11.02.2012[1]
Сергей Трайзе: Итак, мы приступаем к циклу «История посвятительских организаций и тайных обществ», и начнём мы, я думаю, с сообществ древнего мира и конкретно — с одного из древнейших из числа известных человечеству посвятительских сообществ — магов. Слово «маги» я употребляю не в том значении, в каком оно используется в современной популярной (или не очень популярной) культуре. В данном случае под магами я подразумеваю членов посвятительского сообщества, основанного Зороастром (иначе — Заратустрой, или Заратуштрой). Это целая религиозная система, существовала она в VIII веке до нашей эры. Зороастр возвёл противоположность света и мрака к понятию о нравственных моментах — о добре и зле. Есть исконно владычествующий над миром бог добра и света Ормузд, или Ормузд (в разных вариантах), со светлыми помощниками, светлыми духами, и есть владыка тьмы Ариман — соответственно, тоже со своей свитой, со своими злыми духами. Между ними идёт вечная борьба, и каждый последователь этой религии должен способствовать победе добра. Культ происходил в храмах, без использования каких-либо изображений, и как средство очищения почитался огонь. Зороастризм господствовал в Персии до её завоевания Александром Македонским, впоследствии возобновился и существовал с III поVII век н.э., пока не был вытеснен исламом.
Кандидата готовили к посвящению в это сообщество, в эту мистерию многочисленными очищениями — в основном, посредством огня, воды и мёда. Число испытаний, которым кандидат должен был подвергнуться, было очень велико, и заканчивалось это постом 50 дней. Испытания происходили в подземельях, где испытуемый был осуждён на постоянное безмолвие и совершенное уединение. Это испытание сопровождалось очень тяжёлыми последствиями, некоторые кандидаты могли лишиться рассудка, но тот, кто проходил этот путь до конца, удостаивался многочисленных и торжественных почестей. Пройдя последнее испытание — извилистый лабиринт, состоящий из семи обширных сводов, — он достигал secellum (так называлось святилище) — ярко освящённого, сияющего золотом и драгоценными камнями. Великолепно украшенные изображения Солнца и планетарной системы двигались, и всё это под музыкальное оформление (там присутствовали музыканты). На востоке, на позлащённом троне восседал глава культа, главный маг, украшенный богатой диадемой, миртом и ветками и в тунике ярко-голубого цвета. Вокруг него стояли распорядители мистерии, они встречали неофита, поздравляли его и брали с него обязательства хранить в тайне то, что он там увидел, и то, что ему было вверено. Вверялись ему священные слова, и в числе прочих основных священных слов был Тетрактис — как они считали, имя бога. Формировался он из четырёх букв, что напоминает нам небезызвестный Тетраграмматон. Число 4 считалось самым совершенным, потому что в четырёх свойствах природы совмещаются все остальные. Поэтому и первые четыре числа, сложенные вместе, образуют декаду, после которой всё остальное подразумевалось как повторение.
Переходим к следующему пункту программы. Одно из самых интересных явлений в тематике истории тайных обществ — это митраиты, культ Митры. История митраитов достаточно чётко делится на два периода. Возник он где-то в III-IV веке до н.э., примерно в том же регионе, что и предыдущий культ — на территории Персии и Малой Азии. История происхождения самого образа Митры достаточно запутанная. Изначально это был некий спутник солярного божества, что-то вроде духа-адъютанта, духа на посылках. Постепенно образ приобретал всё большее значение, и в конечном итоге он выступает уже как самостоятельное божество, божество солярное, то бишь связанное с культом Солнца, и первый период — это, собственно, период поклонения в Персии и Малой Азии. Период второй связан с концом прежней эры, это последняя пара веков до н.э. и первые века н.э., когда он распространяется по Средиземноморью. Сперва он попадает в Грецию, а впоследствии — в Рим, где получил очень широкое развитие.
В настоящий момент существует очень много версий по поводу того, насколько культ Митры в Греции и Риме связан с культом азиатским, насколько сам образ божества в нём действительно происходит от персидского Митры. Существует множество версий по этому поводу, но, строго говоря, серьёзных, однозначных доказательств, что это было именно так, а не иначе, нет ни у одной. Вполне возможно, что это был какой-то совершенно отдельный культ, который просто позаимствовал название, какой-то образ, с целью, так сказать, придания себе солидности.
Здесь вы можете увидеть роспись на стене храма митраитов римского периода. На этой картинке изображён Митра, который убивает быка. Это один из важных элементов в церемониях митраитов, в частности, в церемониях посвящения, где тоже происходило убийство быка. Естественно, здесь есть своя основа — победа над тёмным, победа над неразумным, над дикостью, со стороны света — света как олицетворения разума, олицетворения победы, потому что Митра считался, в числе прочего, также божеством победы. Особенное распространение это получило в Риме, где, помимо, скажем так, общего распространения (он был распространён достаточно широко, не был каким-то тайным культом), существовала также сфера внутренняя, внутренний круг, и большинство посвящённых этого внутреннего круга были воинами, солдатами. В церемониях посвящения на глаза посвящаемому надевалась маска, и изначально он мог знать только тех посвящённых, кто стоял непосредственно на ступень выше него: тех, кто его рекомендовал, тех, кто вводил его в этот круг.
