v.1.0 (21/05/2012)
Никогда не выявляйте в программе ошибки,
если не знаете, что с ними дальше делать.
TNX to Binf за указание на необходимость раскрытия этого вопроса:
«Читал недавно “Сатанинскую Библию”, обнаружил там заклинание, с которым Шандор обращается к Князю мира сего. Сюрприз: оно содержит именное обращение — Шемгамефораш. Как сие понимать, это шутка такая?».
И в самом деле, воззвания в конце «Сатанинской Библии» стандартно заканчиваются на «Shemhamforash! Hail Satan!». Что бы это значило? — очень интересный вопрос.
В прошлом тысячелетии, когда из книг по оккульту был чуть ли не один Папюс и только-только вышел самиздат ЛаВея, «шемхамфораш» воспринималось «на слух» как нечто зловещее, таинственное и проч., а о смысле мало кто задумывался — а что, это же Таинственное Заклинание, какой еще перевод? В конце книги — вообще «енохианский язык».
Стоп! А что за «енохианский»? Как известно, начало он берет от Джона Ди и Эдварда Келли в XVI веке, причем позиционировался как «язык ангелов», а название взято от имени библейского патриарха Еноха. Гм… Вам не кажется, что, учитывая контекст сатанизма, тут что-то не так?
Давайте посмотрим на «шемхамфораш» повнимательнее.
В оккультной литературе термин давно известен. Т.н. «Седьмая книга Моисея»[1] неизвестного автора:
«Я заклинаю и призываю тебя, дух Шемхамфораш (Schehamforasch), всеми семьюдесятью двумя святыми именами Бога, чтобы появился передо мной и исполнил мое желание, святым именем Эмануель (Emanuel), которое пели в раскаленной печи три отрока, Садрах (Sadrach), Мийсах (Mijsach) и Абеднегро (Abednegro) спаслись. Да будет так! Да будет так! Да будет так!
С помощью этой Таблицы можно заставить ее духов явиться немедленно и помочь в любом деле».
Впрочем, «Седьмая книга Моисея» была опубликована не так давно, в XIX веке. Более ранний источник — «Гоэтия» aka «Лемегетон» aka «Малый ключ Соломона». Перед перечислением 72-х духов, «вызванных и скованных Царем Соломоном», написано «шемхамфораш» без каких-либо пояснений — видимо, автор считал, что это знает любой, кого интересует эта тема.
Но не будем тратить время в тщательных поисках «кто, у кого, что и как позаимствовал». Куда важнее «что это значит».
Ричард Кавендиш пишет [1]: «Самое длинное и, как считают некоторые, самое могущественное имя Бога состоит из семидесяти двух слогов. Это Шемхамфораш, или “имя, превосходящее все прочие” (первоначально этим эпитетом обозначали Тетраграмматон). Оно взято из 19-21 стихов 14-й главы Книги Исход, где повествуется о том, как израильтяне, спасаясь от колесниц фараона, переходили через Черное море и как воды моря расступились перед ними. В древнееврейском оригинале текста в каждом из этих стихов по 72 буквы.
Стихи записываются бустрофедоном: стих 19 — справа налево, стих 20 — под ним, слева направо, и стих 21 — еще ниже, справа налево. В такой записи их читают столбцами сверху вниз, начиная с правого верхнего угла; получается 72 слога по 3 буквы в каждом. Первый слог содержит первую букву стиха 19, последнюю букву стиха 20 и первую букву стиха 21; и так далее. Согласно преданию, Моисей произнес это имя силы на берегу Чермного моря, благодаря чему воды расступились и дали израильтянам дорогу. Как произносится это имя, неизвестно, и оно слишком громоздко, а потому не получило широкого распространения в магии. Один из первых великих христианских каббалистов, Иоанн Рейхлин, живший в XV — начале XVI вв. и оказавший значительное влияние на Агриппу Неттесгеймского, указывал, что 72-сложное имя — это нумерологическое производное от Тетраграмматона. Числовые эквиваленты букв Тетраграмматона таковы:
Y | Н | V | Н |
10 | 5 | 6 | 5 |
Y= 10, YН = 15, YHV = 21, YHVH = 26. Если сложить все эти числа, то получится 72 (10 + 15 + 21 + 26 = 72)».
Вот этот текст[2][2]:
Далее строчки расписывают на три таблички (для экономии места привожу только первую строфу)[3]:
Затем из трех таких таблиц каким-то образом (не вижу смысла вникать в подробности) компонуют табличку, содержащую 72 комбинации по три буквы (в иврите большинство корней слов как раз трехбуквенные).
