Роба (мантия): история, значение, символика, изготовление и использование

Материал предоставлен Орденом
Хранителей Смерти

Хоть привычную и плотно ассоциирующуюся уже с образом мага длинную одежду с широким рукавом и капюшоном и принято называть мантией, однако само название «мантия» обычно применяется к другому виду одежды. Мантия (от греч. «шерстяной плащ») представляет собой подобие плаща-накидки. Её носили правители, представители знати, также она была перенята христианами как часть облачения, с приданием ей символического значения «покровительства и защиты Бога». За счёт покроя усматривая сходство с крыльями ангелов, мантию называли «ангельской одеждой». Нас данный вид одежды интересовать не будет, это описание сделано лишь для ясности и во избежание путаницы в понятиях.

Справедливости ради отметим, что в настоящее время мантиями называют и иные виды одежды, более схожие с классической «мантией мага» — академическую и судейскую мантии.

Поищем теперь соответствия не по имени, а по форме: здесь мы в первую очередь, обратимся к религиям. Если не учитывать жёсткую идеологическую систему и использование слепой веры в догму, в отличие от применяемого в магии способа свободного поиска и веры как инструмента, мы можем увидеть, что технологии, применяемые и в магии и в религиозном служении, имеют достаточно много общего, а раз общие технологии, то общими, похожими будут и инструменты.

Иудаизм:

 У евреев вид одежды, который назывался мантией, также имеет мало общего с классическим одеянием мага:
«Большой четырёхугольный кусок материи, который набрасывался на плечи и покрывал всё тело. На четырёх углах этой мантии израильтянин должен был иметь кисточки, прикреплённые голубым шнуром, для напоминания о заповедях Господних»[1].

Однако есть часть одеяния служителей культа, которая очень похожа на робу: «4 Вот одежды, которые должны они сделать: наперсник, ефод, верхняя риза, хитон стяжной, кидар и пояс»[2] (далее указания по материалам, из которых всё это должно быть изготовлено). Нас в данном облачении интересует хитон, называемый также кетонет или хефомена (др. евр. «рубаха из полотна», аккадск. «льняная одежда»). Данный вид одежды не был создан чисто для целей служения, эту одежду носили и ранее, как повседневную, также считается, что изначально она была намного короче, наподобие греческого хитона (слова «хитон» и «кетонет» также считают родственными). Подобная одежда сих пор распространена на исламском востоке, в странах Африки (см., например, одежду коренных жителей ОАЭ).

Католицизм:

 Стоит посетить церемонию католиков, как сразу же бросается в глаза, что служители культа одеты в самые что ни на есть классические робы[3]широкие рукава, капюшон — этот вид одежды у служителей данного культа называется альба (лат. аlba — «белая»). Считается, что эта одежда происходит от римской туники. «Туника (лат. tunica), у древних римлян род рубахи, первоначально шерстяной, с IV в. н.э. льняной. Тунику шили из перегнутых на плечах полотнищ длиной до колен (мужские) или до лодыжек (женские), с вырезом для головы. Бока сшивали, оставляя отверстия…»[4], в общем-то, пока единственное общее, что есть у этих одеяний — это длина, с такой же вероятностью можно выводить происхождение майки от сшитых из шкур одежд древнего человека. Также предполагают происхождение альбы от древнеримской рубашки с аналогичным названием, носимой всеми гражданами Рима под туникой или плащом.

Считается, что как специальная одежда для богослужения альба выделилась между VI и IX веками, в тот период применяемая в служении одежда уже сформировалась, но не выделилась окончательно как облачение только для представителей культа. В это время хитоны начали выходить из употребления в Риме, но остались в качестве одежды для служения, тогда же литургические облачения начинают специально освящать. До настоящего времени альба относится к одеяниям, подлежащим обязательному освящению.

Белый цвет альбы символизирует чистоту, непорочность, принадлежность к божественному, иногда используют одежды с небольшим оттенком других цветов, символического значения этому не придаётся. «Белый — это цвет основных праздников […] и памятей Богородицы, ангелов, святых. Символ мира, радости, невинности, чистоты души и святого триумфа»[5]. Есть также мнение, что вплоть до IV века белый был единственным литургическим цветом, в настоящее время в литургии используют одеяния (не альбы) белого, пурпурного, зелёного, фиолетового, чёрного и (редко) тёмно-синего цветов.

Изначально символического значения церковным облачениям, в том числе и альбе, не придавалось, первые попытки этого были предприняты в V веке (тогда альба в описания не вошла). С XIII века альбу символически отождествляют с хитоном Христа[6] (придавая другим частям облачения также связь со страданиями Христа: амикт — сударь, головной платок, пояс и манипул — путы и т. д.).

Православие:

Здесь перед нами та же роба, однако уже без капюшона и застёгивающаяся спереди — ряса (от греч. «вытертая, поношенная одежда»), обычно носится вместе с подрясником — более узким, но таким же длинным одеянием, иногда имеющим, кроме классического чёрного, серый или коричневый цвет. Как форма одежды для духовенства была закреплена на Московском соборе 1666-67 г., однако использовалась задолго до этого, более широко была распространена опять же на востоке. Представители православной церкви утверждают, что «Русская Православная Церковь восприняла традиции церковных облачений 1000 лет назад от Византии. И с тех пор, несмотря ни на какие ветры перемен и капризы моды, эта одежда почти не изменилась»[7]. Происходит она, согласно описаниям, от греческого хитона (греч. «одежда»): «мужская и женская одежда (нижняя) у древних греков; подобие рубашки (льняной или шерстяной), чаще без рукавов (в классическую эпоху хитоны с рукавами носили только актёры)»… — в отличие от описания туники, имеем указание на наличие рукава, одежда-«прародитель» приобретает большее сходство с «потомком». По поводу длины источники сообщают следующее: «Длина зависела от возраста и социального положения человека. Чаще всего он доходил до колен, но жрецы и должностные лица при исполнении обязанностей, а также трагические актёры во время представлений носили длинные (до лодыжек) хитоны. Воины, напротив, обычно укорачивали хитоны до самых бёдер»[8].

