Домбипа

 

Имя: Домбипа.

Историчность: Возможно, исторический персонаж.

Даты жизни: Вероятно, не ранее IV-V вв. н. э. (предположительное время возникновения тантрического буддизма).

Деятельность: Йогин.

Почитание: Лев Будды.

 

В стране Магадха жил человек царского рода, достигший сиддхи Хеваджры. Посвящение ему дал учитель Вирупа, и, получив наставления, он теперь осуществлял их на практике. Он относился к своим подданным, как отец к единственному сыну, но никто не догадывался, что он вошёл в ворота Дхармы. Он был доброжелателен до глубины души, и люди говорили: «Этот правитель действительно очень праведный человек».

Однажды царь сказал министрам:

— В нашей стране люди мучаются. Воры и грабители разрушают собственность, доходы низки и растёт число бедных и нуждающихся. Чтобы спастись от нищеты и страха, повесим на суку большой колокол! Пусть каждый, ставший свидетелем преступления или несчастья, подойдёт и ударит в него.

Так и было сделано.

Спустя некоторое время группа певцов и танцовщиков из низкой касты пришла в столицу показать своё искусство при дворе. Очень красивая девушка, дочь одного из певцов, сопровождала труппу. Её лицо было действительно миловидно, а фигура — совершенна. Она выглядела невинным ребёнком, обладая при этом всеми чертами падмани, благородной девушки. И царь спросил певца, не отдаст ли тот ему свою дочь.

— Ваше величество — владыка Магадхи, страны в восемьсот тысяч городов, — ответил отец. — С рождения вы свободны от забот о хлебе. Мы же — низшей касты, все избегают и порочат нас. Такая просьба будет недостойна вашего рода.

Царь повторил своё предложение, но уже более настойчиво; наконец девушка перешла к нему, а он заплатил отцу сумму, достойную такого сокровища. Двенадцать лет никто не знал, что девушка стала тантрическим партнёром царя; но в конце концов тайна раскрылась.

— Наш царь вступил в связь с низкородной женщиной, — заговорили в Магадхе.

Тогда он отрёкся от престола в пользу сына, а сам с женой удалился в джунгли. Ещё двенадцать лет они провели там, практикуя Тантру.

Мало-помалу счастье отвернулось от Магадхи, и наследник оказался не в состоянии управлять страной. После долгих совещаний было решено передать власть предыдущему царю. Специальное посольство отправилось в джунгли. Оно застало царя сидящим в медитации прямо на земле под деревом. Женщина в это время пошла за водой. Было отчётливо видно, как она скользит по глади озера, стоя на листе лотоса, и не тонет. Посланные были так поражены, что не стали беспокоить их и вернулись рассказать об увиденном. Жители Магадхи твёрдо решили послать йогу приглашение вновь взойти на престол.

Царь и его подруга появились в городе верхом на молодых тиграх, вместо кнута держа в руках ядовитых змей. Изумлённые горожане вышли к ним навстречу и сказали:

— Если вы станете править нами, поистине всё будет благополучно. Не вернётесь ли вы на ваш трон?

— Я — низкой касты, как я могу сделать это? — спросил царь. — Хорошая или плохая каста, это ведь важно для вас сейчас, только после смерти это становится безразлично. Сожгите нас, и когда мы вновь родимся из огня, я сделаю, как вы просите.

И горожане сожгли царя и женщину на огне сандалового дерева, и огонь этот горел семь дней. Иногда людям удавалось угадать в пламени очертания пары, превратившейся в Хеваджру и его подругу, в сияющих как роса самовозникших телах. Увидев это, люди уверовали в учение Тантры, а царь стал известен как мастер Домбипа — «выходец из низкой касты Домби».

Домбипа объявил своим министрам и подданным:

— Если вы сможете жить, как я, то я согласен управлять вами. Если же нет, я не буду царём.

Все вокруг удивились и сказали:

— Как же мы можем быть такими, как вы?

Тогда царь произнёс:

— В этих владениях мало истины и счастья, и много дурного. Я буду править в области Дхармы.

И он «ушёл в ясный свет» на благо всех живых существ.