Лаво, Мари

Имя: Мари Лаво (Мари I). Отчасти биография Мари Лаво I смешивается с биографическими фактами из жизни её дочери, Мари II Глэпион.

Историчность: Исторический персонаж.

Даты жизни: 1794 — 18 июня 1881 (мать),
2 февраля 1827 — 1890, 1897 или 1918 (дочь).

Деятельность: Жрица вуду.

Почитание: Включена Братом Сабазием в список почитаемых женщин Телемы.

Мари Лаво родилась во французском колониальном городе Нью-Орлеане в год Термидорианского переворота, когда уцелевшие во время восстания рабов на Гаити белые рванули в Нью-Орлеан, прихватив с собой рабов-вудуистов. Мари, незаконная дочь владельца плантации и рабыни, была мулаткой, смешанной чёрной, белой и индейской крови, и воспитывалась как правоверная католичка, а с вуду столкнулась лишь в 25 лет, когда вышла замуж за квартерона и выходца с Гаити Жака Пари. Очень скоро молодожён решил прогуляться на родину, да так и не вернулся. Мари завела парикмахерскую, обслуживавшую богатых белых и креольских женщин. Эти женщины доверяли свои самые интимные секреты Мари, а та выслушивала и запоминала их признания, которые позже использовала для шантажа и укрепления своей колдовской славы. Она отправилась в обучение к лучшему специалисту вуду, Джону Монтенету, и достигла таких успехов, что негры вовсю предавали своих господ, лишь бы Мари не наслала на них разгневанных духов.

В начале 1830-х годов в Новом Орлеане было много королев-вуду, которые боролись за право господствовать на воскресных танцах на площади Конго и на тайных церемониях на озере Понтшартрен. Но когда «мамзель» Мари Лаво решила стать королевой, другие по сравнению с ней поблекли. Традиции чистого гаитянского культа Мари рушила с упоением. Прежде всего, она решила придать обрядам зрелищность. На главную роль был приглашён гигантский питон по кличке Зомби. С ним в обнимку Мари танцевала в начале церемонии. Затем каждый желающий мог выпить крови свежезагрызенного петушка или курочки, что способствовало успеху колдовства. Всё действо проходило в окружении статуй католических святых, а участники церемонии и предметы культа обильно сбрызгивались святой водой. Вместо африканских духов с небес на церемонии стали спускаться святые, чьи статуи пришли на смену традиционным маскам на алтарях. Впервые за эти зрелища стала взиматься плата, что сделало вуду весьма выгодным делом. Кроме того, своё дело сделал синкретизи: в ряды вудуистов потянулись белые.

Почти каждый новоорлеанец, доживший до второй мировой войны, мог бы что-то рассказать о Мари Лаво, некоторые о матери, кое-кто — о дочери, которая поразительно напоминала мать и продолжила династию Лаво. В 1869 году Мари I была председателем последнего официального конклава вуду, на котором собравшиеся почитатели решили, что она должна уйти в отставку, поскольку ей уже миновало семьдесят лет. Она продолжила свою работу в одиночестве и полностью не прекратила активной деятельности вплоть до 1875 года, когда она переехала в свой дом на улице святой Анны. В нём Мари I и умерла 18 июня 1881 года. Газетные заметки характеризовали её чуть ли не святой старицей, которая лечила больных и неустанно молилась за немощных и осуждённых. Странно, но её дочь, Мари II, в глазах общественности умерла вместе с Мари I: смерть одной послужила концом карьеры другой. Предполагают, что Мари II утонула в озере Понтшартрен во время сильной бури в 1890 году, но некоторые утверждали, что видели её в 1918-м.

Однако смерть не уменьшила власти Мари Лаво I. Несмотря на то, что она была похоронена в семейном склепе на первом кладбище Святого Луи, на плите не было её имени. По некоторым рассказам, Мари похоронена на кладбищах, расположенных на улице Жиро, на улице Луизы, а также на улице Хольт. После смерти Мари её, как утверждают, часто видели возле кладбища, в старом французском квартале и в местах, где она обычно проводила колдовские обряды. Увы, конец её загробной активности положил ураган. Надолго ли? Сможет ли Нью-Орлеан обойтись без этой достопримечательности? Скорее всего, могила Мари скоро вновь «заработает». Даже если кости её давно смыты в океан.