Чёрный цвет рясы, рекомендованный тем же собором 1666-67 г. (до этого цвета были разными, с выраженным стремлением к более тёмным, также различалась отделка и пр.), представители православия объясняют следующим образом: «Чёрный цвет — это, по существу, отсутствие цвета — то, что лежит за пределами светового спектра. В применении к одеянию духовенства и монашества это означает цвет совершенного покоя, отрешения от внешней жизни и сосредоточенности на невидимой внутренней жизни»[9].

Одежда, подобная робе, появляется в Европе и в России вместе с христианством, как облачение служителей культа. В этот период центры науки, учебные заведения находятся под контролем церковных властей, самыми просвещёнными людьми являются представители духовенства, простым людям лишнее знание ни к чему (весьма показательный пример: в 1231 г. буллой папы Григория IX было запрещено самостоятельное чтение Библии простыми прихожанами из опасения неверного толкования ими её содержания), естественно, что одеяние представителей тогдашней интеллигенции было соответствующим. В появившихся позднее первых светских университетах, произошедших от духовных учебных заведений, ещё некоторое время студенты носят одежду, похожую на монашескую, которая затем из форменной повседневной становится торжественной, со временем претерпев некоторые изменения,например, под влиянием увлечения античностью. До настоящего времени сохранилась эта традиция — во время торжественных мероприятий, например, при вручении дипломов, во многих вузах профессора и студенты-выпускники облачаются в академические мантии (у этой традиции европейские, а не американские, как считает большинство наших соотечественников, корни). Цвета мантий раньше были достаточно разнообразными, лишь в 1895 г. межуниверситетская комиссия установила соответствия цветов мантий академическому уровню выпускника: студенты, получившие степень бакалавра или специалиста, носят мантии жёлтого цвета, магистра — бордовые, но это не всегда соблюдается, часто цвета мантий показывают принадлежность к определённому вузу.

Примерно в XIV веке Европа знакомится с каббалистической традицией, здесь мы уже видим прямое применение робы в магической работе. Каббала оказала огромное влияние на западную школу, и отрицать её роль, рассматривая эволюцию «спецодежды» мага, мы не можем. Классики оккультизма испытали сильное влияние этой традиции, описанные ими одеяния, рекомендуемые к применению при проведении ритуальных магических действий, в основном являются заимствованиями из облачений служителей культа: «В книге “Магические элементы”, авторство которой (вероятно, ошибочно) приписывают Пьетро д’Абано, рекомендуется использовать для магических ритуалов облачение, которое надевал священник во время богослужения, так как в этом облачении сохраняется сакральная сила. Это — редкое исключение из правила, предписывающего применять в магических целях только “девственные” предметы. Автор четвёртой книги, добавленной к “Оккультной философии” Агриппы Неттесгеймского, советует надевать для магической операции подпоясанную рубаху из белого льна, плотно прилегающую к телу и доходящую до самых ступней. […]

Хотя авторы гримуаров почти единодушно рекомендуют магу белое облачение, всё же в операциях с безусловно злыми целями и в обращениях к силам тьмы более эффективным будет чёрно-красное одеяние. Желательно, чтобы на одежде не было никаких пуговиц, пряжек, крючков и узлов, так как любая застёжка препятствует истечению силы от мага. […] В “Лемегетоне” эта формула звучит следующим образом: “Таинственною силою одеяния сего облачаюсь я в доспехи спасения именем Всевышнего, Анкора, Амикара, Амидеса, Теодония, Анитора, дабы исполнилась моя цель, в Адонаи, властью твоею, да будет прославлена она во веки веков”»[10].

«Чтобы производить операции, надо сшить себе одежду из белого полотна, вроде рубашки, но до пола, с отверстием для головы, и несколько шире книзу. Рукава должны быть узкие у кистей. Из того же полотна надо сделать и шапочку. Всёэтонадоосвятить, говоря: “O, Pater conditor alrne siderum sapientia summa per omnes fortitudines digneres Westum hanc tuo honori praeparatam. Exorsiso te vestis per Deum verum, vivum et aeternum, qui cuncta fecit ex nihilo et nibil fit in hoc meo opere, quod sit impurum, sed virtutis plenum. Amen”. Перевод: ”Преблагий Отче! Создатель звёзд! Бесконечная Мудрость! Освяти всеми силами и всеми добродетелями эту одежду, приготовленную в Твою честь и прославление. Заклинаю Тебя именем истинного, живого и вечного Бога, сотворившего всё из ничего; да не будет ничего нечистого в моей операции, но да будет она преисполнена добродетельными действиями. Аминь”. Затем, окурив, спрятать до употребления»[11]. Явно прослеживается влияние религии даже в воззваниях и именах служебных духов и сил, к которым идёт обращение, те же «Ключики…» говорят, что «если одежда принадлежала священнику или раввину, тем лучше для успеха дела»[12].

Скорее всего, описанное выше сочетание таинственности каббалистических, религиозных обрядов и одежды «мужей учёных», которых часто считали колдунами, и сформировало классический образ мага в мантии, дошедший до нас из средневековья… И всё же, неужели роба лишь подражание пришедшей с востока религии, учению, культуре?

