Ромове-Рикойто

Краткий отчёт о поездке

в район древнего прусского святилища

 

15 июля рабочая группа «93 in 39» совершила разведывательную поездку в один из предполагающихся районов древнего прусского святилища Ромове-Рикойто. По легенде святилище в Ромове было основано легендарными правителями пруссов Видевутом и Брутеном. Когда это произошло, точно не известно. Но одно можно сказать точно: в VIII веке оно уже существовало и играло большую роль в жизни местных балто-славянских племён, как следует, например, из «Прусской хроники». Более поздние свидетельства говорят о том, что население восточной Прибалтики — прежде всего, балто-славянское население — воспринимало Ромову как главное своё святилище, что ставит её, как минимум, на уровень великих святилищ Европы — таких как Аркона, Уппсала или Ретра. И на самом деле, связь Ромовы, к примеру, с белорусскими землями подтверждается многочисленными литвинскими-белорусскими топонимами (названия типа «Ромава», «Раманава» и т.п. в Беларуси обычно были сакрализируемыми центрами близлежащей территориальной округи) и историческими свидетельствами. К тому же, если прусск. Ramawa значило «Ромова», то ramawan — священный лес вообще.От других великих святилищ Ромову отличает местонахождение: Ромова — святилище в центре Европы и, стало быть, не просто главное святилище одного или нескольких народов, но — «главное» капище Европы. Этот единый для всех пруссов культовый центр по своей конструкции близок обычным городищам и представлен в Пруссии дважды. Один из них, условно датируемый V-Х вв. н. э. и сопоставимый с центром культовой и административной власти Брутена и Видевута — Рикойто (нем. Латайнерберг), — располагался в пределах древнейшего в земле пруссов дружинного региона на побережье Натангии, в 1 км северо-западнее Липовка (Грюнвальде), 6 км восточнее г. Мамоново (Хайлигенбайль), на южном берегу р. Витушка (Ярфт). Грандиозные размеры площадки городища (205×182 м) и его вала, отсутствие на городище культовых напластований (лишь предматериковый слой грунта сохранил следы довольно мощного прокала) выделяют его из ряда остальных прусских городищ.

Ещё более внушительные размеры имело второе святилище в урочище Шлоссберг (посёлок Бочаги Черняховского района). Оба объекта располагались в излучинах рек. Перенесение Ромовы с запада от беспокойной польской границы на восток, в Надравию, было связано с походами в начале XI в. Болеслава Храброго, предпринятыми в отмщение за гибель св. Адальберта и направленными против прусского язычества. Правда, местные легенды объясняют уничтожение Ромовы польским набегом времён Лешека Старого (IX в.). Перенесение святилища в Надравию не отменило поклонение пруссов священному дубу и близ старого древнейшего Ромове, где впоследствии вырос город Хайлигенбайль. Поклонение дубам осуществлялось и в других уголках Пруссии. И по сей день в г. Ладушкин растёт дуб диаметром около двух метров. Говорят, что ему около 900 лет. Сохранение многих дубовых рощ от вырубок в христианское время можно связать с их сакральным значением для прусских аборигенов. Культовую традицию поклонения богу грома и молний принесли в Балтию прямые предки пруссов — племена шнуровой керамики. Окончательное сложение системы прусских верований как в идеологическом, так и в общественно-административном отношении можно отнести к XI-ХII вв. По степени жёсткой культовой регламентации жизни и значительной роли жречества в общественной деятельности эта система наиболее близка традициям кельтских друидов конца I тысячелетия до н. э.

Ромова — последнее европейское великое святилище. Уппсала пала в начале XI века, Аркона и Ретра — в середине XII века, Ромова же держалась до конца XIII века, причём жречество Ромовы функционировало — пусть и на новом месте, в Вильно — в течение ещё двух столетий после захвата Пруссии крестоносцами. По некоторым преданиям, именно на капище Ромовы был перенесён священный огонь из Арконского храма после разграбления Рюгена королём Вольдемаром и крестоносцами. Ромова была долгое время столицей древней Пруссии. В 1015 году Болеслав Храбрый, король Польши, вступил с войском на территорию Пруссии и разорил Ромову. Он предал огню изображения богов и святынь, но после отступления поляков пруссы всё восстановили заново. Дуб оставался ещё долгое время на этом месте. Даже после того, как язычники-пруссы были обращены крестоносцами в христианство, они тайком молились у дуба. Чтобы положить конец столь нехристианским обычаям, епископ Эрмланда приказал магистру Винриху Книпроде срубить священный дуб. На его месте Петрус фон Зор построил монастырь Св. Троицы. Однако место, на котором некогда рос дуб, в течение долгого времени считалось проклятым. По легендам в монастыре временами неистовствовал, пугая монахов, сам Сатана. Из Германии был приглашён экзорцист. Он изготовил крест из чистого золота, в палец длиной, и треугольное кольцо, на котором написал таинственные слова. Обе эти вещи он закопал под угловым камнем церкви. С тех пор «сатана» покинул местность и оставил монастырь в покое. Позднее монастырь был разрушен. В 1708 году владельцем этих земель был барон фон Килитц, по приказу которого были удалены остатки стены. Под руинами-то и были найдены крест и кольцо. Дворянин подарил оба предмета городу Кёнигсберг. Письмена же, начертанные на кольце, никто так и не смог расшифровать.

