14.01.2012[1]
Шри Бумер: Я для начала представлюсь. Меня зовут Дмитрий, фамилия моя — Евсюткин. Я с конца 90-х годов начал углублённо заниматься эзотерикой, прошёл разные стадии подготовки в разных сектах, культах и религиях и, в конце концов, выработал свой собственный стиль. Это как в боевых искусствах: люди, которые хотят быстро достичь какого-то мастерства, занимаются полгода боксом, три месяца — каратэ, четыре месяца — айкидо и через два года уже идут и преподают свой собственный стиль. У меня такая же ситуация.
Поскольку у нас тема — буддизм, то я, наверное, предпочёл бы, чтобы наша лекция шла в режиме диалога или круглого стола, чем как классическая лекция, поскольку я не преподаватель и наверняка владею меньшими знаниями, чем любой преподаватель университета с кафедры истории Востока, допустим. И ещё такой момент: каждый из нас, все мы знаем, находится на каком-то определённом этапе, лестница в небо у каждого своя, и каждый на своей ступеньке стоит или оказался в тот момент, когда мы встретились здесь. Я могу сказать про себя, что я года четыре точно не перечитывал никаких эзотерических, религиозных или других книг. Когда до определённого уровня мой сосуд набрался, я просто это дело прекратил и вынес из всех учений одну вещь… Нет, не одну, там несколько. Примерно так: просветления нет, но стремиться к нему нужно. А стремиться к нему нужно совершенно различными путями: можно принимать всё хорошее из разных религий и учений, из практик, а можно взять за основу что-то одно и двигаться этим путём. Как раз к этому суфийская притча про то, как один из знаменитых суфиев увидел человека, который искал воду, и спросил его, что он делает. Тот говорит:
— Я ищу воду.
— А почему ты роешь такие маленькие ямки? У тебя двадцать ямок, и так воды тебе не достичь. Надо копать одну и глубоко.
Это к тому, что многие из нас копают много ямок, но никогда не достигают воды.
Перейдём к буддизму. Нет, ещё не перейдём к буддизму, я просто хотел сказать о том, что я перечитываю на ночь глядя. Я читаю как художественную литературу такие вещи как Сутта-нипата. Просто лежит у меня вечером на тумбочке, взял — открыл, почитал, закрыл — положил. Подумал, конечно. Это Евангелие, точнее Новый Завет в четырёх Евангелиях. Дао Дэ Цзин (тоже все знают). И классическая книжка, одна их моих самых любимых, — это Бхагавадгита. Она у меня вся исписана, почёркана: тяжкие ночные бдения не давали мне покоя, поэтому я хотел просветлиться. Да! И такая книжка, которая повествует о том, что все учения суть одно — как ни смешено, она православная, — называется: «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу». Теоретически, она есть в церковных лавках, наверное…
Нэлла: А автора можно?
Шри Бумер: Автора как такового нет, насколько я помню, просто «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу», православные их все знают. В этой книжке рассказывается о том, как человек бродил по России с сумой, в которой были две книжки: молитвослов, по-моему, и Евангелие. Можно с уверенностью сказать, что книжка если не на 100 процентов, то на 70 повторяет историю жизни Будды. Хотя там обычный русский человек. В принципе, что ещё? У меня книг очень много, но я предпочитаю, если брать буддизм, использовать такие книжки. Они маленькие, и в них всё есть.
Fr. N. O.: Притчи?
Шри Бумер: Да, в основном притчи. Я написал ряд притч на тему просветления. Можно в Интернете набрать, называется «Дзенские притчи Корабля Дураков». Там три части, которые повествуют о школе, в которой я долгое время пребывал, и о том, как я в итоге не просветлел. Получается, что мастер Джи, Головин, Дугин, Пелевин, даже Лимонов, в какой-то степени, и Мамлеев, и многие другие — они все были в одном эзотерическом кружке, в котором был наш добрый учитель, который умер год назад. Владимир Степанович Григорьев, или мастер Джи. О нём ноль информации в Интернете, буквально одна или две заметки. Можно «Корабль Дураков» набрать — там, может, тоже высветится. Сейчас, когда он умер, руководят два его ученика. Старший ученик, Касьян (Костя Серебров), написал десяток эзотерических книг, одна из самых замечательных книжек, которые он написал, называется «Один шаг в Зазеркалье».
Вроде, всё рассказал, вступление сделал. Можно переходить, наверное, непосредственно к буддизму.