Обратимся к тому периоду, когда были сильны ещё исконные верования:

Наиболее близким аналогом робы у народов, населявших в тот период территорию России и Европы, является, разумеется, традиционная рубаха. Исследователи предполагают, что, как и описанные выше одежды, происходит она от такого же тогообразного одеяния. «Языковеды пишут, что её название происходит от корня “руб” — “кусок, отрез, обрывок ткани” — и родственно слову “рубить”, имевшему когда-то ещё и значение “резать”. Надо думать, история славянской рубахи действительно началась в глубине веков с простого куска ткани, перегнутого пополам, снабжённого отверстием для головы и скреплённого поясом»[13], изготовлялась она чаще всего изо льна, известны зимние варианты из шерсти. Длина рубахи, по мнению тех же исследователей, могла быть как до середины бедра (у мужчин), так и до пола (женщины, служители культов, по некоторым источникам, сказители), за счёт того, что длинная рубаха подпоясывалась с напуском, длина уменьшалась до середины икры. Рукав рубахи был широким и часто — гораздо длиннее руки, на запястье крепился тесёмкой либо (в праздничном варианте) специальными браслетами.

Уже тогда рубахе уделялось достаточно большое внимание не только как предмету одежды. Для народов, населявших территории нынешней России и Европы, сама рубаха была магическим предметом, оберегом, воздействующим на своего хозяина. Уже при её изготовлении производились действия, имевшие магический, ритуальный характер. Так, например, когда кроили ворот, вырезанный лоскут протаскивали внутрь будущего одеяния — движение «внутрь» означало сохранение, накопление жизненных сил, «наружу» — потерю. Широко известна и обережная вышивка на рукавах, подоле, по вороту таких рубах, сохранившаяся вплоть до XX века.

Общее происхождение, корни всех одежд данного вида очевидны, сначала используется тога, далее она эволюционирует в рубаху, рубаха же переходит в культ в качестве специальной одежды и остаётся там уже после того, как в светском обществе в связи с изменениями моды, эволюцией костюма и прочими условиями её использование прекращается. В языческих культах такая одежда просто не успела выделиться в качестве только культовой, хотя тенденции к этому были, сохранение «старомодной» одежды было распространено и здесь. Так, можно видеть как служители некоторых культов (например, Велеса), не смотря на изменения в моде и применяемых для изготовления одежды материалах, сохраняют одежду из шкур животных, но история распорядилась иначе.

Подобно тому, как мы узнаём врача — человека, обладающего специальными знаниями, позволяющими заниматься проблемами физического здоровья, или милиционера —человека обладающего полномочиями в области применения санкций, предусмотренных законодательством, по определённой одежде, так мы узнаём и людей, работающих в сфере духовной, служителей культа, судей (при исполнении обязанностей), людей науки и молодых специалистов (эту категорию в настоящее время — крайне редко, разве что на фото, сделанных во время церемонии). Когда-то эти функции были совмещены в одном человеке, безусловно, наделённом властью. Так, жрец мог выступать судьёй (суд считался делом богов), а также являлся самым просвещённым человеком своей общины, старейшина (властвовавший, опять же, под покровительством богов) мог вести религиозные церемонии и вершить судебные разбирательства и т.п. Власть, основанная на знании и служении, полномочия в сфере духовной, изменяющей сферу физическую, и, конечно же, мудрость и знание, — вот основной набор качеств «человека в мантии». Изначально являясь просто нижней одеждой, роба, постепенно эволюционируя, стала основой, показателем статуса человека, принадлежности его к культу. В рассмотренных религиях право одеть подобное робе облачение человек приобретает лишь после его (статуса) получения. Это одеяние является первым, но выступает основным, остальные уже показывают место, занимаемое человеком в иерархии, его функции в системе, но именно роба говорит о самой принадлежности к культу. Так же дело обстоит и в магии.

Роба — отличительная черта мага, своего рода, «форма». Конечно, маги в настоящее время по улицам в робах не разгуливают, однако при проведении магической работы многие используют «спецодежду». Естественно, роба не сделает надевшего её магом, так же как генеральская форма без специальных полномочий, знаний и пр. не сделает человека генералом, а будет лишь маскарадным костюмом, более того, за незаконным её ношением могут последовать ещё и определённые санкции. Чтобы ношение робы не было маскарадом, следует знать её историю и значение, а также, как и любым другим магическим инструментом, надо уметь ею пользоваться.

В большинстве случаев, как и в других направлениях, первое облачение в робу
сопровождается специальным ритуалом, проводимым, например, наставником после того, как учащийся достиг определённого уровня, либо самостоятельно, когда практикующий осознал для себя необходимость применения данного одеяния как инструмента. Это действие становится показательным, фиксирующим достижение определённого уровня, а также выбора, выражения желания связать себя с определённым родом деятельности. При правильных условиях ношение робы — это показатель статуса, приобретённых в результате проделанной работы прав и принятых на себя обязанностей. К большому сожалению, в настоящее время данным условием пренебрегают: не у всех начинающих изучать искусство есть наставники, а образ мага в мантии настолько ярок, что часто новички приобретают робу чуть ли не в первую очередь, ещё даже не понимая её значения и назначения. Такое отношение отрицательно сказывается на общей обстановке: представьте, что было бы, начни все мечтающие стать докторами носить халаты, а военными — форму.

Мы не зря рассматривали эволюцию данного вида одежды, есть одна деталь, которую мы отмечали, но не заостряли на ней внимания: вспомните, одежды служителей культа отличаются от одежд обычных обывателей, причём уже в достаточно древнюю эпоху, настолько древнюю, что начало таких различий проследить крайне сложно, и отличаются они в первую очередь длиной. Получается, что длинную одежду носят женщины и мужчины определённого рода занятий.

