Сразу отмечу, что из двух основных направлений медитации — статическая и динамическая — Тёмной Стороне наиболее соответствует динамическая, т. е. медитация, не требующая выделения дополнительного времени и производимая во время любого занятия. Мог бы много сказать насчёт преимуществ этого направления, но предлагаю этот вопрос в качестве учебного задания: сравнить плюсы и минусы динамической и статической медитации и разобраться, почему ДМ — это больше ТСС, а СМ — ССС.
В качестве учебных материалов рекомендую, во-первых, все книги Ошо (Бхагван Шри Раджниша), особенно его «Оранжевую книгу», специально посвящённую медитациям, а также всё что касается дзен-медитаций традиции Риндзай. Как у тебя, кстати, дела насчёт Дзена, насколько ты сведущ в этих вопросах? Могу порекомендовать на этот счёт книги «Железная флейта», «Плоть и кости Дзен», «Дверь без двери», «Сутра Помоста», «Дзен» Дайсэцу Тайтаро Судзуки, а также материалы по самураям (прежде всего «Бусидо») и даосизму (прежде всего, если ещё не читал, Дао Дэ Цзин). Из художественной литературы интересно будет почитать о Японии в целом — «Путь Самурая», «Последний Зиндзя», «Сёгун» и т. д., а также «Бродяги Дхармы» Керуака.
По статической медитации материалов гораздо больше, и они гораздо более подробны, так что, если интересно, думаю, разберёшься с ними самостоятельно.
Итак, простейшие техники ДМ, на которые тебе не придётся выделять дополнительное время. Когда занимаешься в спокойных условиях каким-то хорошо знакомым тебе и достаточно монотонным занятием, не требующим большого внимания (мытьё посуды, низание бисера для феньки на леску, подметание пола, простые физические упражнения вроде отжимания или поднимания гантелей, еда) и не грозящим большими неприятностями (например, на начальном уровне не стоит практиковать ДМ, ведя машину или переходя дорогу, работая с опасными химическими веществами, бреясь опасной бритвой и т. д.), займись любой предмедитативной практикой: следи за дыханием, читай мантру (желательно минимально обременённую смыслом: не песню, не молитву, а «Ом мани падме хум», «Миэаоум» или любой другой произвольно выбранный набор звуков), считай «раз-два-три» или что-нибудь ещё. Если в голове появляются посторонние мысли, не старайся от них избавиться, позволяй им происходить в твоей голове, наблюдай за ними, не пытаясь вмешаться. Обрати внимание на дело, которое ты делаешь в это время: доведи физическое действие до автоматизма, при этом постарайся почувствовать это дело как самое важное для тебя в этот момент. Чувствуй части своего тела, прикосновение одежды и предметов, особое внимание уделяя тем движениям и прикосновениям, которые непосредственно связаны с твоим занятием. Например, на тактильные ощущения при прикосновении к тарелкам, на касающуюся твоих рук воду, на то, как на разных этапах работы меняются ощущения от прикосновения — к грязной тарелке, к чистой. Если ты хорошо умеешь чувствовать поток Ци, направь его в руки (если не умеешь, просто визуализируй поток либо из Сахасрары через Аджну, Вишуддху и Анахату через чакры рук в кончики пальцев и далее, вкладывая энергию в работу, либо из Муладхары или «чакры укоренения» вверх, опять же до Анахаты и в руки).
Примечание 1: Если работа делается не руками, поток направляется соответствующим образом сверху или снизу в действующие органы и части тела.
Примечание 2: Если, как в случае с работой руками, возможны несколько направлений Ци, экспериментируй с разными, чтобы почувствовать различия в ощущениях.