Что мы знаем о Будде? Я полагаю, вы всё равно подготовленные люди, тоже знаете о Будде если не больше меня, то, во всяком случае, столько же. Мы знаем, что буддизм называется самой древней мировой религией. Хотя, естественно, мы задаём себе вопрос: почему она самая древняя, если есть индуизм и иудаизм. Ответ на него такой: буддизм, зародившись в Индии, распространился на многие страны, а индуизм и иудаизм, как правило, локальны. То есть, буддизм является, действительно, древнейшей мировой религией потому, что буддизм не локален: зародившись в Индии, он переместился в Юго-Восточную Азию, распространившись до территории нынешней России. Например, в Бурятии и Туве практикуют буддизм направления Ваджраяна, тантрический буддизм, иначе говоря. А индуизм и иудаизм — это локальные религии; хотя они древнее, чем буддизм, но они локальны, и, как правило, все иудеи — это евреи, и наоборот, практически все евреи — иудеи. Несмотря на то, что буддизм зародился в Индии, на сегодняшний момент в Индии всего 1% буддистов. Я буду рассказывать про своё восприятие этой религии и тех мест, где мне удалось побывать. В Индии я был неоднократно, порядка шести раз, объехал все основные ашрамы — как индуистские, так побывал и в Бодхгая, в Ришикеше (я имею в виду из святых городов), в Варанаси. Могу сказать, что единственное место, где наблюдаются остатки буддизма — это как раз Бодхгая, где Будда впервые в 35 лет просветлел. Я всегда сравниваю биографии наших великих учителей, и что интересно: Будда просветлел в 35 лет, Христос учил в 33 года (считается, что Христос тоже просветлел в 33 года, собственно говоря), и Христа распяли — я боюсь ошибиться числом — в месяце нисане. Месяц нисан — это у нас март-апрель. Будда родился, умер и просветлел тоже в один месяц — в майское полнолуние. Просветлел он в 35 лет, а умер в 80, то есть прожил гораздо больше Христа, и благодаря этому ему удалось — слово «обработать» не подходит — обучить как можно больше своих последователей.
Вкратце, что мы можем рассказать о Будде? Будда родился в царстве Капилавасту, сейчас это небольшой городок вблизи Катманду (я там был), и, как это следует в восточной традиции, к нему пришли знающие дядьки, осмотрели ребёнка и сказали: «Да! Мы ясно видим, что на нём 33 признака того, что он великий человек». Это происходит до сих пор; я думаю, что когда родился Владимир Путин, к нему тоже пришли старцы и сказали, что на нём 33 знака Владимира Путина, что он будет настоящим Путиным. То же самое случилось и с Буддой. Кстати, то же самое случилось и с Христом: к нему пришли волхвы с Востока — с Востока! — и, осмотрев его, сказали: «Да, далеко пойдёт». И когда его осматривали, пригласили мудреца и спросили его составить джотиш, то есть астрологический индуистский прогноз на тему, кем же он станет. И мудрец, погадав, сказал, что он станет либо великим воином, либо великим святым. Под воином мы можем подразумевать не то, что он воин в плане человека, который сражается непрерывно с другими соседними царствами, воин отождествлялся со своей варной. Варна воинов — это варна кшатриев, соответственно, все цари в индуизме, в Индии были кшатриями, включая Великого Раму, Рамачандру. То есть значение было такое, что он станет великим царём. Его отцу, царю Шуддходане, этот прогноз не совсем понравился, и он подумал, что, чтобы оградить ребёнка от дурных мыслей стать великим святым, нужно его изолировать и доставить ему массу удовольствий, чтобы он почувствовал вкус жизни. И до 29 лет Будда женился, родил сына, предавался пирам, удовольствиям, воинским забавам и прочая, прочая, прочая.
