Розенкрейцеры, мартинисты и «внутренние христиане» в России конца XVIII — первой половины XIX вв. Исследования биографий И. Линдля и И. Е. Госснера XIX-XXI вв.

В ходе исследования биографий И.Линдля и И.Е.Госснера было выявлено, что интерес ученых к их персоналиям не одинаков. После возращения из России судьбы И.Линдля и И.Госснера сложились различно. Хотя оба и перешли в лютеранство, но И.Линдль не удовлетворился общепринятой практикой и в 1841 году основал Назарейскую секту, а в 1843 году был лишен права проповедовать на территории Германии. До конца XIX века в России в колонии Сарата продолжали жить последователи И.Линдля. С этой точки зрения И.Линдль и интересовал исследователей. Его имя фигурировало в трудах, посвященных религиозной эмиграции из Германских княжеств в Россию.

И.Госснер в Германии так же собрал вокруг себя общину. Он продолжал проповедовать и писал религиозные труды. Другим направлением деятельности И.Госснера было миссионерство и благотворительность. Миссия, созданная И.Госснером, существует до сегодняшнего дня. Ее сотрудники предприняли много усилий, чтобы сохранить память о своем основателе. Книги И.Е.Госснера многократно переиздавались и выходят в свет и в XXI веке. Сочинения И.Линдля были забыты, и монографий, посвященных его биографии, не существует.

Выявленный список переиздания основных трудов И.Е.Госснера убедительно показал, что его личность до сих пор популярна в Германии:

 

  • Das Herz des Menschen. 1996. 672 S. (кроме того издания: 1815, 1822, 1823, 1842, 1856, 1880, 1917, 1932, 1940, 1942, 1948, 1955, 1987, 1991).
  • Geist des Lebens u der Lehre Jesu Christi 1815, 1823 (судьба этого произведения сложилась иначе: книга стала причиной высылки И.Госснера из России, в отличие от остальных произведений, в ней содержалась критика официальных церквей)
  • Das Schatzkästchen enthaltend biblische Betrachtungen auf alle Tage im Jahre zur Beförderung häuslicher Andacht und Gottseligkeit. Bielefeld : Missionsverl. der Evang.-Luth. Gebetsgemeinschaften, 2001. 572 S. (1825, 1830, 1832, 1856, 1860, 1873, 1916, 1929, 1934, 1936, 1993, 1998).
  • Goldkörner. Liebenzeller Mission, 1992. 217 S. (1825, 1925, 1977, 1982, 1985, 1998).
  • Martin Boos, der Prediger der Gerechtigkeit. 1934. 789 S. (1826, 1848, 1853, 1929; 1927, 1931).

 

 

Из этих произведений И.Госснера лишь «Das Herz des Menschen» под названием «Зеркало внутреннего человека» (без указания автора) трижды издавалось на русском языке в С.-Петербурге в 1819, 1821 и 1822 годах. Сочинений И.Госснера на немецком языке в российских библиотеках обнаружить не удалось.

Работа с электронными каталогами позволила расширить библиографию исследуемой проблемы:

 

1)         Bethmann-Hollweg, V. Johannes Gossner: am 30. März b. J. zu seines Herrn Freude eingegangen. Berlin: Verlag von Wiegandt und Grieben, 1858.

2)         Biegler J. Leben heiliger Seelen: nach Tersteegen und Gossner Kindern Gottes. Basel: Verlag von C.F. Spittler, 1887.

3)         Dalton H. Johannes Gossner ein Lebensbild aus der Kirche des neunzehnten Jahrhunderts. Friedenau-Berlin: Buchhandlung des Gossnerschen Mission, 1878.

4)         Förtsch K. Die Gossnersche mission. Berlin-Friedenau: Verlag der Buchhandlung der Gossnerschen Mission, 1920.

5)         Hermann A. Gossner J.E. Vom kath. Priester z. ev. Zeugen, 1926

6)         Holsten W. Johannes Evangelista Gossner; Glaube und Gemeinde. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1949.

7)         Johannes Gossner: Der Prediger des Evangeliums ; 50 Bilder. Berlin O 27, Alexanderstr. 45: Missionsfilm-Genossenschaft, 1937.

8)         Lokies H. Johannes Gossner: Werk und Botschaft. Menschen, die den Ruf vernommen, Bd. 10. Giessen: Brunnen-Verlag, 1936.

9)         Lokies H. Johannes Gossner: ein Bekenner und Diener Jesu Christi. Zeugen des gegenwärtigen Gottes, Bd. 101/102. Giessen: Brunnen, 1956.

10)     Lokies H. Johannes Evangelista Gossner: mit einer unbekannten Selbstbiographie. Berlin-Friedenau: Gossnersche Missionsgesellschaft, 1958.