Обратим своё внимание на культ, который максимально сохранил древние черты — шаманизм.

Облачение шамана до сих пор окончательно не сформировано, шьётся оно не по какому-то определённому образцу (хотя, естественно, традиция, некоторый шаблон имеется) и даже не по собственному желанию шамана, а по указанию духов, указания по тому, как должен был выглядеть костюм, также получали от духов-покровителей: «Дух-покровитель при камлании тщательно осматривал маньяк [одежда шаманов Алтая — прим. Кысь] и указывал на недостатки. Указания духа всегда исполнялись, маньяк исправлялся и перешивался. Только после полного одобрения духа маньяк становился священной одеждой и вступал в обычное культовое употребление»[14]. Общего у одеяний шаманов и европейской одежды для магии немного, но это только на первый взгляд: если смотреть на символизм, а не на форму, то, сравнивая, казалось бы, совершенно разные традиции, можно выяснить много интересного.

Шаманами могут быть как мужчины, так и женщины, хотя может отдаваться предпочтение какому-то одному полу, облачения мужчин и женщин отличаются незначительно, часто настолько же, насколько отлично одеяние одного шамана от другого, в некоторых культах есть чисто женские или чисто мужские принадлежности костюма, но в большинстве они отсутствуют. Однако в шаманизме мы находим одно явление, которое поможет нам понять некоторые особенности символического значения одежд служителей культа вообще и робы в частности — ритуальный травестизм[15]. Почему нас заинтересовало это явление? Выше мы обратили внимание, что длинная одежда уже на ранних этапах характерна для женщин и служителей культа, мужчины, воины у большинства народов носят укороченную одежду: скорее всего изначально такая градация по длине была вызвана соображениями обычного практического удобства, но впоследствии приобрела символическое значение.

Естественно, проводить аналогии, основываясь только на наблюдении о длине, было бы неверным, но есть и ещё признаки, позволяющие сделать выводы о сохранившемся и выраженном в одежде следе травестизма. Многие служители культа отказываются от оружия. В каждой религии этому может быть разное обоснование, но сам факт отказа встречается достаточно часто, сложно представить и мага, размахивающим мечом.

Таким образом, мужчина — служитель культа, работник «сферы духовной» — лишается ещё одного атрибута своей мужественности. Довершает дело целибат, принятый во многих религиях. И, тем не менее, обратим внимание, что, утрачивая мужские функции, служители культа не приобретают женских, т.е. выраженного стремления к превращению в женщину мы не видим (как пример: целибат — отсутствие полового контакта, половое воздержание, а не смена партнёра на партнёра пола противоположного, что было бы характерно при попытке полной смены пола), только смешение черт, присущих полам, их функций и пр., которое более походит на компенсацию базового смещения. У женщин ситуация хоть и менее выражена, но также присутствует: так, например, эхом такой утраты функций, присущих представителям определённого пола, можно счесть сохранившееся по сей день поверье, что, родив, женщина утрачивает свою магическую силу, к этому же будет уместным отнести прорицательниц-девственниц, о которых сохранились упоминания, например, в греческих мифах.

Всё в этом мире делиться на пару: мужское и женское, доброе и злое, земное и небесное. Это одно из самых древних представлений прекрасно выражено в философский и религиозной традиции Китая в виде символа Инь и Ян. Такое разделение правильно и необходимо и с точки зрения древнего человека, и с точки зрения современного, и, тем не менее, мы видим, что люди, связанные с магией или религией, стремятся к нейтрализации бинера, причём нейтрализуют они его не в окружающем мире, а в себе. Такую же нейтрализацию и, в первую очередь, нейтрализацию полового различия мы видим среди богов — покровителей магии в различных традициях[16].

«Древние предания гласят, что изначально человек был двуполым. Так, согласно одной иудейской легенде, правая половина Адама была мужской, а левая — женской; но затем Бог разделил его надвое. По другой версии, Адам и Ева изначально были соединены плечами, спиной к спине, а затем Бог разрубил их топором. Подобные предания возникли из-за необходимости совместить факт существования двух полов с представлением о том, что человек создан по образу и подобию Бога. Бога, или Единое, невозможно назвать ни мужчиной, ни женщиной: такое определение ограничило бы Его полноту. Ведь Единое сочетает в себе все противоположности и в том числе мужскую и женскую природу. И если человек сотворён по образу и подобию Бога, то изначально он должен был быть двуполым. Следовательно, маг не может стать Единым, не сделавшись двуполым»[17]. Выражением этой «точки 0» между женским –1 и мужским +1, отказа от природы для получения новой, отказа от разъединения с целью объединения и служит роба, подсказка она или способ — предстоит решать каждому самостоятельно.

Как в одежде представителей религий, так и в робах существует ещё одно различие, а именно — широкий или узкий рукав. Если мы посмотрим на классическую робу с расширяющимся рукавом[18] — наиболее распространённый в настоящее время вид, — то увидим, что происходит она, как и ряса служителей православного культа, из Греции, русский вариант рубахи, рясы, а также вариант робы, сформировавшийся под влиянием каббалистической традиции, имеют зауженный или прямой рукав. Широкий рукав чаще всего сочетается с чёрным цветом одеяния, узкий — с белым, хотя возможны и исключения, например, та же альба. О значении цвета мы поговорим ниже, но уже сама форма робы, выражающей объединение, снова начинает делиться на Ян- и Инь-вариации. Широкий рукав употребляется в традициях, где большее внимание уделяется работе с макрокосмической системой через изменения в микрокосме, т.е. изнутри вовне, узкий, напротив, там, где работа идёт от внешнего (работа с богами, другими внешними силами) к внутреннему. Если в религиозных организациях одежда служителей культа установлена и изменению не подлежит, то маг всегда волен подобрать, что ему лично подходит больше, в зависимости от стиля практик, направления работы и т.п.

