Прежде всего, позволю себе возразить всевозможным гуру, заявляющим, что логика — враг. У человека два полушария головного мозга, которые равны по размеру, так что он в равной степени приспособлен изначально и для логики, и для интуиции. Фильтры… Тут трудно сказать однозначно, по идее, логика и интуиция тебе это должны подсказать 🙂 Вообще как бы основной способ восприятия мира должен быть на «остановке мысли», т. е. — медитативный, а если нужно разобраться в деталях, должно включаться левое полушарие. Примерно как когда смотришь на картину: сначала охватываешь её в целом и получаешь удовольствие или неудовольствие от её созерцания, потом, если какие-то детали обращают на себя твой взор, более пристально рассматриваешь их. Природа правополушарного мышления / восприятия в том, что правое полушарие хватает ситуацию в целом, но не понимает деталей. Левое, наоборот, очень хорошо видит детали и даже может придумать логическую взаимосвязь для них, но ухватить ситуацию в целом оно не в состоянии по своей природе.
Вспоминается одна суфийская притча. У одного человека был сын, который ни в одном деле не мог достичь успеха, потому что был, честно говоря, туповат. Наконец, отец отдал сына в ученики гадальщику, надеясь, что хотя бы это дело (к гаданию он относился довольно презрительно, но знал, что на этом много заработать) ему подойдёт. Через год он встретился с гадальщиком-учителем и поинтересовался успехами сына.
— У него прекрасные способности к нашему искусству, — сказал учитель, — но ему никогда не стать хорошим гадальщиком…
— Почему? — удивился такому ответу отец.
— Зажмите что-нибудь в кулаке и спросите сына, что он там видит, — посоветовал учитель.
Встретившись с сыном, отец зажал в руке перстень и спросил у сына, что он видит.
— Это круглый предмет, — сразу ответил сын, — сделанный из твёрдого материала, добытого в горах. Внутри предмета — дырка, тоже круглая.
И когда отец уже порадовался необычным способностям своего сына, сын продолжил:
— Это — мельничный жёрнов!
Так отец понял, что учитель прав и его сын никогда не станет хорошим гадальщиком.
Это — иллюстрация работы левого полушария: оно прекрасно видит все детали и может связать их в единую систему, но эта система будет всегда умозрительной и потому — только теорией.
К сожалению, у суфиев нет притчи о другой стороне дела: о том, что правое полушарие не поможет, например, спроектировать новый двигатель, вычислить площадь поля под посев или, скажем, перевести стихотворение с английского на русский.
В общем, ещё раз, схема такая: ты смотришь на явление или предмет, «вникаешь» в него, «остановив мир», а потом те детали, которые остались за пределами твоего восприятия или просто привлекли твоё более пристальное внимание, ты прогоняешь через левополушарное мышление, логически анализируешь, делаешь выводы и т. д.
Кстати, есть (мною разработанный, проверенный мною лично, а также моим Учеником Карачи) хороший способ, позволяющий гармонизировать правое и левое полушарие. Я разработал его году в 98-м, когда слишком «ушёл» в левополушарность. Возможно, ты знаешь это как тест на преобладающее мышление, а я приспособил его для практических нужд. Там есть 5 элементов:
- Аплодируешь и смотришь, какая рука у тебя наверху.
- Кладёшь ногу на ногу и тоже смотришь, какая наверху.
- Скрещиваешь руки на груди и смотришь, какая вверху.
- Сцепляешь руки в «замок» и смотришь, большой палец какой руки наверху.
- «Прицеливаешься» на какой-нибудь удалённый предмет, поставив между ним и глазами указательный палец. Потом прикрываешь поочерёдно сначала только левый глаз, потом только правый, и смотришь, при закрытии которого «цель» смещается.
Теоретически считается, что это — тест на преобладающее полушарие (каждый ответ Л или П прибавляет очки тому или другому). Но ещё это и очень хорошая практическая методика. Пройди этот тест… и намеренно делай всё наоборот. Т. е., если, например, на вопрос 2 естественным для тебя является ответ П («правый»), когда у тебя возникает желание положить ногу на ногу, осознавай это действие и клади наверх не правую, а левую ногу. То же самое и с другими пунктами. Сложнее всего добиться смещения в пункте 5, и сначала я думал, что это невозможно в принципе, но послал Карачи все пять пунктов. Он смог добиться результата и по пятому пункту, заметив, что это самое трудное, но и самое эффективное. После этого попробовал и я, и у меня это тоже получилось. Для чего это делается? Если эти жесты являются показателем работы полушария, то, тренируясь делать эти жесты наоборот, мы «за хвост» вытягиваем и развитие противоположного полушария. В результате не теряется и прошлая реакция, но и приобретается новая, т. е. полушария приближаются друг к другу по уровню развитости.
Ещё можно равно развивать обе руки. Даже если ты правша, учись работать и левой рукой: хотя бы — держать в ней столовые приборы, оружие и пишущие принадлежности. Можно устраивать себе «день левой руки», то есть в течение одного дня с утра до вечера пользоваться исключительно одной рукой (можно помогать себе ртом, подбородком, ногами — чем угодно ещё, но не второй рукой), как будто второй у тебя просто нет (одеваться, мыть посуду, писать, есть). Это тоже помогает сбалансировать развитие обоих полушарий и, следовательно, повысить вероятность того, чтобы они правильно реагировали на информацию, анализируя то, что нужно анализировать, и «вникая» в то, во что нужно «вникать».
Ориллион: У Кастанеды тоже есть такое понятие — «остановить мир». Остановить своё обычное восприятие, дать своему телу поверить в то, что знает разум…
Знаю одну кастанедовскую технику: выходишь в лес, закрываешь глаза, закладываешь руки за спину и бежишь туда, куда несут ноги. Если вошёл в нужное состояние — ни во что не врежешься. Если нет…
Как-то раз я переходил оживлённый проспект в час пик с закрытыми глазами.
Другие статьи из Апокрифа:
- Академия Ситхов: Предисловие к выпуску
- Академия Ситхов: Техника безопасности
- Академия Ситхов: Две концепции Силы
- Академия Ситхов: Воля
- Академия Ситхов: Магический дневник
- Академия Ситхов: «Духовная пирамида»
- Академия Ситхов: О Потустороннем и Учителях
- Академия Ситхов: «Дозоры»
- Академия Ситхов: Невозможное
- Академия Ситхов: Анима / Анимус