Один раз, когда он выехал на охоту, с ним случилось, как это называется в японском дзен-буддизме, кэнсё, то есть мгновенное просветление: на минуту открылись врата, проявился луч света, осветил мозжечок, и Будда возрадовался и решил, что он станет Буддой. А что произошло? Произошло то, что он, ехав мимо поля, увидел, что во́роны клюют червей, и подумал: «Да, жизнь — странная штука: каждый живёт за счёт того, что убивает другого». Когда он возвращался во дворец, он увидел ещё три момента, которые являются базовыми в буддизме: похоронную процессию, калеку и нищего. И когда он увидел, он понял, что жизнь есть страдание. Тогда ещё он свою доктрину не сформулировал, но первый постулат из этой доктрины уже присутствовал. Четвёртым моментом (он часто не упоминается) было то, что после всего этого он увидел святого старца, который, погрузившись в глубокую медитацию, не обращал внимания на внешние аффекты. В Будде семя как раз тогда и зародилось. Он принимает решение покинуть дворец, оставить молодую жену с сыном, царство и всё прочее и уходит в лес к отшельникам. Вся его шестилетняя практика от 30 до 35 лет заключалась в том, что он искал методы наиболее углублённой концентрации и проводил всё своё свободное время, кроме медитации, в аскетических практиках. Аскетические практики до сих пор в Индии достаточно суровы, а в буддизме Ваджраяны они сверхжестоки. Будда подвергал себя сверхжестоким практикам, которые сейчас практикуются в Тибете, и, по собственным словам Будды (о которых мы знаем, но не знаем, кто их передал), когда он дотронулся до своего живота, он нащупал позвоночник. В общем, несколько лет у него прошло в этих практиках, и он достиг во всех этих направлениях максимальной отдачи, так ему сказали все учителя, у которых он учился.
Сиддхартха — это собственное имя Будды, которое означает, по разным переводам, «бесценный подарок», «полноценный дар» или «выполненное желание», — в общем, что хотел царь, то оно и получил; Готама (Гаутама) — это его второе имя, родовое, которое пришло от одного святого по имени Готама, который был прапраправнуком царя Ману. Ману написал законы Ману, а законы Ману, как мы знаем, если убрать всё лишнее (лишнее — это то, что не дожило до нашего времени, а нелишнее — то, что дожило, это варновая система, хотя у нас принято говорить не «варна», а «каста», и я в дальнейшем буду придерживаться слова «каста»), сводятся к тому, что есть четыре касты, которые установлены самим пространством: Шивой, Вишну, Брахмой, без разницы. Они установлены, и их нужно придерживаться, и до сих пор эта базовая основа в Индии живёт и процветает. Кто смотрел фильм «Миллионер из трущоб»? Фильм попсовый на самом деле, но в нём есть определённые эзотерические моменты, такие фильмы надо смотреть потому, что там полно эзотерики. Так вот, этот «миллионер из трущоб», который впоследствии стал миллионером, был, на самом деле, из низшей касты; даже не из низшей касты, он был внекастовым существом, «неприкасаемым»: это были те люди, которые чистили сортиры или выделывали кожу.
Мы оставим немного в стороне Будду и его личность, и я скажу два слова по поводу того, что происходило в это время в Индии. В это время в Индии, как мы знаем, вовсю господствовал индуизм — брахманизм, ведизм и прочие ответвления индуизма, которые мы будем называть одним словом — индуизм. Так вот, индуизм в это время находился в сильном упадке, и находился он в сильном упадке благодаря тому, что кастовая система на тот момент сильно себя не то чтобы исчерпала, она просто перестала развиваться, закостенела и стала тормозом для развития индийского социума. В целом относительно этого тонкого момента можно сказать следующее: общество в том виде, в каком оно существует сейчас и в каком оно существовало тогда, когда писались законы, ничуть не изменилось, то есть оно до сих пор разбито на касты. Но есть одно «но»: вся история человечества больше характеризуется борьбой не стран, не национальностей, не религий, на самом деле, по большому счёту, а борьбой каст. И если 2000 лет назад, в основном, боролись брамины и кшатрии, священнослужители и воины, то в XVII-XVIII век, может, даже в XVI-XVII век, на арену мировой истории вышла буржуазия, то есть третья каста, которую мы знаем как вайшья: купцы, крупные землевладельцы или ремесленники, которые переросли потом в промышленников. В итоге произошло то, что мы сейчас наблюдаем: вайшьи победили во всём мире, и наступила Кали-юга, то есть знания эзотерические никому не нужны; подвиг, честь, совесть, другие мужские качества, которые присущи кшатриям, оказались не нужны, и теперь мы молимся тем богам, которые в мир внесли вайшьи, то есть Баалзебубу, Анубису, Золотому Тельцу и прочим, прочим, прочим.