Наиболее популярным и универсальным цветом робы является чёрный: «поглощая» все цвета, а следовательно, притягивая влияния, энергии и пр., роба этого цвета позволяет с ними работать, трансформировать. Она служит своего рода аккумулятором, трансформированное же воздействие «выходит» через открытые участки тела (жесты руками, голос (открытое лицо)). Белый цвет является вторым по популярности: так же содержа в себе весь спектр, он отражает посторонние влияния, является защитным и очищающим, и, как говорилось выше, наиболее популярен в традициях, где работа происходит через божество, Единого (Ян-культы, служение). Естественно, говорить о разделении магов на «злых» и «добрых» по цвету робы глупо, хотя по цвету можно, как минимум, определить стиль, способ работы.

Вспомним упомянутые нами в начале одежды двух сильнейших направлений христианства и обратим внимание на разделение их по цветам. Католицизм — гибкое течение, с хорошо выраженными экспансивными качествами, постоянно реформирующееся, принимающее новое, оказался одетым в белые одежды, православие — «хранители традиций русского народа» (как они сами себя хвалят), приверженцы старого, с трудом принимающие новое, реформы, предпочитающие укоренение на уже освоенных территориях  экспансии на новые — в чёрных… Перед нами весьма грамотное и верное решение (сознательное или нет, говорить не берусь, но показательное, безусловно), как и прочие, сделавшие всего за три века странное учение маленькой гонимой секты государственной религией великой Империи: греческое (восточное) и римское (западное) христианство едиными, строго говоря, никогда и не были, раскол 1054 г. и выход восточных христиан из под власти Папы — в большей степени формальность, и в то же время они (западное и восточное направление) остаются едиными до сих пор (даже другие, выделившиеся позже, варианты христианства всегда можно разделить на «восток» (напр., старообрядцы), и «запад» (напр. лютеране, кальвинисты, евангелисты, англикане, ets…)[19] — единство и борьба противоположностей, Инь и Ян — прекрасная устойчивая система, выраженная во многом, но в данном случае мы нашли её выраженной в цветах одежд служителей культа.

Естественно, что маги не ограничиваются чёрным и белым, в зависимости от традиции, принадлежности к организации, ордену, клану, культу цвета могут изменяться: например, рунологи предпочитают робы тёмно-синего цвета, что связано со значением данного цвета в одинической традиции как «цвета магии», это цвет плаща Одина, принёсшего Руны; работающие в традиции, где основой всего является Солнце, предпочитают мантии от ярко-жёлтого до оранжевого цветов, связь, думаю, пояснять не надо.

Разумеется, большое значение имеет и материал изготовления: самым распространённым уже на ранних стадиях является лён, также используют робы из тонкой натуральной шерсти или шёлка. Лён позволяет максимально качественно производить обмен энергией в окружающим миром, не мешает взаимодействию. Шерсть выступает изолятором (часто при проведении магических операций рекомендуется стоять на куске шерстяной ткани для прекращения взаимодействия с землёй во избежание рассеивания энергии и пр.). Шёлк используется реже всего, опасность его использования состоит в том, что он притягивает на себя излишне много, в некоторых операциях (например, при привлечении определённых, хорошо просчитанных влияний, работе «на себя», либо когда необходимо собрать достаточно мощный заряд) он весьма уместен, но в основном его использование достаточно опасно, за некоторым исключением либо при наличии индивидуальной предрасположенности.

Цвет и форма, как мы уже сказали, скорее всего, является наследством восточной, по большей части каббалистической и греческой традиции, плюс влияния моды во время формирования, но в это наследство совершенно гармонично вошла традиция исконная. В основном в рассмотренных нами религиях во время служения применяются дополнительные одеяния, накладывающиеся поверх нижнего, подобного робе, цвет которых изменяется в зависимости от времени служения, его целей, также эти дополнительные одежды снабжались специальной символикой, знаками. На саму «нижнюю рубаху» в восточной традиции знаков практически не наносилось, либо они служили просто частью отделки, украшением. Но далеко за примерами нам идти не придётся, вернёмся в дохристианский период к рубахе народов России и Европы. Здесь мы видим знаки, нанесённые непосредственно на нижнюю одежду и обладающие магическими функциями — вышивку. Особое значение наши предки придавали вышивке воротника, так как, согласно представлениям древних славян (и не только, такие верования до сих пор известны и у индейцев, и среди африканского населения[20]), душа, живя в сердце, покидала тело через рот / впадину на шее / темя / ets… По мнению исследователей, вышивка эта была столь объёмна, что постепенно приобрела вид отдельного накладного воротника, который можно видеть на древних изображениях, аналоги такого воротника встречаются и в других культурах и в более древние эпохи, например, в Египте. Конечно, использование подобного воротника совместно с робой вполне возможно, наравне с другими «накладными» одеждами, о которых мы уже упоминали, но если дополнительные одеяния сменяются в зависимости от задач, целей операции, то данный вид знаков носит более универсальный характер, нанесение такого рода знаков предпочтительнее непосредственно на робу, которая является цельным и достаточно универсальным инструментом. Также знаки наносят на рукава, капюшон и подол робы. Эти знаки являются постоянно действующими, применяемыми при большинстве операций, универсальными, чаще всего их функции по месту нанесения распределяются следующим образом:

  • Ворот: защита, усиление влияния, облегчение коммуникации.
  • Рукава: усиление воздействия
  • Подол: подпитка, подъём энергии, защита-фильтр, часто функции схожи с магическим кругом.
  • Капюшон: возможность видеть, воспринимать и в то же время скрытие от нежелательных взглядов, чужого внимания, в более специализированных традициях может быть снабжён знаком божества-покровителя.

