Понятие «гомеопатическая магия» обычно принято понимать как синоним магии симпатической, или имитативной[1]. Гомеопатическая магия руководствуется принципом подобия и сходства, «подобное [производит] подобное» (лат. simula simulibis curant). В качестве примера можно привести известные практики магии Вуду, в которых поражение куклы, символизирующей объект, должно было нанести вред самому объекту. В более узком смысле гомеопатическая магия — то же, что гомеопатия, частный случай гомеопатической магии и вид альтернативной медицины, предполагающий использование сильно разведённых препаратов[2], которые предположительно вызывают у здоровых людей симптомы, подобные симптомам болезни пациента. Концепция лечения по принципу «подобное подобным» противопоставляется гомеопатами принципам аллопатии, на которых основана рациональная фармакотерапия. Тривиальные вычисления показывают, что большая часть гомеопатических препаратов не содержит ни одной молекулы действующего вещества[3], поэтому следует говорить, что гомеопатия — не столько фармакологическая, сколько оккультная дисциплина.
Считается, что первым обнаружил принцип подобия, лежащий в основе современной гомеопатии, Парацельс, хотя об этом принципе знал ещё Гиппократ, который «сформулировал принципы лечения “подобного подобным” и “противоположного противоположным”… «Когда лекарство войдёт в тело, оно прежде всего извлекает всё то, что ему… наиболее сродно по природе» — это о законе подобия. “Врачу следует… всё напряжённое разрешать, а всё ослабленное — укреплять” — это уже о лечении противоположного противоположным». Принцип подобия в последующем был подробно изучен и описан С. Ганеманом (1755-1843), который вслед за Парацельсом пришёл к заключению, что отравляющее вещество вызывает у здорового человека симптомы той болезни, для лечения которой предназначено. Однако лечение такими «лекарствами» во многих случаях приводило к утяжелению симптомов болезни, поэтому он был вынужден разводить отравляющие вещества до безопасных для здоровья сверхнизких концентраций[4]. Согласно воззрениям Ганемана, «при наступлении болезни первоначально поражается эта духовная, повсюду присущая телу, самостоятельная (автоматическая) жизненная сила враждебным жизни, динамическим влиянием болезненного деятеля; только вследствие такого ненормального влияния жизненная сила может сообщать телу неприятные впечатления и нарушать его правильную деятельность, что мы называем болезнью. При этом невидимая, но узнаваемая только по действиям организма жизненная сила проявляет своё болезненное расстройство единственно изменениями ощущений и деятельности организма, доступными чувствам наблюдателя и врача, короче, болезненная деятельность этой силы выражается только болезненными припадками и ничем иным не может выражаться». Ганеман ищет в лекарстве не определённое химическое вещество, а «динамическую силу» этого вещества: «…Легко понять, что лекарствами невозможно было бы излечивать, если б они не имели силы изменять состояние человеческого здоровья, ощущений и органических отправлений организма, и что только на этой силе основано их целебное свойство… Эта динамическая сила, заключающаяся в лекарствах, отнюдь не может быть постигнута нами в её сущности, одними усилиями ума; мы можем понимать её только по действиям, которые обнаруживает она при влиянии на здоровье людей, и только опыт может дать нам о ней ясное представление[5]. Процесс излечения методом гомеопатии самими гомеопатами не объясняется химическими процессами в организме, которые должны бы происходить, по мнению врача современной медицины, между лекарственным препаратом и биохимическими средами организма, что ведёт к нормализации состояния больного. Скорее, наоборот, нормализация биохимического и биофизического гомеостаза организма — это результат процессов, происходящих на ином, «нематериальном уровне»[6]. О схожих механизмах говорят и астрологи: «Лечение подобного подобным. Это метод гомеопатический, он хорош для лечения болезней не кармических. К нему нужно духовное пробуждение, иначе он действует слабо или вообще не действует. Гомеопатический метод действует хорошо, если устранена духовная причина болезни. Вот почему многие гомеопаты не помогают»[7].
Очень важное условие в гомеопатическом методе, согласно Ганеману — это подобие искусственной болезни, вызываемой лекарственным препаратом, той естественной болезни, которую необходимо излечить. Другим, не менее важным условием в гомеопатии является метод приготовления лекарств. Не растворение исходного препарата «до нужной концентрации или разведения», а именно последовательное разведение с потенцированием (встряхиванием) имеет решающее значение. Согласно концепции Ганемана, важно именно потенцирование, а не точная концентрация вещества. Технология производства гомеопатического препарата напоминает магическую процедуру и, по всей видимости, сопровождается созданием своеобразной «мыслеформы». Таким образом, «потенцирование» здесь — это не потенцирование как таковое, то есть не конкретная физическая обработка, а магическое действо, где воля оператора гораздо важнее конкретного действия. Сам «дух гомеопатии» и правила работы, выработанные за долгие годы не одним поколением успешно практиковавших гомеопатов, исключают и «случайную» встречу гомеопата с больным (если человек не готов к такому методу лечения, то он просто не встретится с гомеопатом), и полную «неосведомлённость субъектов исследования». Кроме того, лечение в гомеопатии подразумевает лечение конкретного больного человека, а не соответствующей номенклатурной классификации болезни. Исключение энергетического и информационного воздействия как в процессе изготовления, так и при приёме гомеопатического препарата неминуемо ведёт к тому, что действие такого «лекарства» равноценно плацебо[8].
[1] Дж. Фрэзер, Золотая ветвь [2] Ernst E. (2002). «A systematic review of systematic reviews of homeopathy». British Journal of Clinical Pharmacology 54 (6): 577-582. [3] Алексей Бочков. Снова о разбавлениях (http://trv-science.ru/2011/12/06/snova-o-razbavleniyakh/). [4] Прозоровский В. Диалог с Ганеманом / Журнал «Наука и жизнь», №3, 2007 год
(http://www.nkj.ru/archive/articles/9319/).
[5] Ганеман С. Органон врачебного искусства, или основная теория гомеопатического лечения. — М.: Гомеопатическая Медицина, 2000. [6] Валерий Карташев, Звёздная магия растений(http://apokrif93.a-z-o-t.com/apokrif.php?c=r_bh05p37_44).
[7] Филиппова М.В. Медицинская астрология. — 1993 год. [8] Валерий Карташев, Звёздная магия растений.