Так вот, ещё один момент я замечу по поводу каст: среди браминов считается (то есть, на самом деле, брамины утвердили эту мысль), что из касты в касту перейти нельзя. Более того, если совершались любые межкастовые браки, то дети, которые производились в этих межкастовых браках, сразу попадали в «низшие», в «неприкасаемые». Есть такое понятие как «чандала»: самое грязное, самое отвратительное человеческое существо в Индии происходит, на самом деле, от шудры и браминки. То есть — браминка, шудра, а сын или дочь у них — это самое омерзительное существо, которое брамин должен обходить за полкилометра, не должен даже наблюдать глазами его, чтобы не осквернить глаза. Вот такая была ситуация. Одним из тех людей, которые написали, что брамины неправильно толковали законы Ману, был Пётр Успенский. Какая из его книг, я уже забыл, не помню, давно не перечитывал его. Там у него была такая мысль, что переход из касты в касту происходит оттого, что человек набирает определённое количество энергии, то есть насколько она чистая, насколько её много — это позволяет человеку забраться на ступень от шудры до брамина. И, на самом деле, так оно и происходило потом уже в атлантической (средиземноморской) цивилизации, и в той цивилизации варваров, которая разрушила средиземноморскую цивилизацию, так оно и произошло. Браминами и кшатриями становились самые энергичные, самые целеустремлённые люди.
Так вот, в Индии было всё плохо, и люди ждали чего-то нового. Если мы проведём параллель с христианством, то там было то же самое: была каста левитов, которая в иудаизме приватизировала отправление священных обрядов, она до сих пор существует; были воины (я уже не помню точно, из какого колена, не силён в иудаизме); и была религия, которая, так сказать, имела нечистый вид, не тот, о котором проповедовал Моисей, и не тот, который был записан в Торе. Соответственно, Израиль находился под пятой римлян, и всё было очень плохо, и народ ждал прихода Мессии, и Мессия пришёл. Если мы возьмём и выкинем из истории человечества пять человек — условно говоря, Христа, Будду, Моисея, Магомета, Заратустру…
Нэлла: Кришна уж тогда, скорее…
Шри Бумер: Кришна… нет, скорее, Лао-Цзы или Конфуций… то получится, что, на самом деле, с человечеством за 5 тысяч лет ничего не происходило: как были люди высшей стадией животного мира, так они и остались. Но каждый раз, когда в мире всё становилось плохо, появлялся какой-то из просветлённых, и мир — как корабль по морю: плывёт, шторм, буря, темно, ничего не видно, и вдруг появляется маячок, начинает моргать, мол, давай плыви сюда, здесь тихая гавань. И таким образом появился Будда в VI в. до н. э. в Индии. Проплутав, помучившись, позанимавшись аскетизмом и прочими практиками, Будда, наконец, дал себе обещание, что вот сейчас сядет под дерево и не будет ни есть, ни пить, пока не достигнет просветления. Не помню, сколько он сидел под ним: то ли год, то ли два, то ли три, это на самом деле не так важно. В итоге он погрузился в такое глубокое самадхи, что мир открылся, ангелы небесные заиграли, сознание расширилось до слияния с Брахманом, Атман с Брахманом слились, Инь и Ян стали одним пятном вместо двух, и Будда все вещи для себя решил, ему стало всё ясно. И поскольку ему всё стало ясно, а человек он был нежадный, он решил поделиться этой ясностью с другими людьми. Тут же он идёт в Варанаси, это священный индуистский город. Согласно Ведам, в Варанаси должен умереть каждый уважающий себя индус, и поэтому обычное состояние в Варанаси такое: подъезжаешь к городу — стоят клубы дыма над городом. А что это делают? А это на берегу Ганга (два-три километра) есть такие ступени огромные, называются гаты, и на этих гатах жгут костры. На этих кострах жгут правоверных индусов, а потом их швыряют в Ганг. Затем правоверные индусы спускаются в Ганг, чистят зубы, умываются, уши чистят и не заболевают абсолютно никакими болезнями. Это говорит о том, что Ганг — это источник силы.
Итак, он пришёл в Варанаси и начал проповедовать. Он хотел поделиться с людьми этой ясностью, но люди его не приняли и, как гласит одна из притч, даже начали закидывать его гнилыми помидорами и обзывать нехорошими словами. Будда вернулся обратно, нашёл четырёх своих товарищей, с которыми они вместе занимались аскетизмом, и решил их обратить в своё учение, и у него это удачно получилось, примерно так же, как у Христа. Христос позвал апостолов «ловить человеков», примерно то же самое сказал Будда:
— Господа, я принёс вам четыре великие истины.
Они говорят:
— Какие?
