Имя: Ананда.
Историчность: По всей видимости, исторический персонаж.
Даты жизни: Согласно традиции, родился в один день с Буддой (около 563 или 623 до н. э.), прожил 120 лет (ум. ок. 443 или 503 до н. э).
Деятельность: Ближайший ученик Будды.
Почитание: Патриарх дзен. Основатель линии перерождений Джебдзун-Дамба-хутухта.
Согласно буддийским текстам, во многих прошлых жизнях Ананда перевоплощался вместе с будущим Буддой. В далёком прошлом и Ананда, и Шакьямуни одновременно дали великий обет стать Татхагатой. Будде Шакьямуни суждено было достичь этого состояния раньше, а Ананде предстоит стать совершенным Буддой в будущем. Ананда и Будда Шакьямуни перевоплотились на Земле, спустившись с Небес Тушита, в один и тот же день, а их отцы были братьями. Ананда вступил в общину Будды в возрасте тридцати семи лет. Его инструктором, обучающим монашеской дисциплине, стал архат Белаттхасса. Ананда был старательным и прилежным учеником и достиг плода Вхождения в Поток уже в свой первый ретрит. Позже Ананда рассказывал своим товарищам по Сангхе, что в то время большую помощь в духовном продвижении он получил от Пунны Мантанипутты. Обучая Дхарме новых монахов, тот объяснял им, что то, что понимается под «Я», не возникает без причин, а проявляется через форму, ощущения, представления, сформированный опыт и различение. Ананда размышлял над этим вновь и вновь, пока не стал ясно видеть в пяти накоплениях страдания, непостоянство и отсутствие независимого «Я». Это позволило ему не полагаться на скандхи как на собственную основу.
На двадцатом году монашества Ананды Будда созвал учеников на собрание и объявил: «За мои двадцать лет монашества как основатель Сангхи я имел много разных сопровождающих, но в действительности ни один из них не справлялся со своей должностью безукоризненно, поскольку всегда проявлялось некое своенравие. Теперь мне пятьдесят пять, и мне необходим заслуживающий доверия надёжный сопровождающий». Тотчас ученики стали предлагать свои кандидатуры, но Будда не принимал ничьих предложений. Тогда великие монахи обратили внимание на Ананду, который скромно молчал, и спонтанно предложили его кандидатуру. Благодаря своему безукоризненному монашескому поведению Ананда явно подходил для предлагаемой должности. Когда его спросили, почему он единственный не предлагает свою кандидатуру, Ананда ответил, что Будда знает лучше, кто подходит ему в сопровождающие. Абсолютно доверяя выбору Будды, он даже не пытался выразить своё желание быть его спутником, хотя желал этого. Затем Будда объявил, что доволен Анандой и принимает его в сопровождающие. Ананда не возгордился, а попросил Будду о выполнении восьми условий. Во-первых, учитель никогда не должен передавать ему подаренную одежду. Во-вторых, он не должен давать ему пищу, лично полученную Буддой как подаяние. В-третьих, получив место для отдыха, он не должен предлагать его Ананде. В-четвёртых, получив личное приглашение, он не должен брать Ананду с собой. Помимо этих четырёх условий, что не должен делать учитель, Ананда попросил о других четырёх условиях, дающих Ананде привилегии. Во-первых, если Ананда будет приглашён на трапезу, он просит учителя о праве перенаправить это приглашение Будде. Во-вторых, он просит Будду о привилегии провожать к нему людей, если те прибыли из отдалённых областей. В-третьих, если он будет иметь какие-либо сомнения или вопросы по Дхарме, он просит учителя о праве задавать ему такие вопросы в любое время. В-четвёртых, если Будда будет проповедовать во время отсутствия Ананды, тот просит о праве вновь услышать от Будды ту проповедь лично. Ананда объяснил, что если первые четыре условия не будут приняты, тогда люди могут посчитать, что Ананда принял должность сопутствующего монаха, думая о материальных преимуществах; а если он не выдвинет четыре последних условия, то было бы правомерно сказать, что он выполняет свои обязанности, забыв о собственном духовном продвижении на Святом Пути. Будда согласился с этими разумными требованиями. С тех пор Ананда стал постоянным спутником и помощником Будды. На протяжении двадцати пяти лет он был его преданным слугой.
Ананда достиг архатства только после смерти Будды Шакьямуни. После достижения Освобождения он, по просьбе архатов, пересказал на первом буддийском соборе проповеди и высказывания Будды и его учеников, а также их предысторию, что в итоге составило Сутру (один из трёх разделов Трипитаки). На этом же соборе архат Упали изложил Винаю, а Махакашьяпа — Абхидхарму. Махакашьяпа в то время возглавлял общину монахов.
Ананда умер в возрасте ста двадцати лет. Перед смертью он обратил в буддизм Мадхьянтику, который впоследствии распространял Дхарму в Кашмире. Перед своей кончиной Махакашьяпа назначил Ананду руководить Сангхой. Таким образом, после Махакашьяпы Ананда стал вторым патриархом, почитаемым в традиции дзен. В тибетском буддизме существует линия перерождений Ананды, каждый представитель которой имеет титул «Святой Владыка» (Джецюн Дампа). Последним перерождением Ананды, получившим с XVII века также монгольский титул Богдо-гэгэн, считался тибетец Джампэл Намдрол Чокьи Гьялцэн (1932-2012), глава буддистов Монголии.