Есть ещё категория знаков, которые обозначают традицию, положение, уровень и пр., человеку, работающему с традицией или в организации, они известны, потому останавливаться на них не вижу смысла, однако один пример мы всё же приведём.

«В ритуале участвует один жрец. Другое количество неприемлемо. Оператор должен иметь на груди первый сатурнианский пентакль Соломона.

Мантия — только Тау, чёрного цвета, с капюшоном, закрывающим лицо хотя бы наполовину. Спереди на капюшон помещают знак (1). Спереди на мантии должен быть знак (2). Сзади необходимо нанести такой герб (3). Альтернативой убранства мантии может служить такой рисунок (4)»[21]:

В большинстве случаев этим «инструкция» и ограничивается, рекомендации по работе со знаками, равно как и описание их действия, отсутствуют. Сами знаки взяты чаще всего из египетской и иудейской традиций либо из средневековых гримуаров, работ по алхимии и астрологии. В общем-то, ничего плохого в этих традициях и работах нет, напротив, они проверены временем и отработаны многими поколениями, плохо то, что начинающий в большинстве случаев использует такие знаки по принципу «надо — значит, надо», прочитал — нанёс, и достаточно. Действовать они, безусловно, будут, но вот сможете ли вы с ними взаимодействовать?

Самый лучший способ — подобрать или разработать знаки самостоятельно, ориентируясь на собственный стиль работы, традицию и т.д. Естественно, что эта задача не для новичка, но у новичка и не возникает обычно необходимости в знаках, наносить же их по принципу «чтобы было»… тогда уж лучше сразу взять театральный костюм и не тратить своё драгоценное время на какие-то там занятия, — надел — и уже Мерлин.

Начинающим с серьёзными намерениями можно порекомендовать достаточно простой вариант, который даёт необходимую защиту, способствует верному направлению потоков и при этом всегда может быть дополнен знаками при необходимости: сочетание обычной окантовки, которая при нанесении заряжается принципом защиты-фильтра (глухая защита а-ля скафандр тут, разумеется, не подходит, не увлекайтесь) и петель (спереди и сзади они доходят 2/3 голени, по бокам — до колена (но могут быть и равными передней и задней «петлям»), на рукавах — от запястья до 2/3 предплечья (петля располагается на внутренней стороне рукава («внутренней» не значит «изнаночной») по шву), на капюшоне — от края до 2/3 верха капюшона (угла)), которые облегчают набор, изменение и передачу во внешнее пространство энергии. Четыре нижних петли могут обозначать четыре Стихии мира, которые использует маг, пятая петля на капюшоне — влияние воли, разума на Стихии, Духа на Материю, таким образом мы получаем и классическую пентаграмму, и пирамиду, отражающие один принцип. Петли, нанесённые на рукав, переводят пентаграмму (5) в септаграмму (7), выражая влияние не только внутри системы, но и вовне (см. значение септаграммы), наносятся они на рукава, так как именно рука выражает реализацию влияния, сила которого берётся от элементов тварного мира (выражено Стихиями) и контролируется волей (разум).

Рисунок обычно наносится краской, другим веществом, способным при застывании/высыхании сохранять внесённую в него информацию и при этом нормально удерживаться на ткани, очень удобны акриловые краски по ткани, которые можно приобрести в магазинах для художников. Рекомендуемая ширина линии — ок. 5 мм.

Вышивка чаще всего выполняется нитками цвета, соответствующего основному цвету робы (например, чёрным по чёрному), либо не сильно контрастирующего цвета (например, чёрным по тёмно-синему) прямо поверх краски. В целом, без неё можно обойтись, хотя в процессе вышивания можно хорошо закрепить свойства, внесённые при нанесении краски.

На светлых мантиях знаки применяются реже, чем на тёмных, чаще всего наносят знаки покровителей, богов, это связано с уже описанной нами выше спецификой влияния цвета.

Вполне естественно, что знаки — не единственный способ. Уже на этапе шитья происходит определённая зарядка всех швов, как минимум, принципом целостности. Лично я как давно уже проверенным и зарекомендовавшим себя методом пользуюсь обработкой ткани специальными составами, зельями, с заранее подобранными свойствами. Вот пример такого состава (это достаточно универсальный вариант, однако он ориентирован не только на защиту, но и на придание ещё некоторых свойств):

Раствор наносится в два этапа. На первом создаётся определённая защита, которая снижает влияние последствий практик на организм, физическое тело, не допускает перерасхода энергии, негативных воздействий, способствует быстрому восстановлению и адаптации:

1.     Лимон 1 (очищение от негатива, улучшение восприятия);

2.     Зверобой 1/2 (защита, поддержка организма);

3.     Тимьян 2/3 (восстановление (тонкие энергии));

4.     Анис 1/2 (защита, трезвость ума);

5.     Полынь 1/2 (защита, восприятие тонкого мира);

6.     Алоэ 1/4 (защита от вредоносных существ тонких планов);

7.     Корица 1/3 (защита, трезвость ума, повеление, огонь);

8.     Мелисса 1/2 (защита, интуиция);

9.     Перец (красный) 1/3 (защита от вредоносных воздействий, дополнительная энергия для поддержания физического тела);

10.Тмин 1/4 (защита, отпугивание);

11.Тысячелистник 1/3 (восстановление, доп. барьер), дополнительно можно ввести ромашку;

12.Ладан 1/8 (видение, медитация, защита, очищение);

13.Лимонника корень 1/5 (стимулятор);

14.Крушина 1/8 (защита, снятие негативных магических действий, последствий);

15.Тополь 1/3 (впитывает отрицательное);

16.Рябина 1/4 (защита, обострение восприятия);

17.Папоротник 1/4 (связь с тонким миром, привлечение).