Но и это еще не все. Цитирую Папюса [4], который цитирует Агриппу[3]: «…каждые три буквы составят имя, которых получится 72. Евреи называют их Шем(х)амфораш. Прибавив к каждому из них божественное имя Ель (אֵל) или Ях (יָה), мы получим 72 имени, подобные тому, о котором говорится в Писании: “Ангел мой будет идти перед вами, смотрите на него, так как он несет на себе Мое великое имя”[4].
Это имена тех духов, которые председательствуют в 72 кинерах (пятерках) неба, у такого же количества народов, наречий, частей человеческого тела; соответствуют 72 старцам синагоги и 72 апостолам Христа[5]. Их имена, согласно исследований каббалистов, перечислены в нижеследующей таблице по указанному способу.
Существуют еще несколько способов составлять Шем(х)амефораш такого же достоинства, как, например: написав все три стиха прямо слева направо или при помощи Таблицы Цируфа[6], служащие для их составления и размещения имен Божьих и Ангельских».
Вероятно, первый однозначный источник — это «Сефер ха-бахир» («Книга яркого света», XII в.) [5]: «Имя, выходящее из трех стихов: “И поехал… И пришел… И простер…”. Буквы первого стиха “И поехал…” по порядку стиха располагаются в Имени. Буквы второго стиха “И пришел…” в порядке, обратном стиху, располагаются в Имени. Буквы третьего стиха “И простер…” по порядку стиха располагаются в Имени, как в первом стихе “И поехал…”. В каждом из стихов семьдесят две буквы. Значит в каждом Имени из 72 Имен, выходящих из этих трех стихов: “И поехал… И пришел… И простер…”, по три буквы. Это семьдесят два имени, выходящие и разделяющиеся на три части, по двадцать четыре в каждой части». Можно встретить данные, что у Авраама бен Самуэля Абулафии в «Chayey Ha’Olam Ha’Bah» (1280 г.) были «каббалистические медитации» на эту тему — т.е. тема развивалась давно. Абулафия пишет, что «шемхамфораш» означает приблизительно «внятно/ясно/явно прочитанное»[7] и соответствует богу — соотв., еврейскому.
Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона[6]:
«Шем га-Мефораш и Шем га-Меюхад (םשדהוימהםש и שרופמה) — талмудические названия тетраграмматона в отличие от прочих имен Бога. Термин “меюхад” употребляется вообще для обозначения такого отличительного свойства предмета, которое выделяет его из ряда однородных с ним предметов (см. Сифре к Второз., 12, 14; 14, 26; 21, 22 и др.); в соединении со словом “Шем” — это отличительное свойство Бога (Санг., 60а). В этом же смысле употребляется и слово “мефораш” во Второз., 14, 15. В толковании Чисел, 6, 27 Сифре, ad locum, употребляет вместо библейского слова “Мое имя” термин Ш.-га-Мефораш, а Сота, 38а, приводя тот же библейский стих, пользуется термином Ш.-га-Меюхад. Относительно значения слова “мефораш” существуют два мнения: по одному мнению, корень 888 значит “отделять”, “выделять”, и в этом смысле Ш.-га-Мефораш, подобно Ш.-га-Меюхад, означает тетраграмматон (см.). По Касселю (Monatsschrift, XIX, 73), Ш.-га-Мефораш означает буквально имя, ясно произносимое, т. е. то имя Божие, которое ясно произносил первосвященник в день Всепрощения при чтении Лев., 16, 30, во время исповедания грехов (Иома, IV, 2). <…> В поталмудическое время слово Ш.-га-Мефораш употреблялось для обозначения того понятия, что есть одно настоящее слово для имени Бога. пишущееся через jod, he, waw, he, но запрещенное к произнесению…».То же самое, подробнее, но на английском, можно прочесть в Jewish Encyclopedia 1906 года [7].
Вот так все интересно получается: «страшное сатанинское заклинание» оказалось самым пафосным именем Яхве.
В «Теософском словаре Е.П. Блаватской» про «шемхамфораш» написано: «(Евр.) Отдельное имя. Чудотворное имя, извлеченное из субстанции божества и являющее его самосущую сущность. Евреи обвинили Иисуса в том, что он похитил это имя из Храма с помощью магических искусств и применял его при совершении своих чудес».
