Популярный эзотерический словарь: Магия Вуду

Религия Вуду зародилось в африканских королевствах Фон и Конго около 6000 лет назад. Слово «Вуду» происходит из языка фон, на котором оно означает «священный», «дух» или «божество». Другие слова, используемые в Вуду сегодня, также пришли из языков фон и конго. Например, жрицу Вуду часто называют «мамбо» или «манбо». Это — комбинация слова из языка фон, обозначающего «мать» или «магический амулет», и слова из языка конго, означающего «целитель»[1].

Наряду с верой в многочисленных богов и одержимость духами, религиозные представления Вуду включают:

  • почитание предков;
  • ритуалы и предметы, дающие магическую защиту:
  • жертвоприношения животных, использующиеся для выражения уважения к богу, получения его благословения или выражения благодарности;
  • использование фетишей, или предметов, в которых заключена сущность или сила конкретного божества;
  • ритуальные танцы, в которых часто используются искусно сшитые костюмы и маски;
  • ритуальную музыку и игру на музыкальных инструментах, особенно барабанах;
  • предсказания, получаемые при интерпретации физических явлений, например, при бросании шелухи от семян или падении камня определённого цвета с дерева;
  • ассоциации цветов, пищи, растений и других явлений с определёнными лоа (духами) и использование этих явлений, чтобы отдать дань лоа.

В гаитянской версии Вуду считается, что есть только один Бог, Бондье, похожий на Бога других монотеистических религий. Также имеются три важных категории других духовных существ:

 

  1. Лоа — это различные духи членов семьи, а также духи главных сил вселенной — добра, зла, воспроизводства, здоровья, всех аспектов повседневной жизни. Лоа взаимодействуют с людьми на земле. Иногда они «входят» в людей во время религиозных церемоний и посылают им сообщения, а также влияют на то, какие события случаются с людьми, хорошие или плохие.
  2. Близнецы. Любопытный и довольно таинственный набор сил, противоположных друг другу: добро и зло, веселье и грусть и т.д. Если время от времени почитать их на религиозных службах, то они будут помогать притягивать к вам положительные стороны жизни.
  3. Мёртвые. Главным образом, души собственных членов семьи, которые умерли, но ещё не были «воскрешены» семьёй. Игнорируемый семьёй мертвец опасен, почитаемый и имеющий постоянное внимание со стороны семьи очень полезен для неё.

Духовенство Вуду состоит в равной степени из мужчин («хунганов») и женщин («мамбо»). Их функции:

  • целительство;
  • совершение религиозных церемоний с целью вызвать или умиротворить духов;
  • совершение обрядов инициации новых священников;
  • предсказывание будущего и толкование снов;
  • составление заклинаний и создание защитных чар;
  • приготовление зелий для различных нужд (от любовных до смертоносных).

За выполнение любой из них они могут получить плату, но могут и не получать, это зависит от самого священника.

Важная особенность Вуду — «службы», или религиозные обряды. Обычно они совершаются вне помещений, под наспех сделанной крышей, вокруг «поло митан», — центрального столба. Распоряжается церемонией обычно хунган или мамбо. Барабаны используются исключительно для музыкального сопровождения, так как вся служба, собственно, и заключается в исполнении танца. Обязанности полностью поделены между участниками, так как в службе участвуют не только хунган или мамбо, но и почти каждый присутствующий. Хунган управляет музыкой и движением. «Хунси» (исключительно женщины) прислуживают священнику, они обычно одеты во всё белое. Остальные посетители — просто участники службы, и почти в любого из них может вселиться лоа. Пока лоа гостит в теле, человека в нём нет. Если мужской лоа войдёт в женское тело, то о нём будут говорить «он», а не «она», в течение всего времени, пока идёт контакт.

Почти каждая служба Вуду включает в себя жертвоприношения животных. Убивая животное, человек освобождает жизнь. Со временем лоа истощаются от нелёгкой задачи управлять вселенной. Благодаря жертвоприношениям, они могут получить новую силу и за счёт неё омолодиться.

 

Существуют два изначальных вида Вуду:

  1. Рада — это Вуду семейных духов, а также Вуду относительно мирных и счастливых лоа.
  2. Петро, которое распространено в некоторых районах Конго. Это — чёрная магия Вуду, Вуду сердитых, недоброжелательных, опасных лоа. Это течение Вуду имеет дело с опасными проявлениями магии, включая смертельные проклятия, создание зомби и проведение диких сексуальных оргий.

