Имя: Юлиана Норвичская (Нориджская).
Историчность: Исторический персонаж.
Даты жизни: 8 ноября 1342 — ок. 1416 или 1430.
Деятельность: Духовная писательница.
Почитание: Не была канонизирована, но почитается как католиками, так и протестантами. Иногда упоминается как Святая Ecclesia Gnostica Universalis, хотя в официальный список не включена.
О жизни Юлианы сохранилось очень мало сведений, взятых главным образом из её книги «Откровения божественной Любви». Известно, что Юлиана жила примерно между 1342 и 1430 годами. Этот период был очень неспокойным для Церкви, что связано с расколом, произошедшим после возвращения Папы из Авиньона в Рим, и для жизни народа, который переживал последствия долгой войны между Англией и Францией. Как рассказывает Юлиана, в мае 1373 года (вероятно, 13 числа) её настигла тяжёлая болезнь, и казалось, что через несколько дней она должна была умереть. После того, как священник, поспешивший к её изголовью, показал ей на распятие, Юлиана не только быстро выздоровела, но и имела шестнадцать видений, которые описала позднее в своей книге. Через пятнадцать лет после этих событий их смысл будто бы открыл ей сам Иисус: «Знай же: то, что Бог открыл тебе — это любовь. Кто тебе её показал? Любовь. Почему Он тебе её показал? Из любви… Так ты поймёшь, что наш Господь — это Любовь».
Вдохновлённая божественной любовью, Юлиана решила радикально изменить свою жизнь. Как древние анахореты, она поселилась в келье близ церкви, посвящённой св. Юлиану, в центре Норвича. Предполагается, что своё имя Юлиана взяла именно от святого, которому была посвящена церковь, при которой она прожила много лет, до самой смерти. Известно также о том, что Юлиана часто принимала визитёров, как явствует из автобиографии другой пылкой христианки того времени Марджери Кемп, которая отправилась в Норвич в 1413 году, чтобы получить совет о духовной жизни. При жизни Юлиану, как написано на надгробном камне, называли «Мать Юлиана», поскольку она стала матерью для многих.
В одиночестве, наполненном Богом, Юлиана Норвичская написала «Откровения божественной Любви», и до наших дней дошли две редакции этого труда, одна краткая, вероятно, более древняя, и другая более пространная. Эта книга содержит оптимистичное послание, основанное на уверенности в том, что люди любимы Богом и защищены его провидением. В видения Юлианы Норвичской часто возвращается тема божественной любви, которую она, не колеблясь, сравнивает с материнской любовью. Именно это одно из главных посланий мистической теологии Юлианы. Забота и доброта Бога, по её мнению, настолько велики, что напоминают любовь матери к своим детям. Юлиана Норвичская поняла главное послание для духовной жизни: Бог есть любовь, и только когда полностью и с верой откроешься к этой любви и позволишь ей стать единственным наставником в жизни, всё переменится, ты найдёшь истинный покой и настоящую радость и будешь способен дарить их вокруг себя.
Вместе с Роллом из Хэмпола и анонимным автором трактата «Облако неведения» Юлиана Норвичская принадлежит к крупнейшим мистикам английского Средневековья. Она не была канонизирована, но глубоко почитается как католиками, так и протестантами. Её откровения процитировал Томас Элиот в одном из своих квартетов: «Грех неизбежен, но // Всё разрешится, и // Сделается хорошо» («Литл Гиддинг», пер. А. Сергеева). Томас Мертон назвал её величайшим английским мистиком и богословом. Современное изваяние Юлианы украшает фасад англиканской церкви в Норвиче. В иконографии широко распространено изображение Юлианы Норвичской с котом.