Имя: Харгрейв Дженнингс.
Историчность: Исторический персонаж.
Даты жизни: 1817-1890.
Деятельность: Оккультист, историк.
Почитание: Святой Ecclesia Gnostica Catholica, член «учредительной ассамблеи» Ordo Templi Orientis. Почитался как предтеча и ряда других оккультных обществ XIX-XX вв.
Харгрейв Дженнингс был одним из главных действующих лиц волны оккультного возрождения, которая поднялась в Европе и Америке в середине XIX столетия. Значимость его как историка определяется влиятельностью основной идеи его трудов, которая сыграла важную роль в формировании Ordo Templi Orientis. Следует также отметить, что, как глава Ордена Розы, Дженнингс посвятил Паскаля Беверли Рэндольфа в таинства розенкрейцеров (в 1861 году), а также был наставником Питера Дэвидсона (1842-1916), Прямого Главы Герметического Братства Света.
Перу Дженнингса принадлежит множество работ на «розенкрейцерские» и более общие исторические и социально-политические темы. Главный его труд, «Розенкрейцеры, их обряды и таинства», в своё время удостоился похвалы от сэра Эдварда Бульвера-Литтона, а позднее оказал значительное влияние на Алистера Кроули. Однако помпезный стиль этого автора, типичный для середины викторианской эпохи, и столь же типично викторианский иносказательный подход к целому ряду предметов, фактически не подлежавших упоминанию в печати в его время, существенно сузили круг читателей его основных работ и серьёзно затруднили оставшимся понимание его рассуждений.
Оккультное движение XIX века следует рассматривать, прежде всего, с точки зрения взаимосвязей и отношений, бытовавших внутри довольно немногочисленного и замкнутого круга энтузиастов, большинство из которых принадлежало к узким группам единомышленников и обращались к аудитории весьма скромных размеров. Дженнингс не был исключением, что, однако, ни в коей мере не преуменьшает его влиятельности. Среди тех, кто сотрудничал с ним или просто читал его книги достаточно вдумчиво, он обрёл немало восприимчивых последователей. Эти блестящие молодые оккультисты понимали, к чему он клонит, и были готовы принять его идеи. Те же, кто понял и принял теории Дженнингса в его дни (в том числе Рэндольф и Дэвидсон), возглавили общества, которые по праву следует признать прямыми предшественниками О.Т.О.
Дженнингс жил в эпоху Диккенса, во времена, когда в Британии начали набирать силу движения за общественные реформы, и его интересы отнюдь не ограничивались областью оккультного. Однако, несмотря на всё их разнообразие, Дженнингс снова и снова возвращался к теме фаллицизма и сексуальности как общей основы всевозможных духовных учений. Дженнингс, Эмма Бриттен и некоторые другие писатели и организаторы того периода подготовили почву для гнозиса сексуальной магии — течения, с которым мы привыкли связывать другие, более поздние имена: П. Б. Рэндольфа, Питера Дэвидсона, Макса Теона и Теодора Ройсса. Однако Рэндольф именует Дженнингса «Великим Мастером нашего Ордена», а Дэвидсон в своих «Символических заметках о Первой степени» обильно заимствует отрывки из работ Дженнингса и Бриттен.
С точки зрения Дженнингса, древнейшим объектом религиозного поклонения в макрокосме был огонь (Солнце), а в микрокосме — фаллос (и ктеис). Несомненно, Дженнингс испытал значительное влияние антропологических теорий Джеральда Мэсси, основанных на произвольных лингвистических ассоциациях и впоследствии вытесненных концепциями Фрэзера. Кроме того, он был поборником давно устаревших представлений о непрерывной масонской традиции, восходящей к глубокой древности. Но, несмотря на эти заблуждения, автору «Розенкрейцеров» удалось сформулировать один из важнейших принципов, оказавших влияние на философию Нового Эона, — идею исключительной символической значимости Солнца в макрокосме и Фаллоса в микрокосме.