Вы все знаете, какие великие истины принёс Будда:
— Жизнь есть страдание; страдание порождают желания; страдания можно избежать; а как избежать — приходите ко мне в Дворец Культуры железнодорожников, понедельник, среда, пятница, с 19.00 до 21.00. Вход платный.
На самом деле, Будда — впервые, наверное, в человеческой истории — пришёл к людям как врач, и буддизм очень близок к этому. Недаром все более-менее известные философы XVIII-XIX века так или иначе соприкасались, писали о буддизме: и Шопенгауэр, и Ницше, и взять Германа Гессе — он даже написал биографическую повесть Будды, которая называется «Сиддхартха». И когда товарищи по несчастью услышали от Будды эти четыре великих истины, они прониклись до невозможности и решили пойти вместе с ним, чтобы нести миру разумное, доброе, вечное. Будда пришёл в Варанаси и встретил жителей этой деревни, которые увидели его уже в сопровождении толпы учеников. А в Индии как всё происходит? Там если собрались два человека, то через полчаса их будет сто, а через три часа уже будет тысяча. Так вот, когда Будда собрал четыре человека вокруг себя, к ним сразу начали приставать любопытные, желающие просветлиться, исцелиться и прочая, прочая, прочая, и сразу их количество разрослось. И жители деревни подошли к нему и сказали: «Прости нас, великий учитель, что мы закидывали тебя гнилыми бананами и обзывали нехорошими словами». Он говорит: «Нет, друзья, мне вас не за что прощать. Вы несли мне незрелые плоды. Я их не принял, кушайте их сами». То есть Будда намекал на то, что он совершенно отстранён и индифферентен к внешним проявлениям людских аффектов и не обижается на людей.
Все жители деревни сразу просветились и примкнули к ученикам Будды. И эта толпа начала путешествовать, идти к низовьям Ганга, и везде они проповедовали, и везде их принимали «на ура». Почему? Почему случилось так, что буквально в течение ста лет со смерти Будды буддизм распространился практически на всю территорию Индии и стал основной религией во времена царя Ашоки? Всё из-за каст. То же самое произошло спустя тысячу с чем-то лет, 1500, наверное, когда мусульмане, арабы, Великие Моголы захватили север Индии и установили своё царство. Это происходило из-за того, что людям не нравилось чувствовать себя в качестве грязных животных, и все эти шудры, чандалы и прочие неприкасаемые хотели ощущать себя нормальными людьми. Соответственно, и мусульманство, и буддизм очень хорошо легли на индийскую почву. Что нового принёс Будда простым индусам? Простым индусам он принёс совершенно простые вещи. Как у любого учителя, его учение состояло из нескольких вещей: нравственные уложения, философские и метафизические аспекты и сама практика. Каждый человек, который принимал учение Будды, с большой долей вероятности должен был бы стать просветлённым или на всём скаку — я называю это так — ворваться в двери сияющей нирваны. Кроме Будды, это ни у кого не получилось (так же, как и кроме Христа, это тоже ни у кого не получилось). Говорят, что это получилось у многих, но документальных подтверждений этому нет.
Первое: Будда сразу всех уровнял и сказал, что просветления, то есть нирваны, может достигнуть каждый: не брамин, не кшатрий, не вайшья даже, а любой, и шудра, и неприкасаемый мог стать просветлённым, мог остановить колесо смертей и перерождений. Это было очень ново и очень всем нравилось. Второе: если ты не сумел остановить колесо смертей и перерождений в этой инкарнации, стоит ли тебе печалиться? Конечно, не стоит. Потому что если ты в этой информации не добился просветления, то в следующей инкарнации ты обязательно добьёшься просветления. А если в следующей инкарнации не добьёшься просветления — ещё через инкарнацию добьёшься. Надежда всегда умирает последней: инкарнации идут, юги заканчиваются, а просветление всё не приходит, но надежда всё-таки остаётся у людей, то есть Будда зажёг светильник надежды, маяк; и на маяк полетели мотыльки. И потом эти мотыльки трупами падали возле светильника. Так всегда: сильное знание опаляет крылья неопытным адептам и неофитам.