По подсчётам учёных, фактически 95% обрядов Вуду (если не больше) — это разновидности Рада. Таким образом, захватывающие рассказы о чёрной магии Вуду вполне реальны, но, тем не менее, чрезвычайно редки. Петро — это не типичная разновидность Вуду, но всё же она действительно существует. Именно из-за неё Вуду ассоциируется у многих со злом, хотя многие ритуалы Вуду, даже те, которые включают в себя жертвоприношения животных, основаны на уважении к силам природы. Религиозные лидеры Вуду часто становятся лидерами и в обществе, обеспечивая руководство и улаживая споры. Духовные лидеры также часто занимаются целительством. Священники, жрицы и другие практики обычно посвящают большую часть своей работы помощи и заботе о других людях. Лечебные действия составляют, вероятно, 60% всей деятельности священников Вуду. Целители лечат травами, заклинаниями (с помощью лоа и других духов) и, в настоящее время, даже пользуются западной медициной. Проклятия, колдовство и заклинания, нацеленные на причинение вреда, попадают в категорию «бо». Однако большинство антропологов соглашается с тем, что все лидеры Вуду имеют некоторые практические знания «бо», полагая, что понимание принципов того, как это работает, является необходимым для борьбы со злом. Только колдуны, известные как «ботоно», в противоположность обычным священникам и жрицам Вуду, имеют дело с более вредоносными заклинаниями. В некоторых случаях, тем не менее, священники Вуду действуют и как обычные жрецы, и как «ботоно», в зависимости от ситуации.

Согласно учению Вуду, люди имеют одно тело и две души:

  • Ти-бон-анге (маленький добрый ангел). Эта разновидность души подобна совести в западном понимании.
  • Грос-бон-анге (большой добрый ангел). Эта разновидность подобна понятию «душа» в западных теориях о строении человека, но душа в вудуистком представлении гораздо в большей степени отделена от тела, чем в западных теориях. Например, когда человек предстаёт перед Божьим судом, то именно грос-бон-анге представляет его как личность и отвечает за все поступки человека[2].

В ортодоксальном Вуду имеется ряд уровней посвящения, которые обычно достигаются последовательно, по мере того как человек растёт в знании и положении в сообществе вудуистов. Все уровни посвящения доступны как для мужчин, так и для женщин. Непосвящённый человек, который посещает церемонии, принимает советы и лечение от хунгана или мамбо, участвует в совместных церемониях Вуду, называется вудуистом. Это общий термин, как и «христианин» или «буддист». Непосвящённый человек, который связан с определённым храмом, регулярно посещает церемонии и готовится к посвящению, часто называется хунси боссале. Хунси имеет значение «невеста духа», хотя этот термин на Гаити относится как к мужчинам, так и к женщинам. Боссале означает «дикий» или «неприрученный», в смысле неприрученной верховой лошади.

Первая степень посвящения даёт право человеку называться хунси канзо. Канзо относится к огню и церемонии огня, также называемой канзо, и даёт своё название начальному циклу посвящения. Человека-канзо можно сравнить с крещёным христианином. На церемонии Вуду хунси канзо носят белую одежду, поют в хоре и являются вероятными кандидатами на одержимость лоа.

Вторая степень посвящения называется си пвен, или, по-французски sur point («на точке»). Этот значит, что человек подвергается дальнейшим церемониям «на точке», т.е. при покровительстве определённого лоа. После этого человек может считаться хунганом или мамбо, и ему разрешается использовать ассон, символизирующий священство. Си пвена можно уподобить служкам или диаконам в христианстве. На церемонии они исполняют молитвы и песни, проводят ритуалы и являются главными кандидатами на одержимость. Кроме того, они могут посвящать других людей в ранг канзо сенп (простой канзо) или си пвен.

Третий и заключительный уровень посвящения — асогве. Хунган или мамбо асогве сравнимы с епископами в христианстве, поскольку они могут посвящать других жрецов. Асогве могут посвящать других людей в ранг канзо сенп, си пвен или асогве. На церемониях они являются последней властной инстанцией, если лоа не присутствует и не проявляет себя через одержимость. Они также обладают правом последнего обращения, когда требуется присутствие определённого лоа. Хунган или мамбо асогве, как считается, «имеют ассон», т.е. только они могут вручать ассон другому человеку, приближая его к статусу асогве. Даже хунган или мамбо асогве должны уважать хунгана или мамбо, которые посвятили его или её в эту степень, тех, кто был посвящён в ту же степень прежде человека, посвятившего его или её в хунганы или мамбо и т.д. Эти отношения могут становиться довольно сложными. Существует пункт в церемонии ортодоксального Вуду, где все хунганы и мамбо, си пвены и асогве участвуют в ряде ритуальных жестов и объятий, которые служат для объяснения и регулирования этих отношений[3].

