Как и многие другие определения, обозначающие разновидности магии[1], термин «высшая магия» может пониматься достаточно широко. Профанизация оккультных наук всё чаще приводит к искажению этого термина, к использованию слова «высший» в рекламных целях, как популярного «бренда», либо в значении «высшие проявления того или иного направления магии». В последнем случае с определением «высшая магия» зачастую соседствует название традиции, к которой принадлежит эта «высшая магия»: «Высшая магия НЛП»[2], «Высшая магия талисманов»[3], «Высшая магия и руны»[4] и т. п. Это словосочетание может служить и для того, чтобы выделить «своё» направление магии от «всех остальных», которые априори причисляются к «низшей», а то и к «чёрной» магии. Некоторые современные экстрасенсы и парапсихологи именуют свои методы исцеления или открытия чакр «третьего глаза» Высшей Магией, однако чаще считается, что высшая магия доступна немногим Посвящённым, и это «дар свыше, заслуженный в течение многих воплощений»[5]. Нередки и случаи[6], когда слово «высший» присваивается вообще без всяких на то оснований, а «высшие маги» не обладают ни познаниями, ни способностями ни в одном из существующих направлений. Тем не менее, истинное значение термина, хотя и может колебаться в достаточно больших пределах, имеет довольно чёткую смысловую нагрузку.
Одно из наиболее распространённых определений высшей магии — это теургия, т. е. способность адепта к взаимодействию с высшими силами, ангелами, богами, духами и другими могущественными разумными силами (прежде всего с Богом монотеистических религий, поскольку западная оккультная традиция, откуда «родом» этот термин, имеет христианские корни) и с их помощью возможность изменять ход событий, исцелять безнадёжных больных и т.п.[7] Согласно другому определению, высшая магия — это герметизм, т. е. направление в магии, ориентирующееся на логический и близкий к научному подход, берущее начало из идей Гермеса Трисмегиста[8]. С обеими этими точками зрения сопоставимы и представления Западной магической традиции, что высшая магия включает как знание Святого Ангела-Хранителя (то есть своей истинной внутренней сущности), так и процесс, ведущий к высшим ступеням Посвящения[9], — иначе говоря, Великое Делание. Задача высших магических операций — освободить душу от уз материального мира и дать ей возможность общаться с Богом и различными духовными сущностями[10], и в этом смысле она противопоставлена любой магии, имеющей целями изменение материальных аспектов магии (низшей магии, или колдовству).
[1] См. Магия, Магия чёрная, Магия белая и пр. [2] http://obiznese.com/load/33/201454-33-1-0-1454.html [3] http://www.extra-mir.ru/club/user/2051/blog/vysshaya-magiya-talismanov-/ [4] http://www.prosvetlenie.org/mystic/26/16.html [5] http://magik.ru/slovar/magik-332.php [6] Напр., http://my.mail.ru/community/magistralnoe/ [7] http://magik.ru/slovar/magik-332.php [8] http://www.aums.ru/ezoterika/ezoterika-2.html?show=136 [9] Wouter J. Hanegraaff. Dictionary of Gnosis & Western Esotericism. © Copyright 2006 by Koninklijke Brill NV, Leiden, The Netherlands. Koninklijke Brill NV incorporates the imprints Brill Academic Publishers, Martinus Nijhoff Publishers and VSP. [10] Халдейские оракулы. — Ганга, 2010. Серия: Магические гримуары.