Что ещё можно сказать относительно этого? Какие ещё доктринальные вещи были в буддизме? Мы понимаем, что инкарнация была взята Буддой из индуизма. Никакой религии буддизма тогда не было; было учение Будды. Мы не знаем достоверно, было ли оно в рамках индуизма. Говорил ли что-то Будда об индуистских богах? Скорее всего, нет. Центральная притча — это вопрос о Боге, в буддизме она звучит следующим образом. К Будде пришёл один человек и спросил его: «Есть ли Бог?» Будда ответил: «Нет. Бога нет», и он ушёл. Потом пришёл другой человек, он сказал: «Есть ли Бог?». Тот ответил: «Да. Бог есть». И когда пришёл третий и сказал: «Есть ли Бог?», Будда ответил: «Посиди со мной». И тот предался состоянию глубокого самадхи (это не астральное каратэ, а чуть лучше) и, погрузившись в это, испытал небольшое сатори и понял, что Бог есть. В доктринальные вещи буддизма Бог как раз не входит; входит нирвана, хотя о нирване Будда тоже не говорил никогда, что это такое. Все последующие трактовки, что такое нирвана, расширяли понятие, которое внёс Будда, а Будда внёс совершенно простое понятие: «остановить колесо смертей и перерождений». Что это значит? Это значит, что, если мы возьмём такую картинку мира и возьмём человека, то океан бушующий — это суть сознания человека. Огромные волны — это, так сказать, состояния аффектов, клеши: гнев, ярость, похоть, другие желания. Какие-то мелкие вещи называются самскарами — это те вещи, которые побуждают человека переродиться в следующей жизни. Например, у меня есть в этой жизни желание стать актёром, допустим, но я им не стал, и это меня гложет. У кого-то есть желание стать миллионером, его тоже это гложет. Эти желания в этой жизни являются причиной того, что ты рождаешься в следующей жизни. Так вот, погружение в нирвану и остановка колеса смертей и перерождений означает только то, что океан полностью успокоился, светит Луна, и когда ты смотришь (если ты Будда) на океан и на небо и видишь, что Луна светит и в небе, и в океане, и ты не понимаешь, где океан, а где небо, потому что океан и небо — это одно и то же, то ты понимаешь, что стал обладать сознанием Будды. То есть ты Будда. Назвался Буддой — и можешь уже идти учить.
Что мы имеем? Мы имеем инкарнацию, нирвану, колесо смертей и перерождений, которое называется сансара, отсутствие Бога, — и, пожалуй, всё, что является доктринальными вещами в буддизме. Ещё следует отметить такую вещь, которая будд разделяет на несколько категорий. Я не буду их брать, их шесть или семь: женщины-будды, боги, ещё кто-то… На самом деле, кроме будд, есть ещё такие люди как бодхисаттвы. Бодхисаттвы — это те будды, которые просветлели, но не ушли в полную нирвану, то есть не забили на всё человечество, а решили остаться, так сказать, в миру и нести светильник знаний всему человечеству, тянуть за собой народ, чтобы они все строем шли в нирвану. Об этом Горький написал в своём бессмертном произведении «Старуха Изергиль», там была сказка о Данко, в которой, когда люди заблудились в лесу и не знали, куда идти, Данко разорвал себе грудь, выхватил оттуда своё сердце и вывел людей из леса. Фактически он поступил так же, как Будда и Христос, практически один в один. Как Горький умудрился написать эту повесть, я, честно говоря, немножко не понимаю до сих пор, но, тем не менее, любому хорошему писателю не откажешь в некотором провидчестве и в том, что иногда приходят откровения. Так вот, эта повесть заканчивается тем, если вы помните, что Данко кто-то толкнул, сердце его выпало, и люди пошли и растоптали его сердце. Они уже вышли, Данко был им не нужен, и про него забыли.
С Буддой произошло примерно то же самое: в 80 лет его, по одной из версий, отравили, и он умер. Поняв, что выжить он уже не сможет, он лёг в позу льва, лицом на восток, и, погрузившись в самадхи, достиг восьмой ступени самадхи и погрузился в нирвану. И с тех пор исчез, то есть перестал существовать, его просто нет. На самом деле, его ученики его придумали, его не было фактически. Такая коллизия находится в романе Пелевина «Чапаев и Пустота», когда отряды белых во внутренней Монголии сражались при помощи глиняного пулемёта, который был сделан из пальца Будды. Будда исчез, но его ученики не дали ему исчезнуть. Когда его сожгли, и получился его прах, то в этом прахе нашли несколько шариков, которые остаются, по индуистской версии, от святых. Этот прах и эти шарики были помещены в сосуды, а потом — в различные ступы, которые были разбросаны по Индии. В принципе, вот и всё, пожалуй. Можно ещё много говорить, но вкратце я сообщил то, что сам знаю.
[1] Транскрипт составила Марина Шевченко, ред. Fr. Nyarlathotep Otis.