Различные тайные общества, занимающиеся злым колдовством, часто выступают под прикрытием ортодоксального Вуду, но приверженцы традиционной религии их к ней не относят. Большинство таких тайных обществ относятся к бизанго (т.е. зомбируют людей), но существует также тайное общество Cochon Gris, члены которого практикуют человеческие жертвоприношения и каннибализм. Члены последнего одеваются в белое или красное, чтобы завуалировать свою принадлежность к этому обществу. Члены тайных обществ иногда становятся одержимы бака — злыми духами, которые бродят по ночам и вселяются в членов бизанго, часто принимая образы животных. Обычная форма бака — человек-волк, оборотень. Бака проявляются также как человек-змея, человек-леопард, человек-слон, человек-крокодил, человек-питон или человек-лев. Они также могут превращаться в хищных птиц, незримо летящих по воздуху, оставляя светящийся след и запах серы там, где они были. Эти хищные птицы нападают на тех, кого пожелают схватить, и уносят их. Другая разновидность злых сил — «призраки», которые совершают отвратительные дела. В Вуду призрак носит название tonton macoute — такое же, какое носила тайная полиция гаитянского диктатора Дювалье.

Бокоры — это жрецы, практикующие чёрную магию. О них говорят, что они «служат лоа обеими руками». Их колдовские действия включают практику создания зомби, а также вызов мёртвых для причинения вреда другим людям. Они могут создавать талисманы, называемые уанга, которые населяются злыми духами бака и используются для злых целей. Некоторые Петро-лоа не брезгуют помогать злым колдунам и исполняют их приказания в обмен на большую жертву. Этот и есть договор между лоа и человеком о помощи в чёрном колдовстве, который называется ангахан[4].

Ритуалы Вуду делятся на несколько уровней. К ритуалам первого уровня относится, например, «Язык духа». Этот ритуал позволяет на элементарном уровне связаться с духами мёртвых. Колдун может задавать духам вопросы, и они могут, конечно, не отвечать или отвечать. Кроме того, они могут лгать. Духи, с которыми колдун входит в контакт, могут быть душами найденных колдуном трупов. Если дух, который будет вызван, неизвестен, колдун должен подчинить его для получения ответов на свои вопросы. Если дух вне тела больше чем семь дней, то информацию от него получить практически нереально. Чтобы осуществить ритуал, колдун должен обвести места контакта кругом и изобразить символы огня, воды, земли, воздуха и эфира вокруг него; в центре должен быть изображён веве (символ) лоа мёртвых Гуэде. Если у колдуна есть часть тела, она должна быть помещена в центр круга; на ней изображается веве Гуэде. Но если тело захоронено под кругом, через его центр и веве Гуэде проделывается отверстие, в которое наливается немного крови для придания духу силу проявиться и способности говорить. Если части тела находятся на поверхности земли, кровь просто разбрызгать по останкам. После разбрызгивания колдун встаёт вне круга и начинает петь «Песню возвращающегося духа» в течение нескольких часов. Потом дух должен ответить на любые вопросы, хотя колдун должен сам судить, что дух может знать и насколько верны его ответы.

К ритуалам второго уровня относится «Пристальный взгляд Эрзули». В этом ритуале колдун использует кровь, которая собрана в шар и перемешана с тремя растениями, связанными с любовью и потенцией. Потом колдун рисует веве Эрзули — в данном случае как знак лоа любви — у себя на лбу и над сердцем. Некоторые другие символы любви должны изображаться на других частях тела, в это время (около часа) колдун поёт. Затем он кладёт на глаза два рубина и поёт заключительные слова песни, после чего рубины и рисунки должны исчезнуть. Теперь колдун может использовать «Пристальный взгляд Эрзули», чтобы приворожить кого-либо. Он смотрит в глаза жертвы, на короткое время концентрируется и применяет силу ритуала.