Видимо, это отсылка к иудейскому преданию об Иисусе «История о повешенном»[8] [8]:
«А на Краеугольном камне было высечено Тайное Имя Бога — ШемГамефораш, и каждый, кто знал его тайну, мог делать какие угодно чудеса. А Йешуа знал тайну. Мудрецы же Израиля очень опасались того, что молодые люди узнают тайну и будут совершать недопустимые поступки. И чтобы избежать этого, сделали двух медных львов, которые были подвешены на двух железных столбах при воротах того зала в Храме, где находился камень. И если кто-нибудь входил, чтобы выучить буквы ШемГамефораш, то при выходе львы рычали на него, и он тут же забывал ШемГамефораш. Если же он записывал буквы на куске пергамента, то львы не давали ему выйти. Что же сделал Йешуа? Написал буквы на куске пергамента, разорвал кожу на бедре, положил пергамент под кожу, произнес ШемГамефораш — и кожа на ране закрылась, спрятав под собой кусок пергамента. Когда он выходил, львы рычали на него, и он забыл то, что выучил, но пергамент остался при нем. Затем он снова разорвал кожу на бедре, вынул пергамент, выучил буквы и, произнеся ШемГамефораш, закрыл кожу на ране. И стал делать разные чудеса, произнося ШемГамефораш».
Натолкнуться на «шемхамфораш» можно было и у Кроули. В «Книге Лжей» [9] раздел 72 содержит стихотворение с рефреном «Шемхамфораш», смысл термина объясняется в комментарии к тексту. В «Книге Тота» [10] также дано краткое пояснение, что «Это слово означает “Раздельное Имя”. “Имя”— это Тетраграмматон, IHVH, обычно оно произносится как Иегова. Это Верховный Владыка Четырех Элементов, из которых состоит вся Вселенная. В книге “Исход” есть три стиха (4:19,20,21), каждый из которых состоит из 72 букв…» — далее понятно.
Таким образом, ЛаВей никак не мог не знать, откуда взялся «шемхамфораш». Он не скрывал[11], что «Сатанинская Библия» писалась в условиях цейтнота по принципу «все равно сойдет». Чего стоит хотя бы причисление к «инфернальным именам» Локи (он трикстер, вообще-то) и черта, который вообще не имя собственное (да и мелкая нечисть к Инферно имеет отношение практически никакое). Всего понемногу: позаимствовал «Mightis Right» (чего тоже не скрывал [12]); т.н. символ Бафомета переделал из иллюстрации к книге Мориса Бэсси «Иллюстрированная история магии и сверхъестественного» [13]; енохианские ключи уже упоминались; так что «шемхамфораш» в качестве завершающего штриха смотрится достаточно естественно.
Есть два варианта «как было».
Первый — «почему?». Просто потому, что ЛаВей взял что ни попадя, лишь бы «зловеще» звучало, а откуда это взято — его не волновало.
Второй — «зачем?». Это «ж-ж-ж» неспроста, как говаривал дзен-мастер В.Пух. ЛаВей не был оккультистом с энциклопедическими знаниями в этой области и не стремился им быть (большинство таких типажей лишь громко дудит в spiritual pipe dreams). Но он был магом — и не мог не преобразовывать действительность вокруг себя.
Как скептик, я ни во что не верю — но мне думается, что это была метка типа «sapient sat»: «не принимайте всерьез, здесь не догма». И в самом деле — если в «главном колдунском слове» такой ляп, то все надо читать очень внимательно и осмысливать — впрочем, это надо делать всегда. К тому же, по какой причине ЛаВей отошел от руководства CoS в 1975-м году? Думаю, самая логичная причина — это понимание того, что эксперимент не получил развития. «Чёрные» радостно сбежали из стада «белых» и сбились в свое стадо — и все. Church of Satan до сих пор не продвинулось принципиально дальше работ ЛаВея и держится лишь на его авторитете.
Увы, это общая проблема неформальных организаций. Из личной переписки: «Я стал гораздо меньше общаться с организационно оформленными языческими движениями, когда многочисленные факты стали складываться в своеобразную закономерность: состоявшаяся и окрепшая организация собирает мудаков, как лампа мотыльков. На организованность слетаются менее умные и более склонные к сбиванию в рой, приближают идею к своему уровню понимания. Процесс становится самоподдерживающимся». Разумеется, к сатанизму это тоже относится, как-то я уже писал у себя в ЖЖ на тему [14].
Конечно, многие скажут, что ЛаВей попросту лажанулся. Но даже если так, то, как я уже говорил [15], первопроходцы имеют право на недоработки. Надо было рвать шаблоны, начиная с христианских. Для этого и писалось по форме «против христианства» — но не «наизнанку», а как пример глюкавости, неестественности и двуличия. При этом: а) в конце 60-х прошлого века; б) для американов; с) с конкретной целью создать организацию типа «церковь». На Офигенно Философско-Оккультный Трактат «Сатанинская Библия» никогда не претендовала.