Возможные усложнения для этой техники на более продвинутых уровнях:
· работа в неспокойных условиях (например, когда рядом включено радио или когда ходят люди);
· работа более сложная или не очень хорошо знакомая;
· работа с определённым риском, хотя бы пораниться, испачкаться или повредить предметы, с которыми работаешь;
· вхождение в медитацию без предмедитативных техник;
· использование сложных мантр (текстов песен, сложного счёта вроде от 1 до 100 и обратно, молитв и т. д.) либо сложных дыхательных схем (например, чередование глубоких и неглубоких вдохов-выдохов);
· использование визуализаций;
· сложные траектории движения Ци; виды деятельности, где активно действуют разные органы и части тела (например, езда на велосипеде, боевые тренировочные комплексы).
На что следует обращать внимание:
· на все неприятные ощущения (если они возникают, значит, что-то делается не так);
· на изменение эффективности работы, если таковая может быть измерена (в идеале она должна повышаться: например, увеличиваться скорость печати на компьютере, улучшаться реакция в боевых искусствах и т. д.);
· на наличие или отсутствие посторонних мыслей, а также на продолжительность сохранения в голове одной и той же мысли (если замечаешь обдумывание одной проблемы в течение длительного времени — если только она не является целью медитации, — значит, медитация не особо удалась; если посторонние мысли не появляются совсем или не задерживаются, медитация проходит удачно).
Куай-Гон Джинн: Я упор делаю на медитацию, а то на меня такой депресс навалился по поводу расставания с девушкой… Когда чем-то не занимаюсь, то постоянно думаю о ней. Медитация как раз спасает. Применяю как просто расслабление, так и многократное повторение слов. Пока медитирую — хорошо, как заканчиваю — опять наваливается тоска.
Попробуй тогда такой метод. Медитируй не на что-то отвлечённое, а как раз на тоску, на депресс, на расставание с девушкой. Мысленно доводи ситуацию до предела и до абсурда. Представляй других людей — реальных и вымышленных — на своём месте и на месте девушки. Страдай в гипертрофированной форме. Мысленно совершай самоубийства всеми возможными и невозможными способами (особенно невозможными). Визуализируй чёрные дыры, бездонные пропасти, адское пламя и прочие ужасы. Вспоминай книги и фильмы с самым мрачным концом. Техника безопасности, кстати, такая: делай это упражнение в максимально комфортных условиях и максимально далеко от окна, колюще-режущих предметов и т. д., а также желательно — чтобы кто-то был дома, но в соседней комнате, и не тревожил тебя по пустякам, но готов был бы помочь, если потребуется помощь.
Другой способ. Поскольку ты говоришь, что во время медитации всё нормально, максимально долгое время практикуй динамическую медитацию. Нагружай себя физически (бег, отжимания, гантели, меч). В то время, когда это невозможно, читай интересные книги (разного содержания, но время от времени нужно разбавлять сборниками анекдотов, афоризмов и т. д.). Мой посуду, подметай пол. Изнуряй себя физически и духовно. Главное — ни секунды между пробуждением и сном не оставайся без дела, а также — постоянно отмечай в сознании каждое своё действие, чтобы они были не автоматичными, а осознанными. Постоянно имей в виду, что всё, что ты делаешь — это не просто суета и быт, а упражнение, медитация.
Можно также использовать упражнение вроде того, которое я описывал в теме «Астрал» — с острым предметом и «якорями», — только укол и «якорь» запускать тогда, когда появляются мысли о девушке. Не переусердствуй: имеются в виду мысли о данной конкретной девушке, а если точнее — о конкретных негативных переживаниях, связанных с нею. Все другие мысли о девушках только приветствуются 🙂
Другие статьи из Апокрифа:
- Академия Ситхов: Предисловие к выпуску
- Академия Ситхов: Техника безопасности
- Академия Ситхов: Две концепции Силы
- Академия Ситхов: Воля
- Академия Ситхов: Магический дневник
- Академия Ситхов: «Духовная пирамида»
- Академия Ситхов: О Потустороннем и Учителях
- Академия Ситхов: «Дозоры»
- Академия Ситхов: Невозможное
- Академия Ситхов: Анима / Анимус