В данный состав входят 17 компонентов, естественно, что-то можно ввести дополнительно, от чего-то отказаться. В скобках даны не все свойства, лишь те, которые являются «ведущими» в данном составе, следует учитывать, что есть и другие, также стоит внимательно относиться к принципам, по которым эти свойства проявляются. Например, анис и зверобой защищают по принципу отпугивания, хотя и (в большей степени зверобой) привлекают энергии, необходимые для поддержания физического тела, это свойство позволяет создать фильтр от «паразитов», однако может осложнить работу со специально вызванными существами определённого рода. Для этого вводятся дополнительные компоненты, которые имеют свойства привлечения и облегчения контакта, но так как этот состав используется в первую очередь для пассивной охраны и поддержания, свойства привлечения (активное действие) в них выражены слабо, предпочтение отдаётся усилению восприятия (пассивное действие). Алоэ также осуществляет защиту, однако, принцип действия у него совершено отличен от зверобоя и аниса — оно действует подобно приманке, отвлекая негативное воздействие на себя, впитывая и тем самым нейтрализуя, подобным же образом действует тополь. Другой пример компонентов — корица и мелисса: корица стимулирует деятельность разума, мелисса — интуитивное начало, корица — солнце, мелисса — луна, каждый из этих компонентов даёт защиту в своей сфере, однако по отдельности они способны мешать работе, создавая перевес в сторону одного из начал (разумного или интуитивного). При этом есть также риск, что компоненты уравновесят и нейтрализуют друг друга, этого не допускают дополнительные компоненты, введённые в состав. При самостоятельной работе с зельями следует в первую очередь учитывать связь компонентов между собой, естественно, так же как и со знаками, следует внимательно ознакомиться с каждым из компонентов, которые вы собираетесь применить. Дозировка указана в частях. Для изготовления отвара рекомендуется применять родниковую воду, если есть такая возможность, если возможности нет — подержите в течение ночи обычную воду в хрустальной (хуже — стеклянной, положив в ёмкость серебряный предмет) посуде под луной. Отвар настаивается в течение суток, затем процеживается. Одного литра для обработки поверхности вполне достаточно, если у вас получилось меньшее количество, разбавлять следует спиртом, также небольшое его количество необходимо добавить, даже если объём устраивает.

Обработку следует производить в месте, где вы себя чувствуете лучше и безопаснее всего, где вы отдыхаете, где вам приятно находиться, это может быть помещение, где вы живёте, обычно дом даёт максимальное ощущение безопасности и комфорта, естественно, следует провести подготовительные процедуры по очищению пространства работы от посторонних влияний. Наносить состав следует на внутреннюю, изнаночную сторону, начиная со стороны спины, нанося от центра к краям, особое внимание уделяя обработке швов и края. Для нанесения можно использовать кропило, другие разбрызгивающие инструменты, способные обеспечить ровное нанесение состава, нежелательно протекание состава насквозь через ткань. Закончив обработку, выверните на лицевую сторону и дайте просохнуть в тёмном, закрытом месте.

Закончив с внутренней, переходим к внешней обработке. Здесь также даётся универсальный состав, подходящий как работающим в определённых традициях, так и «специалистам широкого профиля», внести в него изменения и дополнения можно по желанию, правила внесения изменений описаны выше:

1.     Эвкалипт 1/2 (обостряет разум, Луна);

2.     Тимьян 1/2 (покровительство богов, восстановление энергетики), можно добавить розу;

3.     Лён 1/2 (гибкость мысли, сила духа);

4.     Корица 1/4 (повеление, огонь);

5.     Перец 1/8 (огонь, сила);

6.     Мандарин 1/2 (повеление);

7.     Имбирь 1/3 (разум, мужество, уверенность);

8.     Мускат 1/4 (освоение нового, ум, удача);

9.     Дуб 1/3 (могущество, мудрость, сила);

10.Чернобыльник 1/2 (восприятие, видение);

11.Бессмертник 1 (прозрение, распознание, чувствительность);

12.Полынь 1/6 (тонкие планы);

13.Ландыш (ягоды) 1/7 (контакт), можно заменить на папоротник, 1/6 части;

14.Жасмин 1/8 (Луна, творчество, экстрасенсорика, адаптация);

15.Дурман 1/4 (восприятие);

16.Вороний глаз 1 ягода (видение, контакт) — не обязательный компонент;

17.Бергамот 1/8 (масло) (успех, развитие).

Также 17 компонентов, правила приготовления те же, за исключением того, что этот состав настаивается в два раза дольше, чем предыдущий. Наносится на внешнюю часть робы. Эту операцию следует производить на Месте Силы, в аномальной зоне с подходящими свойствами, в собственном рабочем месте, где вы проводите практики, и подобных местах, закрытые помещения для такой работы нежелательны, если, конечно, это не культовые сооружения и пр. Настоятельно не рекомендую использовать для работы кладбища, так как во время нанесения состава до создания структуры они значительно снижают его эффективность, после высыхания состав прекрасно взаимодействует и со средой кладбища, не теряя своих свойств.

Обработку робы придётся повторять как минимум один раз в год. Удалять старый состав рекомендуется родниковой водой с добавлением спирта (прим. 1/4-1/5 от общего объёма), наносить новый по тем же правилам, что и в первый раз.

