Имя: Дудул Дордже.
Историчность: Исторический персонаж.
Даты жизни: 1733-1797.
Деятельность: Глава школы Кагью.
Почитание: Кармапа XIII.
Дудул Дордже родился на второй неделе восьмого месяца года водяного быка (1733) в местности Чава Дронг в провинции Ньен Чова. В раннем возрасте он рассказывал истории о своих прошлых посещениях Индии, Непала и Китая.
Однажды перед ним появился юноша шестнадцати лет, одетый в белое и держащий корзину с цветами. Он станцевал вокруг ребёнка, рассыпая цветы у его ног, и сказал: «Я — Махакала. Я появляюсь из Света Знания, иногда — в гневном аспекте. Между учителем и защитником, не существует никакой разницы между нами». Явившийся бросил последнюю горсть цветов и исчез, смеясь. Так как при этом удивительном событии присутствовало много людей, слава ребёнка распространилась далеко.
Группа, ведомая седьмым Тулку Гьелцапом, отправилась на поиски и, обнаружив его, заключила, что всё находится в соответствии с письмом с предсказанием предыдущего Кармапы. Новое воплощение, будучи узнанным, было доставлено в монастырь Цурпху, затем возведено на трон, и новый Кармапа в первый раз провёл церемонию Чёрной Короны. Далай-лама делегировал своего представителя.
На пятнадцатый день четвёртого месяца года деревянного быка (1745), в возрасте двенадцати лет, юноша получил от восьмого Тулку Ситу предварительные рукоположения. В девятнадцать лет он завершил свою монашескую подготовку. Ему было дано последнее рукоположение и переданы Шесть Доктрин Наропы, линия Кагьюпы и вся совокупность устной традиции. Ему явилось ясное видение Падмасамбхавы и Джецюна Миларепы.
Однажды из-под большой статуи Будды в храме Джокханг в Лхасе стала бить ключом вода. Опасались, как бы она не была затоплена и перенесена в страну нагов. В одном тексте Гуру Падмасамбхавы нашли пророчество, говорящее, что только Кармапа будет в состоянии устранить опасность. Далай-лама попросил Кармапу Дудула Дордже прибыть в Лхасу и помочь спасти драгоценную статую. По не зависящим от него обстоятельствам Кармапа лично нанести визит не мог, но отправил письмо с инструкциями о том, что это письмо следует положить на воду. Письмо было адресовано королю нагов, и, когда оно было представлено, вода немедленно начала убывать.
Позже Кармапа сам отправился в Лхасу верхом на безрогом яке. Войдя в храм Джо Кханг, он помолился перед большой статуей Будды. Он поднёс образу белый шёлковый шарф, и руки статуи приняли позу «принятия», так и оставшись с тех пор вытянутыми вперёд. Состоялась встреча с восьмым Далай-ламой, который поблагодарил Кармапу за приход и одарил большим количеством подарков в знак благодарности.
Около 1750 года Кармапа Дудул Дордже совершил паломничество в Непал, встретился с королём Джайя Пракасамаллой и сделал приготовления к реставрации храма Свайямбунатх. Он был тепло принят королём, его министрами и населением и убедился в хорошем исполнении работы.
В тридцать девять лет Кармапа удалился в монастырь Пальпунг; он рассказал восьмому Тулку Ситу о своих опытах в медитации и получил от него то, что оставалось передать из поучений, а также устную традицию. Он узнал десятое воплощение Тулку Шамара и затем в обычной монашеской робе отправился в Цурпху. Проходя через деревни Кхама, он учил народ в чрезвычайно упрощённой манере. По завершении перехода он вошёл в медитацию на несколько лет в ските, построенном Кармой Пакши на горе, расположенной за Цурпху.
Правитель юга Тибета пригласил Кармапу освятить небольшой монастырь, сооружённый во дворце Пхова, в пятнадцати днях пути пешим ходом от Цурпху. Не имея возможности прибыть лично, Кармапа назначил дату для церемонии и направил посланца уведомить местных лам, что занимается необходимыми приготовлениями. В час освящения дождь освящённых зёрен прорвал небеса; все радовались этому благоприятному событию.
Кармапе явилось видение нового воплощения Тулку Ситу, и он направил делегацию на его поиски. Кармапа возвёл его на трон и передал всю полноту поучений. Кармапа Дудул Дордже передал Тулку Ситу письмо относительно своего следующего воплощения и умер на четвёртый день восьмого месяца года огненной змеи (1797) в возрасте шестидесяти пяти лет. Смерть его сопровождало много знаков счастливого предзнаменования. После сожжения в пепле были обнаружены драгоценные реликвии.
Главными учениками тринадцатого Кармапы были Ситу Падма Ньинче Вангпо (1774-1853, Девятый Тулку Ситу), Шамар Чодруп Мипхам Гьямцо (1742-1792, Десятый Тулку Шамар), Паво Цуклак Чокьи Гьелпо (Восьмой Тулку Паво), Друкчне Кюнзиг Чокьи Нангва (Седьмой Друкчен Ринпоче), Ладакх Хеми Гьелсай (Принц из монастыря Хемис в Ладакхе), Кхамтрул Джигме Сенге (Линии Тулку Кхамтрула из провинции Кхам).