К ритуалам третьего уровня относится «Голос Собо», который позволяет временно делать своих врагов глухими, поскольку лоа грома — Собо — даёт колдуну свой могущественный голос. Колдун должен взять в одну руку горстку кремниевой пыли, а в другую — равное количество пыли магнитного камня. Он должен петь 10 минут, после чего произнести заклинания и сжать ладони, прокричав имя Собо. После это колдун издаёт оглушительный звук грома, и все, кто находится в радиусе трёх метров, должны временно оглохнуть.

К ритуалам четвёртого уровня относится «Защита Гранс Бва». С помощью этого ритуала колдун призывает помощь Гранс Бва — лоа леса. Многие вудуисты использовали этот ритуал, чтобы убежать от своих врагов. Колдун берёт ветки, ягоды, сухую траву и т.п. из леса и складывает их в форме веве Гранс Бва. В это время (около двух часов) колдун поёт, а затем обливает веве своей кровью. После этого лес начинает помогать колдуну.

Согласно учению Вуду, смерть — не конец жизни. Тело — это всего лишь оболочка жизненной силы, которое распадается, когда душа, оживлявшая тело, возвращается в землю в виде энергия. Грос-бон-анге возвращается к высшим областям вселенной, космическая энергия из которых была взята прежде; она присоединяется к другим лоа и сама становится лоа. Ти-бон-анге парит какое-то время вокруг тела и даже после ритуалов, который исполнял хунган, и только затем уходит в царство мёртвых.

Посмертные ритуалы имеют в Вуду большое значение. Глава рода должен отослать грос-бон-анге в царство мёртвых, Гинен, в космическое сообщество духов-предков, и члены семьи будут поклоняться ему как лоа. Если же этого не сделать, грос-бон-анге может остаться на земле, и это будет очень плохо для членов рода.

Ти-бон-анге девять дней парит вокруг тела, и в это время должен быть исполнен ритуал Новена, который гарантировал бы, что ти-бон-анге остаётся вместе с телом. Если это не сделано, ти-бон-анге может блуждать по земле. Некоторые секты Вуду полагают, что каждый человек имеет в себе злое начало. Когда душа, называемая в этом случае дуппу, находится в теле, она управляется мозгом и сердцем, и человек не будет отрекаться от себя и предаваться злу. После смерти дуппу выходит и, ничем больше не сдерживаемая, становится способной к ужасным действиям. Обряд Новена гарантирует также, что это зло, которое при жизни пребывает во всех людях, останется вместе с телом в могиле.

Хунган может ритуально отделять ти-бон-анге от плоти и выпускать её, чтобы та могла жить в тёмных водах в течение одного года и одного дня. После этого семья ритуально принимает душу, называемую теперь эспритом. Эсприт помещается в специальный глиняный сосуд гови, где его кормят и обращаются с ним как с лоа.

Даже после смерти может не наступить покой, и ваше тело может использоваться для злых дел. Для этого Вуду проделывают специальный обряд над могилой умершего. Для проведения отряда нужно полить могилу ромом, кинуть 3 монеты и бить бамбуковой палкой по могиле. После этого злой дух попадает под власть лоа и может использоваться для преследования. Ещё один ритуал называется «насыланием смерти» и используется для того, чтобы злой дух завладел человеческим телом и душой. Ритуалы, происходящие на кладбище, называются «prise du mort».

Магия Вуду известна «оживлением мертвецов» — зомбированием. Зомби делятся на две группы: телесные и астральные. После смерти в определённый период лоа может захватить душу и сделать её астральным зомби. При этом душа будет находиться среди живых и никогда не будет знать покоя, а лоа будет использовать его для своих злых целей. Если астральные зомби — это душа без тела, то телесные зомби (кадавры) — тело без души. Кадавров создают бокоры. Они проводят ритуал над человеком, после которого он умирает, а через некоторое время оживает, но без души[5]. Этот процесс схож с заказным убийством. Неугодный человек становится жертвой колдовских чар, заболевает, потом умирает. Его хоронят, соблюдая соответствующие обряды. А через несколько дней по велению колдуна откапывают. Колдун совершает над умершим определённый ритуал, и покойник оживает. Он не может говорить, не проявляет никаких эмоций, но, подчиняясь воли оживившего его колдуна, действует и наводит ужас на людей.