Главная проблема более общая, и она в другом. На этом хрестоматийном примере наглядно видно, как многое в оккульте заимствуетсябездумно. Мол, великий и уважаемый такой-то написал нечто — и это точно так и есть. Но позвольте! Оккультист должен ведать, а не верить. Один аспект я как-то уже разбирал: формула Кроули 0 = 2 является ошибочной [16], но на это никто не обращал внимания много лет. «…из того, что Кроули пришел к неким правильным выводам именно таким образом, никак не следует, что именно такой ход мыслей верен; “доверяй, но проверяй”. Однако многие, интересующиеся оккультизмом, склонны понимать буквально все написанное “мэтрами”«.
«Шемхамфораш» — это другой случай, не просто вера в безошибочность авторитета, но бездумный перенос чуждой системы на «свое» поле. Вот зачем именно «шемхамфораш» из каббалы, что бы ни значил термин? Зачем вокруг пентаграммы написано «Левиафан» именно ивритом? Есть мудрая поговорка «Зачем русским еврейский бог?», то же и в оккультизме: а зачем всюду совать еврейскую каббалу, даже преобразовывая ее в «европейскую»?
«Каббала — это одна из моделей мира Единого (внешний по отношению к системе каббалы религиозный догмат), что, понятно, сатанизму не соответствует. И вообще, какая радость всерьез употреблять систему, в которой любой захолустный раввин тебя с легкостью превзойдет? Ему-то она естественна, на его языке написана и его религии соответствует. <…>
Вообще говоря, современный европейский оккультизм испытывает системный кризис, причем критический. Даже если не обращать внимания на постоянные попытки привнесения гуманизма и т. п., то оккультисты либо сваливаются в очень модную сейчас бессистемность, начиная с Wicca и заканчивая т. н. хаоситами, либо, пытаясь реализовать естественное желание обретения системы, вляпываются в каббалу, точнее — в европейский новодел (приблизительно XII века, испанского изготовления). И все, пиши пропало — был человек, стал голем, который питает большого такого червеобразного вампира по имени (одному из) Яхве.
Соответствия каббалы — это не естественный мир, а искусственный конструкт белосветников с типа-Абсолютом-во-главе. Вот на такую онтологию каббала очень даже ложится. Правда, мир несколько иначе устроен. Мягко говоря.
“…глисты тоже явление естественное. Как и сифилис с герпесом и проказой. Когда-то давно говорил, что если бы глисты могли создавать религии, они бы обязательно создали нечто авраамическое. Хорошо помогает переварить организм хоста и ослабить его иммунитет” © Nicodimus» [17].
Нельзя просто вырвать элемент из чуждой системы и назначить «своим». Нужно разрабатывать свою, личную систему — да, в ней могут быть заимствованные элементы, но они должны быть гармонично встроены и уж точно не противоречить общему замыслу. А «имя бога» в сатанизме — это нонсенс.
Хотя, если посмотреть с другой стороны, ЛаВей заставил монобога поработать на сатанизм. Но шутка смешна лишь впервые, а не постоянно. А то ведь некоторые уже пишут [18], что «В переводе с енохианского языка слово “шемхамфораш” означает “Да, здравствует Сатана”[9]. В лавеевской теории сатанинской магии оно употребляется в качестве коды любого заклинания». И стихи пишут, проникновенные такие (цитирую первую треть):
«Перед идолом зла вспыхнут искры кострами,
Ты идёшь в лабиринтах той пропащей души,
Грозно демоны машут стальными мечами,
Ты летишь на просторах сатанинской тиши.
И с тобою судьба вновь сыграет нечисто,
Снова грешные души отправляются в ад,
И тебя окружили уже сатанисты,
Что убийственным шёпотом грозно твердят:
Позабудь навсегда о законах Вселенной,
Им в душе истреби ту ничтожную блажь,
Только помни и знай то, что истина вечна,
Только наш грозный лозунг — ШЕМХАМФОРАШ!!!»
Список литературы
- Кавендиш Р. Черная магия / пер. А. Блейз — М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2000 (цит. по электронному варианту книги).
- [Википедия] URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Шемхамфораш (дата обращения: 21/05/2012).
- Angels in Judaism // [God’s 72 names] URL: http://guideangel.com/ (дата обращения: 21/05/2012).