11)     Philipp F. Ad fontes: Johannes Evangelista Gossner: Leben und Lebenswerk. Stuttgart: J.F. Steinkopf, 1964.

12)     Prochnow, J.D. Pastor Gossner: His Life, Labours, and Persecutions. London: Morgan and Chase, 1862.

13)     Prochnow J.D. Johannes Gossner biographie aus Tagebüchern und briefen. Berlin, 1874.

14)     Roeber K. Johannes Evangelista Gossner und Albert Ludwig Carl Büchsel: «Missionsväter und Kirchenväter» im Berlin des 19. Jahrhunderts. Berliner Beiträge zur Missionsgeschichte, H. 9. Berlin: Wichern-Verl, 2005.

15)     Roth A. Johannes Gossner, e. Flüchtling u. Bote d. Evangeliums. Bannerträger des Königreichs Jesu Christi, Bd. 1. Neumünster: Christophorus-Verlag, 1929.

16)     Sauer C. Fremdling und Bürger: Lebensbild des Johannes Evangelista Gossner. Berlin: Evangelische Verlagsanstalt, 1966.

17)     Saue C. Johannes E. Gossner: ein Leben für die Wahrheit. Hänssler-Biographie. Neuhausen-Stuttgart: Hänssler, 1995.

18)     Staehelin E. Johannes Gossners Aufenhalt in Basel: die an einem katholischen Priester vollzogene, aber von ihm nicht verwirklichte Aufnahme in die reformierte Kirche. [Basel: Friedrich Reinhardt], 1969.

19)     Wiersholm R. Guds sigøyner, Johannes Gossner. [Oslo]: Lutherstiftlesens forlag, 1950.

20)     Zernick F.K. [Johannes Evangelista] Gossner. [Berlin-Friedenau]: [Buchh. d. Gossner’schen Mission], 1929.

 

К сожалению, даже в Германии большая часть данных исследований является библиографической редкостью и встречается далеко не во всех библиотеках. Наибольшее количество искомых монографий обнаружены в центральной библиотеке Берлина Staatsbibliothek (Berlin, der Linden 8). Во время работы в библиотеке удалось познакомиться со следующими книгами:

 

1)         Bethmann-Hollweg V. Johannes Gossner: am 30. März b. J. zu seines Herrn Freude eingegangen. Berlin, 1858.

2)        Dalton H. Johannes Gossner ein Lebensbild aus der Kirche des neunzehnten Jahrhunderts. Friedenau-Berlin, 1878.

3)        Hermann A. Gossner J.E. Vom kath. Priester z. ev. Zeugen, 1926.

4)        Lokies H. Johannes Evangelista Gossner: mit einer unbekannten Selbstbiographie. Berlin-Friedenau, 1958.

5)        Philipp F.H. Ad fontes: Johannes Evangelista Gossner: Leben und Lebenswerk. Stuttgart, 1964.

6)        Prochnow J.D. Johannes Gossner biographie aus Tagebüchern und briefen. Berlin, 1874.

7)        Roeber K. Johannes Evangelista Gossner und Albert Ludwig Carl Büchsel: «Missionsväter und Kirchenväter» im Berlin des 19. Jahrhunderts. Berliner Beiträge zur Missionsgeschichte, H. 9. Berlin: Wichern-Verl, 2005.

8)        Sauer C. Fremdling und Bürger: Lebensbild des Johannes Evangelista Gossner. Berlin, 1966.

9)        Sauer C. Johannes E. Gossner: ein Leben für die Wahrheit. Hänssler-Biographie. Neuhausen-Stuttgart, 1995.

 

Первое исследование жизни и деятельности И.Госснера вышло уже в год смерти пастора (Bethmann-Hollweg, V. Johannes Gossner. Berlin, 1858). Книга В.Бефманна-Холлвига не носила строго научного характера и была небольшого объема. Автор поставил себе задачу проследить биографию И.Госснера, не вникая в отдельные детали. В работе широко цитировались воспоминания лиц, лично знавших И.Госснера, а так же личная переписка пастора. Для своего времени научная ценность работы была достаточно серьезной. Именно из нее черпал сведения единственный исследователь деятельности И.Госснера в дореволюционной России — А.Н.Пыпин[1].