Итак, мы рассмотрели историю, функции, значение и даже методы изготовления рабочей одежды мага. Мне довелось на своём опыте убедиться в необходимости данной одежды в ряде практик, в том числе и для обеспечения собственной безопасности, необходим ли такой инструмент как роба именно вам — зависит полностью от вас, я же надеюсь, что это небольшое исследование позволит вам, по крайней мере, сделать выбор с умом, на основании фактов, а не догадок и чужих мнений. И последнее: если вы всё-таки решили использовать робу, помните, надев её вы уже отвечаете не только за себя самого, ваше отношение, действия и прочее влияют на отношении к людям в робе вообще, и речь здесь идёт не только и не столько об отношении людей. Относитесь к данному инструменту, одному из основных для практикующего, соответственно.

 

27.09.2010 г.

 

 


[2] Исх. 28:4.

[3] Данный термин в отношении мантии мага мне более привычен, к тому же, словом «мантия» в данной работе обозначено большое количество вариантов одежды различного назначения, во избежание путаницы, буду употреблять его как синоним обозначения «мантия мага».

[6] Один из вариантов символьной системы, используемый приблизительно с XIII века, называемый типично-представительной (typico-representative), есть и другие варианты.

[10] © По Р. Кавендиш «Чёрная магия».

[11] © По «Ключики Соломона, переведённые с еврейского на латинский раввином Абоназаром, а с латинского на французский — М. Баролем, архиепископом Арля, в 1634 году».

[13] © «Славянская одежда».

[15] Травестизмом называется явление, когда мужчина (у женщин-шаманов обратное явление встречается редко) одевается в женские одежды, ведёт себя как женщина и т.п. Впервые описание такого поведения встречается у Геродота, он описывает энареев, скифских предсказателей: биологически являясь мужчинами, они носили женскую одежду и мужчинами по функциям,
положению и подобному не являлись. Крайняя форма травестизма описана среди шаманов Восточной Сибири, известны случаи, когда «обращённый» шаман «выходил замуж» за другого мужчину, в обществе это воспринималось вполне нормально. Есть и менее «радикальный» вариант, «узбекский шаман Ташмат-бола, ещё в конце 60-х гг. XX в. лечивший односельчан с помощью своих духов, ходил в женской одежде постоянно и даже здоровался по-женски. Но биологической природе он не изменил: был женат четыре раза и не проявлял никаких признаков физической неполноценности» (© по «Шаманы и шаманки»). В настоящее время это явление наиболее часто встречается в варианте «смены пола» только при проведении обрядов, в остальное время шаман ведёт себя как мужчина. Исследователи не пришли к единому мнению о том, чем вызван травестизм, однако явление это достаточно древнее.

[16] Локи в «Перебранке»  небезосновательно называет Одина, владеющего как мужской, так и женской магией, «Мужем женовидным»; Меркурий выступает гермафродитом, сочетающим противоположности, в том числе и в символике жезла; Велес не имеет ярко выраженной двуполости, но примечательно то, что капы ему ставят в местах «женских», под горой, а не на горе; Шива часто изображается с одновременно присутствующими и женскими, и мужскими половыми признаками; обращение к Юпитеру, которое цитирует Бл. Августин: «Юпитер! Всевластный над царями, делами мирскими и богами, Праотец и Праматерь богов!» («Jupiter omnipotens regum rerumque deumque Progenitor genetrixque deum»); «Зевс есть муж и жена бессмертные», — передаёт Аристотель слова Орфея; перечислять можно и далее.

[17] © По Р. Кавендиш «Чёрная магия».

[18] Такой вид робы часто называют Тау-мантией, поясняя, что «Тау-мантия, так называемая потому, что, когда вы стоите, вытянув руки в сторону, она похожа на греческую букву Тау» (© Крэг «Современная магия»). Греческая буква Тау ничем не отличается от нашей Т, которая, собственно, от нею и произошла, никакого намёка на ширину рукава в ней нет, однако именно робе греческого типа придаётся в настоящее время символическое значение жизни и воскрешения, то же значение имеет Tau.

[19] Сознательно не учтены «серединные варианты», например греко-католики, так как они являются плодом искусственных попыток объединения церквей, предпринимавшихся неоднократно.

[20] «Каким образом понятия о жизни, сердце, дыхании и призраке сливаются в одном понятии о душе, или духе, и вместе с тем, как неопределённы и темны такие понятия у примитивных обществ, ясно видно из ответов туземцев Никарагуа на вопросы об их религии в 1528 г.: “Когда люди умирают, из их рта выходит нечто, похожее на человека. Это существо отправляется к месту, где находятся мужчины и женщины. Оно похоже на человека, но не умирает, а тело его остаётся на земле”. Вопрос: “Сохраняют ли те, которые отходят туда, то же тело, то же лицо, те же члены, как и здесь, на земле?”
Ответ: “Нет, туда уходит только сердце”. Вопрос: “Но когда человеку вырезают сердце при жертвоприношении пленных, что тогда случается?” Ответ: “Уходит не
самое сердце, но то, что в теле даёт людям жизнь, и это покидает тело, когда человек умирает”. В других ответах указывается, что “не сердце поднимается вверх, а то, что заставляет людей жить, т.е. дыхание, выходящее изо рта”» (© «Тайны загробной жизни», сост. Е. Басаргина).

[21] «Liber Tаu» («Книга свободного»). Цитируемый источник (авторство которого неизвестно) не является одной из книг Телемы и не имеет отношения к используемой в данном направлении Liber Tav vel Kabbalae Trivm Literarum sub figura CD.