Лао-цзы

Имя: Лао-Цзы (по всей видимости — прозвище).

Историчность: Вероятно, сильно мифологизированный исторический персонаж.

Даты жизни: VI-V (возможно — IV-III) вв. до
н. э. По некоторым преданиям, 604-544 (или 604-404) до н. э. После смерти стал небожителем.

Деятельность: Философ, один из основателей даосизма.

Почитание: Особо почитаемый Святой Ecclesia Gnostica Catholica, Святой Ecclesia Gnostica Universalis, член «учредительной ассамблеи» Ordo Templi Orientis. Упоминается Алистером Кроули как Посвящённый и Мастер Храма. Даосский святой.

Уже в раннем даосизме Лао-Цзы становится фигурой легендарной и начинается процесс его обожествления. Легенды повествуют о его чудесном рождении (мать носила его несколько десятков лет и родила стариком — откуда и его имя, «Старый ребёнок», хотя иероглиф «цзы» означал одновременно и «мудрец») и о его уходе из Китая. Многие современные исследователи ставят под сомнение сам факт существования Лао-Цзы. Некоторые предполагают, что он мог быть старшим современником Конфуция, о котором (в отличие от Конфуция) в источниках нет достоверных сведений ни исторического, ни биографического характера. Есть даже версия, что Лао-Цзы и Конфуций — это одно лицо (по другой версии, один исторический прототип имели Лао-Цзы и Гаутама Будда, или же Лао-Цзы, посетив Индию, зачал Гаутаму). Лао-Цзы приписывается авторство Дао Дэ Цзин, если это так, то он должен был жить в IV-III вв. до н. э.

Самый известный вариант биографии Лао-Цзы сообщается Сыма Цянем. В нём говорится, что Лао-Цзы родился в царстве Чу на юге Китая. Большую часть жизни он служил хранителем царской библиотеки государства Чжоу, где встречался с Конфуцием. В преклонном возрасте он отправился из страны на запад. Когда он достиг пограничной заставы, то её начальник Инь Си попросил Лао-Цзы рассказать ему о своём учении. Лао-Цзы выполнил его просьбу, написав текст Дао Дэ Цзин (Канон Пути и его Благой Силы). Согласно другой легенде, Лао-Цзы пришёл в Китай из Индии, отбросив свою историю. Он предстал перед китайцами совершенно чистым, без своего прошлого, как будто заново рождённым.

В романе «Путешествие на Запад» биография Лао-Цзы снабжена рядом фантастических подробностей. Так, после причисления Лао-Цзы к небожителям боги попросили его помочь поймать взбунтовавшегося царя обезьян Сунь Укуна, которого они долго и безуспешно преследовали, но, несмотря на все усилия, никак не могли остановить. Лао-Цзы пленил Сунь Укуна с помощью волшебного алмазного браслета цзиньганчжу. После этого Сунь Укуна доставили на небо для суда за преступления против богов и приговорили к смертной казни, но его не удалось ни четвертовать, ни расстрелять из луков, ни убить каким-либо другим способом. Тогда Лао-Цзы решил сжечь Сунь Укуна в печи для плавки пилюль бессмертия. Он держал Укуна в своей печи 49 дней, но тот так и не сгорел, и когда на 50-й день Лао-Цзы открыл дверь печи, вылетел из неё, устроив разгром в его лаборатории и опрокинув печь. В конце концов, Сунь Укун всё же был побеждён Буддой и заточён им под горой Пяти Пальцев, где провёл 500 лет, пока его не освободил путешествующий в Индию монах Сюаньцзан.

Из имеющихся письменных источников ясно, что Лао-Цзы был мистиком и квиетистом, преподававшим совершенно неофициальную доктрину, полагавшуюся исключительно на внутреннее созерцание. Человек обретает истину путём освобождения от всего ложного в самом себе. Мистическое переживание завершает поиски реальности. Центральной идеей философии Лао-Цзы была идея двух первоначал — Дао и Дэ. Дао означает не только Путь, но и суть вещей и тотального бытия вселенной. Одним из сложнейших в китайской традиции выступает понятие Дэ. Дэ — это некая универсальная сила, принцип, с помощью которого Дао может состояться. Это также метод, с помощью которого можно практиковать и соответствовать Дао. Но Дэ — не мораль в узком понимании. Дэ выходит за рамки здравого смысла, побуждая человека высвобождать жизненную силу из пут повседневности. Наличие в обществе жёстких нормативных этических систем — например, конфуцианства — свидетельствует о том, что в нём есть проблемы, которые такая система только усиливает, будучи не в силах их разрешить.