Долгое время феномен зомби оставался загадкой. Немало учёных пыталось объяснить это явление, но только в последнее время удалось приоткрыть завесу над тайной зомби. Стало известно, что живого человека превращают в зомби с помощью некоего яда. Американскому этноботанику Уэйду Дэвису, посетившему Гаити именно с целью изучения этого феномена, удалось раздобыть немного порошка «зомби» и подвергнуть его химическому анализу. Оказалось, что основной составляющей этого снадобья является сильнодействующий яд тетродотоксин, один из сильнейших природных ядов нервнопаралитического свойства. По своему действию он в 10 раз превосходит знаменитый кураре и более чем в 400 раз — стрихнин. Это вещество содержится в организме некоторых животных, в том числе в рыбе, называющейся иглобрюхом. По мнению Дэвиса, процесс приготовления «порошка зомби» следующий: иглобрюха сушат на солнце от 2 до 5 дней, а затем измельчают в порошок. Для другого компонента необходима гаитянская жаба ага (Bufo marinus), которую нужно продержать ночь в банке вместе с морским червём, который будет её кусать. В результате каратоидные железы жабы вырабатывают большое количество химических веществ — буфотеин, буфогенин, буфотоксин. Утром жабу и червя убивают, сушат на солнце и тоже растирают в порошок. Также добавляют желчный пузырь мёртвого мула или человека, некоторые местные растения, человеческие останки, предпочтительно свежие (особенно ценятся кости и кожа ребёнка), чёрный порох и тальк. Отравление — операция, требующая большой осторожности. Слишком большая доза может вызвать подлинную смерть. Когда зомби выкапывают, его насильно кормят смесью батата и дурмана, усиливающей воздействие тетродотоксина и вызывающей галлюцинации, под воздействием которых зомби бродит по улицам, сопровождаемый возгласами ужаса прохожих.

Надо отметить, что тетродотоксин по-разному влияет на гаитян и европейцев. Если последние, оправившись после отравления, возвращаются к нормальной жизни, то гаитяне послушно играют роль зомби. Здесь мы переходим в область чистой психологии: европеец воспринимает отравление как болезнь, гаитянин же верит в то, что навсегда покинул мир живых людей, и ему не остаётся ничего другого, как подчиниться воле колдуна[6].

Не менее чем зомби (и тоже в значительной степени благодаря кинематографу) известна такая важная часть вудуизма как «кукла Вуду». Куклы в том виде, в котором они нам известны, чужды традициям гаитянского Вуду. Вудуисткие бокоры практиковали эту форму фетишизма, принесённого в Новый Свет африканской диаспорой, и использовали куклы и изображения, чтобы причинять зло выбранным жертвам. Но даже эти «куклы» имеют только небольшое сходство с куклами, которые большинство людей связывает с практикой Вуду. Традиция создавать и использовать кукол Вуду в недобрых целях, протыкая их булавками и подвергая всевозможным непристойностям, является специфической особенностью того, что называют «новоорлеанским Вуду». Исследователь новоорлеанского Вуду Бакланд определяет куклу как «фигуру, сделанную в виде человека и используемую в магических ритуалах. Сделанная из ткани, воска, глины, или любого другого вещества, она может походить в точности или не походить совсем на человека, которого представляет». Также он отмечает, что матерчатые куклы «всегда были более популярны в магии, особенно в ритуалах по целительству». Часто к кукле добавлялись частички ногтей или волос, и тогда кукла воспринималась уже как копия человека, которому необходимо лечение. Потом священник произносил заклинание: «Существо из ткани, ты — подобие [имя], и всё, что я делаю по отношению к тебе, будет сделано и к [имя]», или что-то в этом роде.

Многое в процессе создания куклы Вуду напрямую зависит от того, кто её создаёт. Традиционно изготовитель нацелен на то, чтобы сконцентрировать все свои мысли и усилия на создание куклы, представлять на протяжении всего времени изготовления всевозможные несчастья, которые только могут обрушиться на жертву (если кукла используется в целях порчи). Некоторые практики проводят целые дни, создавая и «заряжая» куклу, всё время держат её в поле зрения и вымещают весь свой гнев и злость на неё. Потом кукле, наконец, присвоят имя намеченной жертвы, и ритуальное использование куклы может начаться. Этот процесс редко терпит неудачу, если желание и намерение создателя ни на мгновение не колеблется. Если же это случается, то в этом случае полученное наказание может оказаться намного слабее намеченного.

