Имя: Титурель (Титуриэль).
Историчность: Вероятно, мифологический и литературный персонаж, не имеющий исторического прототипа.
Даты жизни: Как рыцарь Круглого стола, относится к эпохе короля Артура (V-VI вв. н. э.), однако родился он не менее чем за 500 лет до этого (то есть примерно в «апостольские времена»). Ещё более запутывает хронологию попытка связать родословную Титуреля с графами Анжуйскими.
Деятельность: Рыцарь Круглого Стола, Король Грааля.
Почитание: Член «учредительной ассамблеи» Ordo Templi Orientis. Также со всей очевидностью относится к категории «пророки, жрецы и короли, которые сберегли Копьё и Чашу, Меч и Диск от невежд», упоминающейся в тексте Гностической Мессы среди Святых EGC.
Титурель — герой неоконченного эпоса Вольфрама фон-Эшенбаха, легендарная личность, тесно связанная со сказаниями о рыцарях «Круглого стола» короля Артура и о священном «Граале», охраняемом братством рыцарей-храмовников. Эпопею Вольфрама (в которой только несколько слов о Титуреле, а главное содержание составляет любовная истории, прямого отношения к Титурелю не имеющая) докончил в ХIII в. Альбрехт фон-Шарфенберг в своём «Новом Титуреле», любимой книге средневековья, напечатанной уже в 1477 г., одновременно с первою Библией. Титурель, по легенде, происходит из того рода графов Анжуйских, который, по народной генеалогии, находился в родстве с королём Артуром; из того же рода происходит и другой «рыцарь Грааля», Парсифаль, который, как и Титурель, является «рыцарь Круглого стола». По Шарфенбергу, Титурель происходил не из графов Анжу, а «от римлян и троянцев».
По легенде, за особую рыцарскую доблесть и особое христианское смирение Титурель удостоился лицезрения Грааля, незримого и недостижимого для непосвящённых. При этом у Вольфрама фон Эшенбаха Грааль никак не связан с христианской реликвией, которая, по-видимому, с первоначальной легендой о Граале стала ассоциироваться позже. Для Вольфрама Грааль — это камень из рая или же «Lapsit exillis», искажённое «Lapis ex illis» (очевидно, ex coelis) — «небесный камень» или «камень света», который был принесён на землю сонмом ангелов и который является в таком сиянии, перед которым «меркнет весь блеск земной». Вольфрам пишет, что Флегетан прочёл имя Грааля в звёздах.
Ангельское пение указало Титурелю путь через некий густой лес к горе Монсальват (Mons salvationis — «гора спасения»), над которою парил Грааль. Титурель выстроил на горе замок, но, хотя Грааль чудесным образом кормил и поил его самого и рыцарей, последовавших за ним, он не опускался, пока Титурель не воздвиг храма для служения Граалю. Титурель организовал службу Граалю из братства рыцарей-храмовников, давших обет безбрачия (лишь королю позволялось вступать в брак с целомудренной девой). После построения храма Титурель был провозглашён первым «королём Грааля».
Служение Священному Граалю так подкрепляло Титуреля, что, по легенде, он прожил 500 лет, пользуясь прекрасным здоровьем. Титурель был женат и передал свою королевскую власть над рыцарским братством своему сыну Фримутелю; от Фримутеля она перешла к недостойному его сыну Анфортасу, после которого «королём Грааля» стало уже стороннее роду Титуреля лицо — Парсифаль. По смерти же Парсиваля Грааль унёсся на небо (по другой версии, переместился в Индию, в царство Пресвитера Иоанна), причём исчезли и построенный Титурелем храм, и самая гора. По образцу храма, подробно описанного Шарфенбергом, сооружались церкви и часовни (напр., «крестовая капелла» Карла IV близ Праги).