-30° — Рыцарь Кадош

31°-33° — Державный Генеральный Инспектор (Тамплиер-Рыцарь)

NB! 33° — последний градус «Вольного каменщичества»

На последних степенях (30°—33°) масонства сообщается полная история тамплиеров и даётся описание их церемоний, а также раскрывается смысл «политического масонства»

VII°

Мистический Тамплиер

(Фиолетовый цвет)

Мистическое масонство

Эзотерическое розенкрейцерство

Иллюминаты

Мистическое масонство

O.T.O.

  • Класс посвящённых

  • Посвящённые

а) Теоретик =

соответствует в O.T.O. «Принятому Ученику» Ремесленнического масонства

б) Маг Света =

соответствует в O.T.O. «Товарищу» Ремесленнического масонства

в) Великий Мастер Света и Великий Мастер всех масонских лож =

соответствует в O.T.O. «Мастеру-Каменщику» Ремесленнического масонства

VIII°

Восточный Тамплиер

(Белый цвет)

Эзотерическое розенкрейцерство

Это реально действующие Члены O.T.O., именуемые также Герметическими Братьями Света или Иллюминатами

Примечание: Вся совокупность степеней O.T.O. составляет «Масонскую академию» — высшую школу Мистического Масонства.

а) Практик =

должен учиться применять на практике то, чему он был обучен на степени VII

б) Адепт =

титул «Практика», достигшего формального совершенства в своём практическом обучении

в) Принцепс =

титул «Адепта», формально добившегося практических результатов

г) Иллюминат =

титул «Принцепса», давшего правильное мистическое истолкование формально полученным практическим результатам

IX°

Совершенный Иллюминат

(Пурпурно-красный цвет)

Первосвященник Святилища Святого Святых

Иллюминаты

Эта высшая степень посвящена подлинному практическому применению результатов, распознанных как таковые и получивших правильное мистическое истолкование

Верховный Король

(Золотисто-жёлтый цвет)

В[нешний] г[лава] О[рдена]

Осуществляет административное и духовное руководство

Exitus acta probat!21

 

1 Пер. Arthemius, под ред. Fr. Nyarlathotep Otis.

2 По причинам как этического, так и технического характера мы публикуем только первую часть этой книги — где рассказывается только об истории О.Т.О., но не излагаются его закрытые ритуалы. Также просим иметь в виду, что изложенное в этой книге — одна из точек зрения на историю этого Ордена, а не истина в последней инстанции. — Прим. ред.

3 Цит. по пер. Sr. N. и Sr. Bastet (http://oto.ru/cgibin/article.pl?articles/order/documents/9-merlin.txt) с незначительными исправлениями, кроме последней фразы, отсутствующей в этом переводе. — Прим. ред.

4 Цит. по пер. Анны Блейз (http://oto.ru/cgi-bin/article.pl?articles/works-crowley/2-liber2.txt), кроме последней фразы, отсутствующей в этом переводе. — Прим. ред.

5 В. И. Ленин. Пролетарская революция и ренегат Каутский (http://hrono.ru/libris/lib_l/lenin_kaut.html). — Прим. ред.

6 Цит. по: Стивен Дефо. История масонов-тамплиеров в Канаде. Пер. О. Дмитриева
(
http://e-reading.club/chapter.php/1016564/56/Olsen_-_Nasledie_tamplierov.html). — Прим. ред.

7 Первая часть фразы цитируется по: Олег Платонов. Тайна беззакония: иудаизм и масонство против Христианской цивилизации (http://e-reading.club/chapter.php/137423/43/Platonov_-_Taiina_bezzakoniya__iudaizm_i_masonstvo_protiv_Hristianskoii_civilizacii.html). — Прим. ред.

8 Е. П. Блаватская. Письма А. П. Синнетту. Пер. А. П. Исаевой и Л. А. Маклаковой (http://kniga.seluk.ru/k-istoriya/1252023-4-pisma-apsinnettu-blavatskaya-pisma-sinnetu-sostavitel-atbarker-perevod-angliyskogo-apisaevoy-lamaklakovoy-i.php). — Прим. ред.

9 Цит. по: Фрэнсис Кинг. Современная ритуальная магия (http://gumer.info/bogoslov_Buks/okkultizm/King/13.php). — Прим. ред.

10 Цит. по: Эллик Хоув. Маги Золотой Зари. Пер. Анны Блейз (http://satanrise.org/wp-content/uploads/2014/05/magizz.pdf). — Прим. ред.

11 Там же. — Прим. ред.

12 Согласно «Сводке степеней О.Т.О.» (http://oto.ru/cgi-bin/article.pl?articles/order/documents/sinopsis.txt), эта степень называется Эпопт, или Первосвященник Иллюминатов. — Прим. ред.

13 Цит. по пер. Е. Колесова, с незначительными изменениями (http://thelema.su/crowley-kniga-lzhej/). — Прим. ред.

14 Краткую биографическую сводку можно найти по адресу: http://oto.ru/cgi-bin/article.pl?articles/biography-mag/metzger.txt

15 Краткую биографическую сводку можно найти по адресу: http://oto.ru/cgi-bin/article.pl?articles/biography-mag/Grant.txt

16 Краткую биографическую сводку можно найти по адресу: http://oto.ru/cgi-bin/article.pl?articles/biography-mag/Grosche.txt

17 Другой перевод (Алекса Керви) см. в книге Фрэнсиса Кинга «Мегатерион»
(
http://litmir.co/br/?b=132739&p=49). Поскольку он весьма безграмотен с точки зрения русского языка, мы решили пренебречь нашим обычным правилом использовать имеющиеся переводы для цитируемых текстов и перевели этот фрагмент заново. — Прим. ред.

18 В пер. Анны Блейз (http://oto.ru/pdf/merlin.pdf). Следует также заметить, что Фрэнсис Кинг не приводит другую цитату из этой переписки, которая более очевидно, хотя всё же и не однозначно, говорит о вероятной преемственности: «Если я умру, моим преемником станет, разумеется, Брат Сатурн; но после его смерти весь этот чудовищный груз ответственности, весьма вероятно, может перелечь на Ваши плечи, и поэтому мне бы хотелось, чтобы Вы поддерживали со мной постоянную связь». Как и всякое другое подобное косвенное доказательство, оно может быть оспорено, и в целом я могу согласиться с выводом Кинга о том, что «ни одна группа не может предъявлять законных требований на О.Т.О.; однако любая группа, действующая с подлинным духом и способная установить необходимый контакт на высших планах с силами, стоящими за О.Т.О., может считать себя частью истинного О.Т.О. — в магическом смысле слова». Так или иначе, преемственность одной магической организации к другой определяется не юридическими актами, а тем, насколько ей удаётся следовать духу своего предшественника, сохраняя и обогащая его традицию — как можно заметить, например, в упомянутой выше истории взаимосвязей масонов и тамплиеров. — Прим. ред.

19 В пер. Анны Блейз (http://oto.ru/pdf/merlin.pdf). — Прим. ред.

20 Напоминаем, что эта часть не публикуется нами по этическим и техническим причинам. — Прим. ред.

21 «Служит исход оправданьем делам» (лат.), цитата из «Героид» Овидия (II, 85), послужившая источником известного афоризма «Цель оправдывает средства». — Прим. пер.