Для начала — вступительное занятие на «смену точки сбора», если говорить терминологией Хакеров Сновидений, или, нашим семейным языком — на «сдвиг крыши на нужный угол».
- Одна старушка-поэтесса перед выступлением заявила, что «балуется рифмоплётством». Оказалось — простая графоманка. Плести рифмы — довольно сложное искусство, и к банальным рифмовкам оно имеет мало отношения. Рифмоплёт — это комплимент, а не ругательство.
Практическое задание: Среди знакомых тебе поэтов найди случаи рифмоплётства.
- Рифма — это далеко не только созвучие окончаний в поэтических строчках. Я уже не говорю о том, что рифмовать можно конец одной строчки с началом другой, начала или середины двух строчек, соседние слова в одной строчке и т. д., — но рифмуется даже, например, картофельное пюре с котлетой. Традиционно считается, что солёные огурцы с молоком не рифмуются, но это зависит от личного мастерства.
Практическое задание: Возьми десять ближайших к тебе предметов и срифмуй их. Не слова, а предметы!!!
- Любое слово рифмуется с любым (пока что оставим в сторону тему, что любой предметрифмуется с любым). Палка-селёдка — тоже рифма (разноударная). Воробей-скафандр — тоже рифма (бедная диссонансная разноударная). Зверь-птица — тоже рифма (смысловая). Носок-лимонад рифмуется через «сок».
Практическое задание: Возьми пять пар слов, произвольно выбранных из словаря, и докажи, что они рифмуются.
- Не всякое рифмованное произведение есть поэзия. Не всякая поэзия является рифмованной.
Практическое задание: Приведи примеры рифмованных произведений, не являющихся поэзией, и нерифмованных — являющихся.
- Стихотворение можно считать Поэзией только в том случае, если там есть что-то новое(Внимание! Это признак важный, но не единственный. Так что можешь не пытаться отвечать на предыдущий вопрос, используя этот признак). Новая мысль, новое слово, новое выражение, новая рифма, новый способ построения фраз. «Чёрный квадрат» Малевича — Поэзия. Если чёрный квадрат нарисуешь ты — поэзией это уже не будет.
Практическое задание: Просмотри свои стихи и посчитай, как много в каждом из них нового.
- Три занятия по стихосложению входили в курс занятий по Магии для одной из групп моих Учениц.
Пока достаточно. У меня есть отдельный курс лекций, где отставлено в сторону философствование и крышесдвигание и речь идёт о той поэзии, которая напрямую касается стихосложения и рифмоплётства (последние два термина, кстати, тоже далеко не синонимы; можешь обдумать, чем же стихосложение отличается от рифмоплётства). От более общих приёмов к более частным, а потом перейдём от технических к смысловым и другим вопросам. Схема примерно такая:
- Визуальное оформление стиха (цветопись, деление на строфы, шрифтовые выделения, центровка и т. д.).
- Заголовки.
- Размер и ритм.
- Рифма (в относительно традиционном понимании, т. е. — рифма как связующее звено при стихосложении).
- Комбинаторика: поверхностные формы (акростих, мезостих, тавтограмма, аллитерация и т. д.).
- Комбинаторика: глубокие формы (анаграмма, гетерограмма, палиндром и т. д.).
- Смысл, сюжет, идея и т. д.
- Некоторые конкретные жесткие формы стихосложения (хокку, танка, рубаи, сонеты и т. д.).
- Вопросы грамотности, благозвучия и построения фраз.
- Литературный перевод стихов.
По всем темам — обязательное написание этюдов (этюд — это тренировочное стихотворение, в котором не учитываются никакие другие признаки, кроме заданного; например, абсолютно бессмысленное стихотворение, написанное гекзаметром). А дальше уже настоящая практика: ты пишешь стихи, мы их разбираем по косточкам, ты доводишь их до технического совершенства.
Кстати, схема (и вообще этот курс) проверенная: один человек, прослушавший эти занятия, со следующего же дня с полного нуля стал писать вполне себе грамотные стихи, у двух других резко вырос уровень стихосложения.
Ориллион: Как, обучаясь стихосложению, при этом не потерять стиль?
Чтобы можно было потерять стиль, он сначала должен быть. Так что ты будешь вырабатывать собственный стиль.