 

Следующая по времени монография (Н.Dalton Johannes Gossner ein Lebensbild aus der Kirche desneunzehnten Jahrhunderts. Friedenau-Berlin, 1876) до сих пор остается крупным исследованием биографии И.Госснера и сохраняет свою актуальность. Материалы, опубликованные Г.Далтоном, использовались всеми последующими биографами И.Госснера. Обращали внимания на произведения Г.Далтона и современные российские исследователи[2]. Герман Далтон с 1858 по 1882 год служил пастором реформатской общины в С.-Петербурге. Здесь он собирал материал для своих будущих книг. Наиболее серьезные его исследования были посвящены реформистской и лютеранской церквам в России: (Nathanael, Vorträge über das Christenthum(1861; 3 изд. 1886); Geschichte der reform. Kirche in Russland (Гота, 1865); Das Gebet des Herrn in den Sprachen Russlands (1870); Reisebilder aus Griechenland und Kleinasien, Randzeichnungen zu einigen Stellen des Neuen Testaments (1884); Verfassungsgeschichte der evang.-luth. Kirche in Russland (Гота, 1887); Urkundenbuch der evang.-reform. Kirche in Russland (Гота, 1888); Die russische Kirche (1891). В русле этих трудов появилось и исследование биографии И.Госснера. Книга переиздавалась в 1878 и 1889 годах.

Монография была основана на широком круге источников и литературы (список занял три страницы). Были использованы российские журналы «Русский архив» и «Вестник Европы», а также изданные в Берлине «Записки» адмирала А.С.Шишкова (принимавшего самое активное участие в «Деле Госснера»). Книга снабжена историографией вопроса и примечаниями. Отдельная глава в труде Г.Далтона была посвящена пребыванию И.Госснера в С.-Петербурге с 1820 по 1824 год. Давался широкий обзор деятельности И.Линдля в С.-Петербурге и на Юге России. Наиболее ценную часть труда представляли документальные материалы, опубликованные автором. Г.Далтон имел доступ к оригиналам писем И.Линдля и И.Госснера и широко цитировал их. Находясь в С.-Петербурге, Г.Далтон собирал свидетельства деятельности пасторов и так же использовал их в своем труде. Книга Г.Далтона может служить источником для изучения биографий И.Линдля и И.Госснера. В других отношениях труд Г.Далтона очень пристрастен. Он рассматривал деятельность И.Госснера только с лютеранских позиций. Отсекалось все, что может бросить тень на деятельность заслуженного пастора. В труде Г.Далтона был дан обзор деятельности сторонников и противников И.Линдля и И.Госснера среди немецкой общины С.-Петербурга. Подобные материалы никогда не публиковались на русском языке.

В 1924 году была опубликована книга тайного советника лютеранской церкви Хермана (Hermann A.Gossner J.E. Berlin, 1926). В своем небольшом по объему исследовании автор шел по пути, проторенному Г.Далтоном. Некоторые места его труда почти дословно совпадали с монографией Г.Далтона. При этом в исследовании цитировались письма, которых не было в предыдущих книгах (Николовиусу, Боосу). Выводы Хермана не во всем совпадали с мнением его предшественников.

Исследования биографии И.Госснера современных авторов чаще всего носили публицистический характер. Книги Шарлоты Саэр (Fremdling und Bürger: Lebensbild des Johannes Evangelista Gossner. Berlin, 1966;Johannes E. Gossner: ein Leben für die Wahrheit. Hänssler-Biographie. Neuhausen-Stuttgart, 1995) очень близкимежду собой по содержанию. Это была художественная обработка биографии И.Госснера. В изложении автор опирался на уже опубликованные исследования. Ханс Лукас (Johannes Evangelista Gossner: mit einerunbekannten Selbstbiographie. Berlin-Friedenau, 1958) главной задачей своей работы ставил пропаганду идей, носителем которых являлся И.Госснер. При этом в трудах Шарлоты Саэр и Ханса Лукаса давалась подробная биография И.Госснера, обзор его пребывания в России и причины, по которым пастор был выслан из страны.

Биография И.Госснера вошла и в 14-ти томную Биографо-библиографическую церковную энциклопедию (Gossner Johannes Evangelista. Biographisch-Bibliographisches kirchenlexikon). Автором статьи был известный исследователь F.W.Bautz. К статье был приложен список трудов И.Госснера и библиография. Однако деятельности И.Госснера в России в этой объемной статье было посвящено несколько строк.

Последним по времени исследованием биографии И.Госснера является труд доктора Клауса Робера (Johannes Evangelista Gossner und Albert Ludwig Carl Büchsel: «Missionsväter und Kirchenväter» im Berlin des 19.Berlin, 2005). В небольшой по объему брошюре (35 с.) автор прослеживал деятельность И.Госснера в Берлине с 1826 года. Обзору предыдущей биографии пастора была посвящена всего одна страница[3]. К.Робер утверждал, что из С.-Петербурга И.Госснер был выслан по приказу канцлера Меттерниха. Такая скудость обзора доберлинской биографии И.Госснера объясняется тем, что К.Робер — активный деятель современной «Миссии Госснера», чьей истории и была посвящена брошюра. Более подробно биографию И.Госснера К.Робер освещал в своем докладе на конференции, посвященной 150-ти летнему юбилею со дня смерти И.Госснера, проходившей 3-4 марта 2008 года. Доклад назывался «Иоганн Евангелиста Госснер. Очерк его жизни». В разделе, посвященном пребыванию И.Госснера в С.-Петербурге, автор так же указывал, что удаление пастора произошло по прямому указанию канцлера Меттерниха[4].