В культе Митры в римский период существовало 7 ступеней (это касается и общего круга, и круга внутреннего, воинского). Культ имел очень серьёзное распространение вплоть до того, что в него проходили посвящение римские императоры (хоть он и не имел никогда статуса какого-то официального культа Римской империи, у него было очень серьёзное покровительство, на самом верху, вплоть до правителей Римской империи). На одном из этапов посвящения, после того, как испытуемый проходит по коридору, на него набрасываются жрецы в образе диких зверей, имитируя нападение, и проверяют человека — насколько он смелый, насколько храброе у него сердце, насколько он вообще состоятелен как воитель. И есть история, что римский император Коммод при прохождении этого посвящения настолько вжился в роль, что убил одного из жрецов в ходе этого потешного поединка. Если же испытуемый все испытания проходил достойно, он становился неофитом, новопосвящённым, и ему сообщали такие элементы, как символы и знаки. Одно из первых упоминаний использования знаков в тайных обществах — это как раз мистерии Митры, в первую очередь римские. Именно мистерии Митры — одно из самых ранних упоминаний этой традиции, которая впоследствии войдёт в традицию у европейских тайных обществ — у масонов, у розенкрейцеров.
Культ Митры получил очень широкое распространение, и считается, что он существовал приблизительно до IV века н.э. Официально принято полагать, что он был задавлен развивающимся в Римской империи христианством, но по факту можно говорить скорее о частичном слиянии этих культов, поскольку очень многие традиции солярных культов перетекли в христианство. Достаточно вспомнить хотя бы дату Рождества — 24 декабря, день рождения бога Sol Invictus, римского солнечного божества, но это уже отдельный разговор.
Следующим пунктом у нас идёт Египет — собственно, в каком-то смысле колыбель символизма, в первую очередь, символизма мистического, то, что впоследствии впитали очень многие тайные общества — как мистические школы того времени (очень много переняла от Египта Греция), так и мистические сообщества более позднего времени — Средневековья и современности. Египет — это, наряду с теми же митраитами, один из важнейших источников.
Если говорить непосредственно о мистериях Древнего Египта, то большинство их связано, по сути, с легендой об Осирисе. В данных мистериях было три части, три ступени посвящения. Одна — скажем так, малая, можно сказать, общенародная — это мистерии Изиды, мистерии, связанные с образом Богини-Женщины, Богини-Матери. Собственно, то, что перетекло впоследствии в ритуалы, связанные с женственностью, со всем, что касается атрибутов и функций женщины, — источники всего, что с этим связано, лежали именно в этой колыбели, в мистериях Изиды. Вторая и третья ступени более закрытые, куда принимали уже далеко не всех. О второй — мистериях Сераписа — очень мало что сохранилось, мне даже не удалось найти по ним структур церемоний как таковых, очень мало осталось сведений. Но известно, что была некая привязка к астрологической тематике, привязка к легенде об Осирисе. Возможно, это была какая-то теоретическая степень, где рассматривались аспекты легенды об Осирисе, то есть, подготавливали, по сути, к третьей ступени, которая так и называлась — мистерии Осириса, третья и высшая ступень. В этой ступени посвящаемый проходил легенду об Осирисе. Он должен был пройти весь тот путь, который, согласно легенде, проходил Осирис — это был образ умирающего и воскресающего божества. Это также очень важный момент в истории всех тайных обществ, поскольку этот образ — образ смерти и воскресения — это как рождение нового человека: умирает человек прежний, рождается человек новый, человек просвещённый, человек с неким изменённым состоянием восприятия. Без этого элемента не обходилось практически ни одно инициатическое сообщество ни в то время, ни впоследствии, поскольку основа любой инициации — это смерть и возрождение, то есть смерть человека старого и рождение человека нового.
Конечно, впоследствии мистерии Египта, как и, наверное, всё на свете, пришли в упадок. После завоевания Египта Римом и, впоследствии, прихода туда арабов всё это постепенно вытеснялось, в том числе сначала христианской, а впоследствии и исламской религией. Но свою роль они сыграли, то есть заложили основы, без которых, наверное, не было бы очень многих мистических школ и тайных обществ, которые были в Средневековье и существуют в наше время, — а если бы они и были, то были бы уже другими, не настолько красочными, не настолько символичными.