Одна из форм позитивного (но тоже манипулятивного) колдовства, для которого превосходно подойдёт использование кукол Вуду — традиционное магическое «связывание». В этом случае практик ритуально связывает куклу, которую заряжают энергией и называют именем рассматриваемого человека, тем самым предохраняя его от причинения вреда или зла другим. Таким образом, усилия «связанного», нацеленные на причинение вреда, ни к чему не приведут; а человек, которого защитил практик, не испытает никакого вреда от «связанного». Хотя есть и обратные ритуалы, которые, наоборот, нацелены на причинение зла. Описываются даже такие обряды, когда человеку, представленному в виде куклы, устраивают своеобразные ритуальные похороны. И как только это будет сделано, человек начинает непонятным образом чахнуть, и наконец умирает. Этот вид ритуала весьма обычен среди тех, кто использует куклы Вуду в недобрых целях[7].

Говоря о Вуду, нельзя не упомянуть ещё одно его специфическое ответвление — гностическое Вуду. Эту ветвь представляет Ordo Templi Orientis Antiqua, в 1921 году, как предполагается, отколовшийся от французского отделения Ordo Templi Orientis (идущего от Теодора Ройсса) и разросшийся до 16 степеней (упоминаются и другие версии истории этого ордена[8]). О.Т.О.А. включил в себя материалы нескольких неогностических течений, масонского обряда Мемфмс-Мицраим и одиннадцатой степени гомосексуальной магии. Его наиболее серьёзным апологетом и мощным объединительным центром стал американец Майкл Пол Бертьё (родившийся в 1935 году), бывший теософ, связанный с увлекавшимся спиритизмом Генри Смитом. Система Бертьё работает исключительно на магической, а не на масонской основе, и сексуальная магия рассматривается как важное направление этого исповедующего Вуду общества[9]. Кроме сексуальной магии, члены ордена практикуют гоэтическую магию, но «тайное тайных» — это «гностическое Вуду», которое, согласно орденским легендам, идёт ещё с Атлантиды. Главные лоа соотносятся с Древними лавкрафтианского пантеона (например, с Ктулху). Эти Древние воспринимаются как глубочайшие пласты подсознания, связанные с т. н. Тоннелями Сета — «изнаночной» стороной мира[10].

Некоторые недобросовестные жрецы Вуду на Гаити пользуются невежеством иностранцев и исполняют фальшивые церемонии. Они решили, что никогда не откроют «секретное» знание Вуду нечёрному негаитянину. Однако другие жрецы Вуду считают, что все люди избраны, поэтому жрецы, которые отказываются обучать и посвящать иностранца, будут страдать из-за этого. Посвящение требует существенного периода обучения. Обязательство, данное иностранцем, считается достаточным, чтобы прекратить любое умалчивание со стороны священников Вуду. Белые приверженцы Вуду должны иметь уважение к африканцам и вообще к чёрным, так как они являются источником учения Вуду[11]. Общее число приверженцев Вуду в России невелико. Они существуют в рамках общей традиции современной магии. Известным проповедником традиции Вуду в России является писатель (автор нескольких книг о Вуду) Павел Гросс[12].

 

 

 

[1] http://www.woodu.ru/africa.php; на этом же сайте можно найти другую информацию по истории и традициям Вуду.

[2] http://www.woodu.ru/

[3] Посвящение (Вуду) (http://astromag.at.ua/blog/posvjashhenie_vudu/2011-07-19-774).

[4] http://www.woodu.ru/

[5] Там же.

[6] Тайна зомби приоткрыта; из книги: Анцышкин И.В. 200 знаменитых отравлений. — Харьков, 2005

(http://4stor.ru/uchebnik/osnovi/3964-tayna-zombi-priotkryta.html).

[7] http://www.woodu.ru/

[8] См., напр.: http://www.teurgia.org/index.php?option=com_content&view=article&id=786%3aordo-templi-orientis-antiqua&catid=98:-q-q&Itemid=138

[9] Петер Р. Кёниг. История Ордена Восточных Тамплиеров

(http://www.parareligion.ch/sunrise/intro.htm).

[10] Из частного общения с анонимным источником, близким к высокопоставленным членам О.Т.О.А.

[11] Белов Николай Владимирович. Тайны магии Вуду (http://www.revolar.ru/magic/197-magic-29.html).

[12] Вуду в России (http://www.inomir.ru/magick/voodoo/53290.html).