Кстати, ещё к вопросу о стихах. У меня появилась идейка (для всех Учеников, занимающихся поэзией). В моей системе обучения — 4 ступени:
I. Кандидат;
II. Ученик 1-й ступени;
III. Ученик 2-й ступени;
IV. Адепт;
V. Мастер (находится уже за пределами моего обучения).
Для перехода на ступень II достаточно только активно проявлять стремление к обучению — так что ты, Самурай и Инок (хотя он куда-то запропастился: обиделся, что ли? :)) уже на ней. А вот для перехода на III существуют определённые зачётные задания — есть для всех, а есть уже индивидуалистичные, в зависимости от того, кто чем занимается. Я пока что ещё не все из нужных зачётов «переложил» под интернет-обучение, но кое-какие наработки уже есть, так что, думаю, к тому времени, когда кто-нибудь из вас будет готов претендовать на этот уровень, программу я уже составлю. Во всяком случае, в обязательном порядке будет требоваться:
- уметь чётко формулировать, чего вы хотите от жизни и от обучения и чему именно вы у меня уже научились полезному для себя;
- заниматься чем-нибудь по части «общественной деятельности» — готовить учебные материалы, собирать информацию и т. д.;
- уметь направлять ци — это я ещё не придумал, как контролировать по Инету;
- уметь переходить на «парадоксальное мышление» — что это такое, объяснять пока не буду.
Пока же, в связи со стихами, одно из заданий на уровень III — написать стихотворное посвящение мне. Можете рассматривать это как проявление моего больного эго, но имейте в виду, что всякие приторные проявления лести, хвалебные оды и прочая фигня в том же духе будет отметаться с порога. Равно как и вещи, написанные «от противного», то есть откровенные наезды; технически неграмотные вещи; вещи, полные банальных рифм и образов; вещи, не несущие в себе вашего индивидуального постижения; вещи не «цепляющие» и много чего ещё. Так что если кто из вас сможет а) в должной степени овладеть техническим мастерством рифмоплётства, б) понять, чего именно мне будет не противно читать (а для этого нужно ой как хорошо понимать и меня, и то, чему я учу), то у вас есть шанс сдать экзамен чуть проще, чем у остальных.
Ориллион: Ну, надеюсь, для стихотворения на «зачёт» не придётся от моих недоделанных полуклассицизма и экзистенциализма переходить к сюрреализму и экспериментальным рифмам? 🙂
Совсем не обязательно, можно и в них написать достойную вещь. А можно и авангард написать такой, что мне тошно станет.
Верел: Насчёт стихов: хокку я пишу давно. Сейчас осваиваю китайскую поэзию и рубаи. Русские аналоги у меня обычно выходили плохо. Посмотри, что в них лишнего, чего недостаёт?
В общем, минусы те же, что и у большинства пишущих неформалов. Ритм пляшет, рифма — то банальная, то просто слабая, мало ярких образов, депрессивность. Плюсы — разнообразие тем, «есть что сказать». Если займёшься техникой, шанс писать красиво и грамотно есть. Впрочем, он есть почти у каждого, всё зависит от тренировок.
Говорить о конкретных ляпах будет иметь смысл после того, как ты разберёшься с технической основой. Если хочешь, могу дать некоторые советы по поводу того, как именно с ними разбираться (прежде всего они сводятся к следующему: поэзия — это не только вдохновение, но и сложная работа; и, на правах коана: Один человек посмел выступить с разгромной критикой молодых авторов на одном литературном форуме. Ему сказали: «Как вы можете так относиться к Стихам, которые были написаны Душой и Сердцем?» (оба слова с заглавных букв). На что он ответил: «Если бы эти Стихи были написаны Руками и Головой, поводов для критики было бы гораздо меньше»). В общем, к чему я. Если ты хочешь просто выписывать то, что у тебя «наболело» на Душе и Сердце, то этот процесс полезный, но к искусству отношения не имеет, а, скорее, сродни дефекации. В этом нет ничего зазорного, это всем бывает нужно, но выставлять напоказ не следует, а интересоваться чужим мнением не стоит. А если ты хочешь заниматься поэзией как видом искусства, то имей в виду, что работать придётся не меньше, чем человеку, занимающемуся скрипкой или ушу. Стать поэтом может каждый, но не каждый готов для этого трудиться. Хочешь работать — помогу. Хочешь, чтобы всё получалось само собой — помогу тоже, но работать придётся ещё больше. Считаешь, что оно и так будет получаться само собой — успехов. Считаешь, что для этого не нужно работать — не буду тратить на это своё время и я.
Верел: Да, ещё спасибо за твои стихи. Особенно за цикл «Голгофа». Развиваюсь как поэт. Есть вопрос: ты сначала пишешь, а потом подгоняешь под определённый способ стихосложения (ямб, хорей, дактиль…)?