И завершающая территория нашего цикла — это Греция. Нельзя миновать Грецию, говоря о современной культуре, в том числе и о культуре тайных обществ. Мы затронем два вида мистерий: это Дионисии и Элевсинские мистерии. Расцвет Дионисий, то бишь мистерий в честь Вакха, Диониса, покровителя виноделия, приходится на VI-IV вв. до н.э. Особенно распространены они были в Афинах, и существовало несколько видов Дионисий. Великие — или, как их ещё называли, городские — праздновались в конце марта — начале апреля, то есть в весеннее равноденствие. Они включали в себя торжественные процессии в честь Диониса, выступления и состязания хоров, атлетов. Далее следуют Дионисии-Ленеи. Отмечались они в конце января — начале февраля и получили своё название в честь одноимённого святилища бога Диониса, которое находилось, как предполагают, недалеко от афинского акрополя, примерно на расстоянии 300 метров (в разных источниках по-разному). Далее следуют Анфестерии: отмечались они в конце февраля — начале марта и приурочивались чаще всего к открыванию бочек с молодым вином (собственно, в тематике функций божества). И также существовали Малые Дионисии — или, как их ещё чаще называли, сельские. Отмечались они в конце декабря — начале января, связаны с началом солнечного года и сохранили очень многие пережитки так называемых аграрных магических ритуалов — всевозможные шествия с фаллическими предметами и прочие красивые вещи. Малые Дионисии сопровождались также принесением в жертву нечистого животного, которое после этого поедалось. Если проходило посвящение, то оно происходило в форме постановки истории Вакха, убиваемого титаном (в роли Вакха выступал неофит), это всё та же самая тематика убийства и воскрешения.
Последним пунктом у нас идут Элевсинские мистерии. Это мистерии в честь богини Цереры — богини, которая также является параллелью египетской Изиды, во многом образ схожий. Основная легенда мистерии обыгрывает ту же историю Осириса, хотя официально она связана с историей Прозерпины, или, как по-гречески, Персефоны, то бишь супруги бога подземного царства. Почему я сказал, что есть связь с мистериями Изиды и Осириса? Поскольку в этой истории Персефону похитил бог подземного царства Аид (или, если брать римскую мифологию, Плутон) — как и Осирис исчез из мира живых и попал в мир мёртвых, а впоследствии, будучи воскрешён своим сыном Гором, мог возвращаться в мир живых, пребывая то там, то там. Та же история случилась и с Персефоной, которую похитил Аид, но впоследствии, будучи вынужденным её отпустить, дал ей съесть зёрнышко граната. Соответственно, человек, который что-то съедал в царстве мёртвых, уже не мог потерять память об этом и получал с ним определённую связь. И Персефона, согласно легенде, проводила часть времени на поверхности, в мире живых, часть времени — в мире мёртвых. Та же самая сезонность: когда она уходила в мир мёртвых — это пора увядания; когда она возвращается в мир живых — соответственно, пора цветения, весна и тому подобное.
Мистерии посвящения в Элевсины длились 9 дней, состояли они из обрядов очищения, обрядов жертвоприношения, и обряд посвящения в таинство начинался с провозглашения герольда: «Удалитесь, непосвящённые». Посвящаемый являлся обнажённым в знак того, что он в данный момент беспомощен и зависит, как официально считалось, от судьбы, от провидения. На него надевали телячью шкуру, брали клятву молчания и задавали центральный вопрос: «Ел ли ты хлеб?». Это связано с тем самым моментом легенды о Персефоне, которую, как я уже говорил, угостили в царстве Аида гранатовым зерном. Посвящаемый отвечал: «Нет» (Прозерпина вернуться насовсем не могла, потому что ела). Также тут можно усмотреть похожую легенду с Адамом, грехопадение которого связано с поеданием запретного плода. Посвящаемый отвечал: «Я испил священную смесь, меня питали из корзины Деметры, я трудился, я возлежал на ложе», — то есть он проходил искус и искус этот миновал. Пройдя посвящение, он вводился во внутреннюю часть храма, где созерцал статую Цереры, освещённую там (организовывался очень мощный, ослепительный свет), и посвящаемый, которого до этого называли mystes, новичок, теперь уже получал новое наименование — очевидец (это, конечно, условный перевод). Соответственно, ему сообщали содержание учения, знаки посвящаемых и всё то, что полагалось.
В принципе, все эти церемонии, все эти тайные общества друг с другом похожи, и дело не только в том, что они как-то перекликались, имели друг от друга определённую преемственность и друг на друга влияли. В их основе лежат достаточно общие проблемы — проблемы повседневной жизни человека, его восприятия: та же сезонность и тот же принцип смерти и возрождения, то есть желание появления нового человека, более совершенного, более развитого. Собственно, в этом, по-моему, и состоит суть любых мистерий.
[1] Транскрипт составила Марина Шевченко, ред. Fr. Nyarlathotep Otis.