Дхритака

 

Имя: Дхритака (Дайтака), Каза.

Историчность: Исторический персонаж.

Даты жизни: Первые века существования буддизма (вероятно, между VI и III вв. до н. э.).

Деятельность: Учитель буддизма.

Почитание: Патриарх дзен.

 

Дхритака (при рождении он носил имя Каза, «тот, кто подобен страстному слону») был родом из царства Магадха, и сразу после его рождения его отец увидел во сне, что золотое солнце воссияло из его дома, озаряя небо и землю со всем её великолепием, а перед ним выросла огромная гора, украшенная всевозможными самоцветами; с вершины горы по всем четырём направлениям текли многоводные потоки.

Когда Каза в первый раз встретил Упагупту, четвёртого индийского патриарха, он тут же рассказал об этом сне. Упагупта объяснил сон так: «Огромная гора — это я, тогда как бьющие с горы ключи — это твоё рождение для просвещённой мудрости и проницательности, учение коей неисчерпаемо. Солнце, поднявшееся из твоего дома — это твой нынешний вход в монашескую жизнь, а сияние, освещающее небо и землю — превосходство твоей просвещённой мудрости и проницательности».

Рассказав это, Упагупта дал Казе имя Дхритака, что означает «тот, кто близок к Великодушной Истине». Выслушав Упагупту, Дхритака сочинил стихотворение и прочёл его Упагупте:

Высокие горы,

украшенные семью самоцветами,

непрерывно испускают

потоки утончённой мудрости,

источаемый ими аромат —

 

истинное учение,

чья власть освобождает

всех, чья карма взыскует к нему.

Упагупта ответил стихами собственного сочинения:

Я передам тебе учение,

чтобы ты смог проявить

свою великую мудрость и добродетель,

как золотое солнце воссияло из дома,

дабы осветить всё небо и землю с её великолепием.

Дхритака почтительно поклонился Упагупте и, став его последователем, собрался покинуть дом и сделаться монахом. Упагупта спросил его:

— Раз уж ты решил покинуть дом, чтобы стать монахом, ты вернёшься домой в теле или в уме?

Дхритака ответил:

— Я собираюсь уйти из дома ни ради тела, ни ради ума.

Упагупта сказал:

— Если ты хочешь уйти из дома ни ради своего тела, ни ради своего ума, кто же тогда вернётся домой?

Дхритака молвил:

— У того, кто покидает дом, чтобы стать монахом, нет привязанности ни к себе, ни к миру. Его изначальная природа не рождается и не погибает, и потому его путь вечен. Все будды так же вечны, как этот путь; у их изначальной природы нет ни формы, ни свойств, их тела неразличимы.

Упагупта ответил:

— Проснись! Осознай все пути к нему!

Тогда Дхритака пробудился.

Перед смертью Упагупта передал Дхритаке Дхарму, а Дхритака распространял её до тех пор, пока не доверил её Миччаке.