В материалах конференции был доклад, посвященный судьбе архива И.Госснера. Эти материалы хранились в Берлине и очень сильно пострадали во время боев 27 апреля 1945 года. Сохранилась лишь часть переписки и некоторые личные документы. В настоящее время «Миссия Госснера» занимается переводом этих документов в электронный формат. К счастью, часть переписки И.Госснера была опубликована еще в XIXвеке. Изданы «Письма Госснера к своей общине в С.-Петербург в день его рождения» (Берлин, 1862). В рамках данного проекта удалось получить переписку И.Госснера с друзьями с 1824 по 1827 годы. Она была опубликована Прохновым[5].

Материалы, посвященные деятельности И.Линдля выглядят гораздо скромней. Его объемная биография содержится в истории города Гундреммингена, где И.Линдль служил пастором в 1818-1819 годах[6]. Дело в том, что многие жители Гундреммингена отбыли в Южную Россию вслед за И.Линдлем. Очень подробная история колонии Сарата, основанная И.Линдлем, находится на сайте «Village History» (www.grhs.org/vr/vhistory/sarata.htm). На русском языке деятельность И.Линдля по созданию Сараты освещена О.А.Лиценбергером в статье «Исторический опыт самоорганизации религиозной жизни российских немцев и его востребованность в современных условиях»[7].

Для ортодоксальных католиков И.Линдль и И.Госснер являлись сектантами и раскольниками. Для лютеран была сомнительна деятельность И.Линдля, так как в конце своей жизни он образовал Назарейскую секту. И.Госснер, напротив, для последователей Лютеранской церкви олицетворял правильный религиозный выбор. Недаром большая часть биографий И.Госснера была составлена лютеранскими пасторами. Авторы старались показать, что до своего духовного перерождения И.Линдль и И.Госснер были хорошими проповедниками и добропорядочными людьми, но лишь в результате «прозрения» они обрели «истинный дар». Очень показательными являются названия труда, посвященного И.Госснеру, церковного чиновника Хермана «От католического священника к лютеранскому священнику» и книги Шарлоты Саэр «Жизнь за правду».

Главный вклад в исследование биографии И.Госснера и И.Линдля был сделан Г.Далтоном еще в XIXвеке. Последующие исследования базировались на этом труде. Книги, изданные во второй половине XX — начале XXI веков, не внесли ничего нового в освещение пребывания пасторов в России. Авторы новейших исследований ставили перед собой иные задачи: пропаганду наследия И.Госснера и популяризацию его религиозных взглядов. Много сил к увековечению памяти И.Госснера приложила миссия его имени. Постоянно издаются краткие аннотации книг И.Госснера (от 15 до 50 страниц): «Goldkörner», «Das Herz desMenschen». Публикуются краткие биографии И.Госснера (H.Lokies и F.Philipp). К 150-летию со дня смерти И.Госснера проведена международная конференция. Таким образом, жизнь и деятельность И.Госснера и И.Линдля остается еще недостаточно исследованной. Специальных работ, посвященных пребыванию пасторов в России, не существует.

 

Продолжение следует

 

 

 

[1] Пыпин А.Н. Религиозные движения при Александре I. СПб., 2000. С. 144-147.

[2] Вишленкова Е.А. Заботясь о душах подданных: религиозная политика в России первой четвертиXIX века. Саратов, 2002. С. 71-72.

[3] Roeber K. Johannes Evangelista Gossner und Albert Ludwig Carl Büchsel: «Missionsväter und Kirchenväter» im Berlin des 19. Jahrhunderts. Berlin, 2005. С. 5.

[4] Roeber K. Johannes Evangelista Gossner Sketch of his Life// www.vikasmaitri.org.

[5] Prochnow J.D. Johannes Gossner biographie aus Tagebüchern und briefen. Berlin, 1874.

[6] Konrad A.H. Gundremmingen, Heimatbuch einer schwäbischen Gemeinde an der Donau//home.arcor.de/andorama/LindlGerman.htm.

[7] Немцы России: исторический опыт и современные проблемы самоорганизации. Материалы международной научно-практической конференции. М., 2008. С. 96-101