В центре святилища Ромове, как свидетельствует Симон Грунау, рос вечнозелёный дуб. Среди его ветвей находились изображения богов: Перкуно с пламеневидными волосами, Потримпо с венком из злаков на голове, и Патолло. Дерево охранялось жившими поблизости вайделотами (жрецами). На расстоянии шага дуб был окружён шестами с растянутыми между ними полотнищами, одно из которых, возможно, являлось «знаменем Видевута». За священную занавесь могли заходить лишь сам Криве (верховный жрец) и особо приближенные жрецы для проведения важных обрядов. Здесь горел вечный священный огонь, поддерживаемый вайделотами, жила змея, пьющая молоко из большого сосуда, рядом находились черепа человека, коня и быка. При массовых молениях пруссы пили священные напитки — молоко и мёд. Моления проходили в дни народных праздников или в экстраординарных случаях.

Целью нашей первой экспедиции было выяснение подступов (в том числе подъездов) к месту, а также предварительное «прощупывание» местности на физическом и «нефизическом» плане: изучение ландшафтов, отслеживание ощущений и пр. Мы руководствовались картой наhttp://wikimapia.org/21963995/ru/Ромова-Латайнерберг, однако до самого места в этот раз не добрались. Ниже представляем небольшой фотоотчёт о поездке, дальнейшие исследования местности планируются.

См. также:

·         Ромова. Священный Дух древней Пруссии

·         Боги и культовые обряды

·         Священная секира

·         Ромове не любит шума

·         Латайненберг (фотографии)

Съезд с грунтовки Мамоново-Липовка на боковую дорогу

(по всей видимости, ближайшую к месту)…

 

…довольно широкую в начале,

но постепенно зарастающую травой.


В траве попадаются ржавые снаряды

времён Второй мировой…

 

…а также воронки от взрывов,

некоторые из которых после дождей заполняются водой.


Другие следы жизнедеятельности человека

относительно немногочисленны.

 

Попадаются и следы жизни (например, норы) других животных

(также нам встретился здоровенный заяц, но позировать не захотел).


Этот пень (около метра в диаметре), конечно же,

не от «того самого дуба»…

 

…и эти камни, скорее всего,

тоже вполне естественного происхождения.


Боковая дорога заканчивается в паре сотен метров от основной,

заросшая травой и преграждённая буреломами…

 

…иногда не совсем легко проходимыми

для участников экспедиции.


Развилка дороги ведёт к большой (около 100 м в диаметре) поляне,

«охраняемой» почти со всех сторон огромными борщевиками.

 

Иногда эти ядовитые растения образуют целые заросли

в два человеческих роста.


Охраняется поляна и другими недоброжелательными существами:

жгучей крапивой и колючей малиной.

 

Два больших дуба посреди поляны позировать не захотели,

зато нам удалось сфотографировать священного подростка.


По заросшей крапивой поляне так и хотелось пройтись с хорошей косой и мачете. Судя по защищённости этой территории, если где из обследованной нами территории и делать ритуальную площадку, то именно на этой поляне (тем более что рядом есть довольно удобное место для размещения палаток). Однако, несмотря на то, что в целом местность произвела приятное впечатление на обоих присутствующих операторов, на «нефизическом» плане ничего экстраординарного нами замечено не было. Мы пересекли небольшой ручеёк, образовавшийся из-за дождей и дошли до просеки, по которой протянута линия электропередач. За просекой в лесу (до этого преимущественно лиственном: дуб, берёза, осина, ольха) стали всё больше появляться ели, но далеко мы не пошли, ограниченные во времени (очень много времени ушло на выпутывание из многочисленных колючек). Как позднее выяснилось по более подробной карте, мы повернули примерно на полпути к цели, но ещё планируем туда вернуться и проделать этот путь целиком.

Жёлтым кругом обозначен район первой экспедиции,

красным — предположительное место святилища.