Названия этих стилей я заучил-таки довольно недавно, раньше «не мог ямба от хорея и т. д.», зато чутьё и чувство слова нарабатывал всю сознательную жизнь. Так что пишу как чувствую, просто чувствую обычно хорошо («Я не помню ямба и хорея: // я поэт, должно быть, небольшой. // Я от этой тусклости — херею, // и пишу, как чувствую душой»). Другое дело, что первые стихи я по слогам выверял, чтобы в рифмующихся строчках точное количество слогов было, чтобы ударные позиции совпадали и т. д. Поэтому всем, кто хочет учиться писать стихи, всегда рекомендую начинать с этюдов: например, написать поочерёдно ямб, хорей, дактиль и т. д. с заданным количеством стоп, а смысл рояля не играет. Потом — сложнее: анаграмма, акростих, палиндром… Потом — сочетание приёмов, и т. д.
Но если природного чувства нет, придётся работать больше. Сначала пишешь как пишется, потом вылавливаешь технические лажи, потом чистишь, редактируешь, меняешь, переписываешь.
Самурай: Что думаешь насчёт моих стихов? В какую сторону работать?
Пока у тебя не выработался стиль, тебе желательно писать во все стороны, экспериментировать и искать своё. Попробуй хокку-танка-сэдоку. Попробуй одно-дву-четырёхстишия. Попробуй песенные тексты. Попробуй фолк. Попробуй комбинаторику (анаграммы, палиндромы и т. д.). Попробуй европейские формальные жанры (сонеты, секстины и т. д.). Попробуй частушки и пародии. Попробуй эссе, ритмическую прозу, белый стих, стихотворения в прозе, верлибр. «Пробуй всё, держись лучшего». Нарабатывай технику, ищи образы, лови интересные рифмы, образы, словосочетания, эпитеты (иногда их можно услышать в трамвае или на рынке, так что будь внимателен). Читай хороших поэтов (лично я, например, могу порекомендовать следующих: Высоцкий, Вознесенский, Хлебников, Ахмадуллина, Ревякин, Башлачёв, Маяковский, Есенин, Кинчев, М. Пушкина, Губерман, Вишневский, Элиас Отис :):):)). Читай литературоведческие словари. Читай словари рифм, чтобы знать, какие рифмы не следует использовать. Главное — не бойся экспериментировать.
Но для начала всё-таки попробуй писать строго правильно. Т. е. — в одном из двух двусложных или одном из трёх трёхсложных размеров (ты их различаешь?), чтобы количество слогов и порядок сильных и слабых слогов в рифмующихся строках совпадал один к одному. Освоишь этот минимум — можешь писать хоть вообще без размера, хоть с ямба на амфибрахий через строчку скакать. С рифмой у тебя технически, вроде, более-менее (я имею в виду самые простые и употребительные формы рифмы), но почитай текстик по рифмам, который я тебе присылал, и постарайся избегать банальных рифм (в т. ч. глагольных).
Самурай: Ибо я хочу писать, не обязательно только стихи, вообще писать… Но если писать, тем более стихи — нужно делать это хорошо.
Всё нужно не делать или делать хорошо. Золотое правило писателя — «Можешь не писать — не пиши». Во-первых, тебе должно быть что сказать, во-вторых, у тебя должен быть арсенал технических приёмов самого разного калибра, в-третьих, ты должен писать с душой (вкладывать ци). Другими правилами стихосложения можно пренебречь.
Самурай: Так… Ну хорошо, насчёт ямбов вроде бы понял. Пробовать тренироваться писать по этим формам? Но только о чём тогда? Я ж не просто так пишу, а когда есть какие-то чувства, или образ который хочется выразить стихом.
О чём — в данном случае рояля не играет. Это как этюды для художника или музыканта или ката в каратэ, чисто тренировочные комплексы. Пишешь любую хрень (хоть «чебурашку-какашку» :)), главное — чтобы в выбранном размере. Сначала будешь подсчитывать каждый слог («не знаю правил — не следую правилам»), потом само будет автоматически писаться в нужном размере («знаю правила — следую правилам»), потом будешь произвольно отходить от размеров, но так, что это не испортит стихотворения («знаю правила — не следую правилам»), а потом уже ты сам себе правило (разумеется, не завтра :)). То же самое можешь делать, например, с разными видами рифмы, с разными приёмами комбинаторики (акростих, тавтограмма, палиндром и т. д.), с формальными европейскими способами стихосложения вроде сонета и с любыми другими составляющими технического арсенала поэта.
Кстати, всё это в равной степени относится не только к поэзии. Хоть к кулинарии, хоть к БИ, хоть к Магии…
Другие статьи из Апокрифа:
- Академия Ситхов: Предисловие к выпуску
- Академия Ситхов: Техника безопасности
- Академия Ситхов: Две концепции Силы
- Академия Ситхов: Воля
- Академия Ситхов: Магический дневник
- Академия Ситхов: «Духовная пирамида»
- Академия Ситхов: О Потустороннем и Учителях
- Академия Ситхов: «Дозоры»
- Академия Ситхов: Невозможное
- Академия Ситхов: Анима / Анимус