- Папюс. Каббала, или Наука о Боге, Вселенной и Человеке — М.: РИПОЛ классик: ЛАДА, 2004. — c. 279-280.
- Sefer ha Bahir §110 // [Каббалистический портал] URL: http://www.kabbalist.ru/showbook.html?&mid=153 (дата обращения: 21/05/2012).
- Брокгауз и Ефрон. Еврейская энциклопедия: в 16 тт., Том 16 — СПб: Изд. Об-ва для Научных Еврейских Изданий и Изд. Брокгауз и Ефрон, 1913. — c. 8-9.
- SHEM HA-MEFORASH // [Jewish Encyclopedia] URL: http://www.jewishencyclopedia.com/articles/13542-shem-ha-meforash (дата обращения: 21/05/2012).
- История о повешенном, или История Йешу из Нацрата; 2-е изд. — Иерусалим: PROGRESS Publishers, 1985 (URL:http://khazarzar.skeptik.net/books/jud/thold_gi.htm).
- Кроули А. Книга Лжей // Кроули А. Сердце мастера. Книга Лжей — М.: Изд. «Ганга», 2009. — c. 242-243.
- Кроули А. Книга Тота — К.: «Янус», СПб: «Эксилибрис», 2001. — c. 44.
- LaVey A.Sz. To: All Doomsayers, Head-Shakers, Hand-Wringers, Worrywarts, Satanophobes, Identity Christers, Survivor Counselors, Academia Nuts, & Assorted tremblers // LaVey A.Sz. Satan Speaks! — Venice, CA: A Feral House Book, 1998. — c. 5.
- LaVey A.Sz. Forward to Might Is Right // [Электронный ресурс]: файл pdf (скачано с интернета).
- История использования Символа Бафомета в Церкви Сатаны // [Black Fire Pandemonium] URL: http://warrax.net/49/baph_history.html (дата обращения: 21/05/2012).
- Сатанинские организации // [Warrax’s Fence] URL: http://darkhon.livejournal.com/1110225.html (дата обращения: 21/05/2012) (пост в LiveJournal).
- Warrax. Ad usum internum Liber IV: Cogito // [Black Fire Pandemonium] URL: http://warrax.net/95/08/aui4.pdf (дата обращения: 21/05/2012).
- Warrax. Ad usum internum Liber II: Zero non adaequat duo // [Black Fire Pandemonium] URL: http://warrax.net/95/06/adi-2.pdf (дата обращения: 21/05/2012).
- Warrax Апокриф-IV: Атеизм, скептицизм и оккультизм // Warrax Не-учение Тьмы. Сатанизм, XXI век : в 2 тт., Том 2 — Древний Город: Издание «Общества Сознания Смерти», 2011. — c. 164-165.
- Москвин А. Шемхамфораш // [RealMusic] URL: http://www.realmusic.ru/okkultist/29396/ (дата обращения: 21/05/2012).
- Agrippa von Nettesheim Heinrich Cornelius Three books of occult philosophy / под ред. Tyson D. — USA: Llewellyn Publications, 2009. — c. 474, 538-540.
Sapienti sat.Satanas vobiscum! | warrax@warrax.net20-21/05/2012 |
[1] Здесь и далее тексты, широко распространенные в интернете, указываются без конкретного источника.
[2] На всякий случай: здесь и далее я, разумеется, не проверял надписи на иврите.
[3] Папюс проставил ссылку на II кн. неизвестного издания «Оккультной философии», но «шемхамфораш» я обнаружил лишь в III кн. [19], а также в приложении «Практическая каббала» (ibid, с.769).
У Агриппы также есть упоминание в III кн.: «Мудрецы из части текста книги “Исход” извлекли семьдесят два имени Ангелов и Господа, которые они называют именем из семидесяти двух букв, или Шемхамфораш, что есть Объяснение. Но другие пошли еще дальше, из всех строк Святого Писания они вывели столько имен Господа, сколько их есть всего. Но то, что они символизируют, нам полностью не известно».
[4] Лично мне больше всего понравилось ангельское имя «Хахюнах», а вам?
[5] Не опечатка. Некоторые считают, что есть «апостолы второго призыва»: «После сего избрал Господь и других семьдесят…» (Лк.10:1). Правда, 70≠72, но кого такие мелочи в религии волнуют?
[6] Используется каббалистами для темуры в гематрии.
[7] THX to Bal-Samekh за данные.
[8] Книга написана в V веке н.э. на арамейском языке.
[9]С енохианского, ага. И даже не «Да здравствует!», а «Да, здравствует, знаете ли…».