Академия Ситхов: Невозможное

Невозможное — это один из Архетипов человеческого Коллективного Бессознательного. Комплекс значений, связанных с ним — нечто заведомо недостижимое, что, тем не менее, может быть достигнуто вопреки здравому смыслу, логике и опыту; нечто, недоступное тривиальному, профаническому сознанию, но открывающееся на некоем сакральное уровне; нечто иррациональное, бессмысленное, нелогичное, несущее, тем не менее, некий духовный смысл; заветная мечта, достижение которой столь трудно, что при логическом анализе кажется невозможным, но которая может быть достигнута после неких тяжёлых испытаний; недостижимая цель, само стремление к которой придаёт осмысленность жизни или позволяет достичь чего-то иного. Эти определения, естественно, слишком расплывчаты, на то оно и Невозможное, так что будет лучше, если я приведу тебе примеры Невозможного в разных символьных системах, просто перечнем:

В средневековой традиции — Грааль, Гроб Господень; у алхимиков — философский камень; в Ордене Золотой Зари и Ордене Восточных Тамплиеров — Великое Делание; у Муркока — Танелорн; у Толкиена — Валинор; в христианской традиции — Новый Иерусалим, Царство Божие; в буддизме — Просветление, Нирвана; у иудеев — Земля Обетованная; в «Матрице» — Зион; в «Звёздных Войнах» — Главная Тайна Тёмной Стороны (преодоление смерти); в «Чебурашке» — волшебник в голубом вертолёте, бесплатно показывающий кино :); в славянской колдовской традиции — цветок папоротника; в сказках — Тридесятое царство; в коммунистической традиции — коммунизм; у Слаповского — Зелёная Звезда; у Грина — «алый парус», Ассоль; у Гордона Диксона — Лалангамена; в «Сталкере» — «золотой шар»; у Ричарда Баха — Небеса и т. д.

Важный момент: Танелорн (Невозможное) у каждого свой, даже если используется одно и то же слово. Достижение Невозможного невозможно толпой, каждый дорастает до него сам. Ещё один важный момент: конкретное воплощение Невозможного зависит от уровня человека, его возжелавшего. Т. е., для кого-то это всего лишь высокая зарплата, семья, дети и т. д., для кого-то — полёт на Луну, Нирвана и т. д., но важно не столько конкретное воплощение, сколько сам факт желания чего-либо, находящегося за пределами твоего опыта как невыполнимое. И ещё: Невозможное достигается через Нелогичное. Т. е., оно недостижимо, если ты хоть немножечко не сумасшедший. Поэтому методы достижения Невозможного всегда (хоть в символической форме в сказках и легендах, хоть в мистических техниках) осуществляется с помощью различных методов, которые большинству кажутся нелепыми, глупыми, смешными, нелогичными, абсурдными. Но суть в том, что само существование Невозможного — абсурд (Невозможное невозможно по своему определению), а уж достижение Недостижимого Невозможного — и подавно, так что осуществляется оно исключительно абсурдными способами. Большими мастерами абсурда были, например, дзенские монахи (советую почитать что-нибудь на этот счёт, например, «Железную флейту»), суфии (почитай притчи про Насреддина или что-нибудь из Идрис Шаха).

Познание Невозможного тесно связано с выходом на уровень Наблюдателя, или Истинной Сущности (то, что обычно, в зависимости от конкретных Картин Мира, называется Душой, Сущностью Будды или собственно личностью в противовес Коллективному Бессознательному и прочему) и Великого Оно (так я называю в своей, вероятностной Картине Мира некую первооснову Мироздания, которые в других частных КМ носят название Бога, Абсолюта, Дао, законов природы, Вселенной, того же «истинного Я», скажем, в солипсизме и т. д.). Среди техник выхода на эти уровни, например, дзенские коаны (короткие истории-задачки, нахождение ответа к которым возможно только на глубоко интуитивном уровне, поскольку ответ этот по определению находится вне пределов логики), всё, что вводит в состояние транса через собственные силы (суфийский или шаманский танец, различные медитации, боевой транс и т. д.), а также различные специфические несложные приёмы. Мне, например, нравится такая техника: выбирается произвольное слово (скажем, «троллейбус» или «крокодил») и долгое время монотонно проговаривается вслух или про себя как мантра до тех пор, пока формальное значение слова не пропадёт. В таком случае ты, во-первых, имеешь возможность распробовать слово «на вкус», т. е., прочувствовать его собственные вибрации, не отягощённые смыслом, а во-вторых, тебе становится смешно от абсурдности совершаемого тобою действия.

