Белая магия — одно из традиционно выделяемых направлений магии. Согласно определению, близкому к общепринятому (точнее — конвенционному), белая магия — это магия, «направленная на совершение добрых дел и защиту от сил зла»[1]; «божественная магия, направленная на добро…, на созидание, гармонию, излечение от обычных болезней и болезней, вызванных с помощью чёрной магии…, это знание целебных растений, минералов, возможность предсказать судьбу»[2]. Белая магия характеризуется также как «высшая ступень» магии, а белый маг — как духовно совершенный «помазанник Божий», владеющий ясновидением, имеющий способности «влиять своей чистой, белой энергией на большие массы людей», излучающий «добро, тепло»[3]. Ещё одно определение белой магии — «волшебство, чародейство с помощью небесных сил», дающее также возможность «входить в общение с духами и повелевать ими»[4]. Отнесение магической системы, ритуала или конкретного мага к «белой магии» связано, прежде всего, с этическими (зачастую и религиозными) представлениями человека, дающего им то или иное определение[5], в частности с различиями в понимании того, что есть «добро», а что есть «зло», а также того, что важнее — внутреннее намерение или внешнее действие.
Одна из отличительной особенности современной белой магии — использование атрибутики религиозной магии, обрядов признанной в той или иной местности религии (иконы, советы сходить на исповедь, крестные знамения, обращения к Богу, Иисусу, Святым, Марии — в христианских регионах; амулеты с текстом из Корана, чтение имён Аллаха — в мусульманских, и пр.). В Средние века (а в исламских странах — зачастую и по сей день) это было не только «попыткой переосмысления религиозных символов в оккультном контексте»[6], но и обязательным условием выживания. Впрочем, многие «белые маги» стараются не связывать себя с официальными религиями и позиционируются либо как языческие жрецы (волхвы, друиды и пр.), либо как экстрасенсы, парапсихологи и т. п.
Существуют и другие определения белой магии. Согласно модели, изложенной в художественных произведениях Макса Фрая, «“белая” магия манипулирует более абстрактными вещами, такими как настроение, мысли, память» (в отличие от «чёрной», которая «больше тяготеет к манипуляциям с материей»)[7]. Согласно учению Телемы, «белой магией» является любая магия, ведущая к Великому Деланию[8]. Согласно воззрениям православной церкви, «белая магия является частью чёрной магии» (иначе говоря, всякая магия «богопротивна»: церковь «приравнивает грех колдовства к греху человекоубийства»)[9], а допустимы лишь те обряды, молитвы, таинства и пр., которые предписаны православной церковью.
[1] http://ezoterik.org/magia.php [2] Словарь по эзотерике (http://polbu.ru/ezoteric_dictionary/ch01_i.html). [3] Словарь эзотерический (http://ezorostov.ru/slovar/rostov-35.html). [4] Г. Плеханов. История русской общественной мысли (процитировано на
http://phraseology.academic.ru/6346/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B8%D1%8F
[5] Подробнее об этом см. Магия. [6] Warrax. Cogito / в журн. «Апокриф», вып. 47 (http://apokrif93.a-z-o-t.com/apokrif/48.pdf). [7] Макс Фрай. Чужак (http://lib.rus.ec/b/208664/read). [8] Aleister Crowley, with Mary Desti and Leila Waddell. Magick — Liber ABA — Book Four — Part III; Second one-volume edition, revised and enlarged. York Beach, ME: Weiser Books, 1997, p. 275 (процитировано на сайте: http://oto.ru/cgi-bin/article.pl?articles/magic_thelema/theory/angel.txt). [9] Подробно об этом см. Берестов, Печерская. «Православные колдуны» — кто они?(http://www.evangelie.ru/forum/t24903.html).