Вообще, состояние абсурдности действий и бессмысленности слов — хорошие признаки того, что ты приближаешься на уровень Наблюдателя (словесный язык ему чужд). Для достижения того же эффекта мы с моей Ученицей ходили задом наперёд по рынку, с серьёзным видом обсуждая философские вопросы, или с женой во время дождя — под перевёрнутым зонтиком (в другой раз — держа вместо зонтика посох и делая вид, что он прикрывает от дождя). Что интересно, действия вроде хождения под перевёрнутым зонтиком могут служить ещё и ритуалом для прекращения дождя 🙂 И вообще, абсурдные действия и, как следствие, налаживание контакта с Невозможным, Истинной Сущностью и Великим Оно — хороший магический инструмент (если не говорил, магия — это искусство осуществления своей Воли, пусть даже на самом бытовом по целям и материальном по способам образом): Великое Оно абсурдно и непознаваемо по определению, так что, входя в состояние абсурда, ты гармонизируешься с Потоком, и Поток начинает двигаться туда, куда тебе нужно. Я не могу описать тебе все механизмы такой зависимости («Дао, которое может быть выражено словами, не есть истинное Дао»), но зависимость такая есть, особенно в том случае, если абсурд и Невозможное перестают быть для тебя всего лишь ритуалом и становятся частью твоей жизни.

Инок: На мой взгляд, здесь речь о счастье. Для перечисленных вами персонажей перечисленные вами события являются Счастьем. Получается, речь о поступке и свершениях на пути к этому поступку.

Пока ты будешь логически выверять, что такое Невозможное, Невозможное будет недостижимым для тебя. Невозможное неопределяемо по определению 🙂

Маленький пример. Есть «правда», «точные знания» и т. д., а есть Истина. Чтобы установить, является ли текст какой-то книги правдивым, точным, достоверным, я могу провести измерения, спросить специалистов, проверить описание логически и математически и т. д. Но чтобы определить Истинность книги, песни, фильма, у меня есть совершенно надёжный способ, не имеющий никакого отношения к логике, математике и фактам. Если я вижу / слышу / читаю что-то Истинное, у меня на глаза слегка начинают наворачиваться слёзы (именно не слезятся глаза, а чуть-чуть наворачиваются слёзы, хотя они могут даже не выйти за пределы глаза и даже вообще не быть заметными). Это для меня значит, что там есть Истина. Это Истина для меня абсолютна, хотя, разумеется, она совершенно не связана с правдивостью и достоверностью. Например, Истина обнаружена мною в фильме «Верный Руслан», в некоторых суфийских анекдотах и дзенских коанах, в сказках про муми-троллей, в песнях Высоцкого и Вени Д’ркина, в книгах Ричарда Баха и Кроули. И, разумеется, Истины не было обнаружено ни в Библии, ни в справочнике по физике (а вот в одном учебнике по физике элементарных частиц, когда речь шла о кварках — была). При этом я не могу ни описать какими-либо словами, а что же такое Истина, ни даже сказать, что было общего между описанием кварков и зимовкой в доме Муми-тролля.

Так же и с Невозможным. Достижение счастья, конечно, достаточно близко у достижению Невозможного (скажем так: Счастье — это одна из разновидностей Невозможного, но далеко не единственная), но Невозможное невозможно описать словами, его можно только достичь и прочувствовать, грокк.